Решение по гражданскому делу



--

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-- г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Быкова В.А.,

при секретаре Заболотиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Червякова Сергея Николаевича к военному комиссариату Амурской области о взыскании выходного пособия и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Червяков С.Н. предъявил иск к военному комиссариату Амурской области, в котором просит суд взыскать в его пользу с ответчика -- рубля 92 копейки выходного пособия за третий месяц после увольнения, а также -- рублей компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал следующим.

-- Червяков С.Н. был уволен из военного комиссариата Амурской области по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по сокращению штатов. За два месяца после увольнения работодатель выплатил ему выходное пособие, а для того, чтобы получить выходное пособие за третий после увольнения месяц, он -- обратился в ГУ Амурской области Центр занятости населения города Свободного для постановки на учет в качестве безработного. Он предъявил специалисту Центра занятости свой паспорт и трудовую книжку, но его на учет не поставили, так как у него не было справки о заработной плате. В тот же день он обратился к специалисту по кадрам отдела военного комиссариата Амурской области по г. Свободному за такой справкой, но справку ему выдали только -- Поскольку он встал на учет позже 14 дней со дня увольнения, то Центр занятости не выдает ему разрешение для получения пособия за третий месяц после увольнения, хотя приказ военного комиссара Амурской области о выплате ему такого пособия был уже издан --, но позже был отменен из-за отсутствия разрешения Центра занятости. Истец считает, что он не по своей вине был взят на учет в качестве безработного позже положенного срока, поэтому был лишен возможности получить пособие за третий месяц. Кроме того, истец считает, что ему был причинен моральный вред тем, что ему не выдали вовремя положенную справку, который он требует компенсировать.

Представитель военного комиссариата Амурской области Тысячный Ю.В., действующий на основании доверенности от --, иск не признал, мотивируя тем, что согласно пункта 4 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от -- --, Червякова С.Н. обязаны были поставить -- на первичный учет в качестве безработного и без справки о заработной плате, а затем принять решение о выплате пособия за третий месяц, если он не будет трудоустроен. Поэтому вины военного комиссариата в том, что Червякову С.Н. не выдали разрешение в Центре занятости, нет, и оснований для компенсации морального вреда также нет.

Представитель ГУ Амурской области Центр занятости населения города Свободного, привлеченного к участию в деле на правах третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФИО5, действующая на основании доверенности, привела следующие доводы.

Условия порядок предоставления обеспечения социальной защиты от безработицы закреплены Законом РФ -- от -- «О занятости населения в Российской Федерации». Этим законом также закреплены условия и порядок признания гражданина безработным, критерии, в соответствии с которыми предлагаемая безработному гражданину работа считается подходящей, условия и сроки выплаты пособия, прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера, а именно, согласно пункта 2 ст. 3 этого Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в поисках подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудовых договоров определены ст. 178 ТК РФ.

С момента передачи полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения на уровень субъекта РФ центр занятости осуществляет функции по оказанию государственных услуг в соответствии с Административными регламентами утвержденными приказами Минздравсоцразвития России.

На основании представленных документов: паспорта, трудовой книжки, документа об образовании, справки о средней заработной плате (исх. -- от --), Червяков С.Н -- был зарегистрирован в качестве гражданина, ищущего работу.

Приказами центра занятости населения: -- от -- «О признании безработным», -- от -- «О назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице» Червяков С.Н. был признан безработным с -- Условия и сроки выплаты пособия были определены с учетом п. 3 ст. 31 указанного Закона. С вышеназванными приказами Червяков С.Н. был ознакомлен под роспись и согласен.

Согласно лицевому счету за период с -- по -- центром занятости населения Червякову С.Н. выплачено пособие по безработице в размере 4433,11 руб.

Исходя из вышеизложенного, Червяков С.Н. за государственной услугой содействие в поиске подходящей работы, с пакетом необходимых документов обратился в центр занятости населения --, в связи с чем решение о выплате ему выходного пособия за третий месяц центром занятости населения не принималось. Однако, Червяков С.Н. был обеспечен гарантией социальной защиты в виде пособия по безработице, выплаченного за период с -- по -- Иных сведений в регистре получателей государственных услуг в отношении Червякова С.Н. не зарегистрировано.

Свидетель ФИО6 показала, что работает в отделе военного комиссариата Амурской области в г. Свободном и в ее должностные обязанности входит работа с кадрами. Червяков С.Н. был уволен --, в тот же день она ему говорила, что необходимо будет встать на учет в органах службы занятости населения для того, чтобы он получил пособие за третий месяц после увольнения. Первоначальная справка о заработке Червякова С.Н. была утеряна в почте военкомата, поэтому, когда -- он обратился к ней за справкой и сказал, что его не поставили на учет, поскольку не было справки о заработке, она запросила такую справку повторно в военном комиссариате -- в --, поскольку сама такую справку не заверяет. Поэтому, Червяков С.Н. получил такую справку только --

Свидетель ФИО7 показала, что работает в ГУ Амурской области Центр занятости населения города Свободного и в ее должностные обязанности входит прием граждан для постановки на учет, оказание им необходимых консультаций. Она работала --, но когда именно и с каким заявлением приходил Червяков С.Н. она не помнит, так как за день проходит много граждан. На столах в помещении, где происходит прием граждан, находятся бланки заявлений для постановки на учет, она объясняет какие именно документы необходимо представить для постановки на учет.

Свидетель ФИО8 показала, что работает главным инспектором ГУ Амурской области Центр занятости населения города Свободного. Всех обратившихся граждан Центр занятости ставит на первичный учет, затем можно перевести на другой учет, когда будут представлены необходимые справки.

Свидетель ФИО9 показала, что приходится женой Червякову С.Н. -- они вдвоем приходили в ГУ Амурской области Центр занятости населения -- для того, чтобы муж встал на учет безработным и получил пособие за третий месяц. При ней он говорил с инспектором, но она сказала, что у него не хватает справки о заработке, поэтому муж не стал писать заявление на для постановки на учет.

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Записью в трудовой книжке Червякова С.Н. и выпиской из приказа военного комиссариата Амурской области от -- -- подтверждается, что Червяков С.Н. был уволен с должности слесаря-ремонтника военного комиссариата Амурской области -- по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по сокращению штатов.

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО9 подтверждается, что Червяков С.Н. обратился в органы службы занятости населения для регистрации в качестве безработного --, то есть в последний день двухнедельного срока после увольнения.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции РФ правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

Обращение уволенных граждан в государственные органы занятости является законодательно предусмотренной формой трудоустройства граждан. Обращение граждан в органы занятости по месту жительства для регистрации регламентируется Законом РФ от -- N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".Кроме того, на момент обращения Червякова С.Н. в ГУ Амурской области ЦЗН города Свободного действовал Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный Постановлением Правительства РФ от -- N 458.Конституционный Суд РФ в определении от -- N 105-О дал оценку тому, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.

Кроме того, ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как указывается в п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от -- N 20-П, перечень случаев (социальных рисков), с которыми названная конституционная норма связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Вместе с тем, относя установление таких фактов к сфере регулирования законом, она подтверждает конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в ней и предусмотренных законом случаев. Они обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека. Пункт 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на защиту от безработицы. Такая защита обеспечивается наряду с иными мерами материальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными.

В свете этого суд считает, что отсутствие у Червякова С.Н. справки о заработной плате при обращении в органы службы занятости населения --, хотя и в последний день установленного ст. 178 ТК РФ двухнедельного срока, само по себе не должно было рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность постановки Червякова С.Н. на первичный учет в соответствии с п. 4 указанного выше Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от -- N 458.

Другое обстоятельство, что представление такой справки необходимо было для регистрации обратившегося гражданина в целях поиска подходящей работы согласно п. 7 указанного Порядка, и такая регистрация в силу п. 15 Порядка необходима была для последующей регистрации гражданина по п. 16 этого Порядка в качестве безработного. Наличие регистрации гражданина в качестве безработного является обязательным условием для принятия органами службы занятости населения решения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения и, как следствие, для выдачи уволенному работнику справки об этом.

Как следует из показания свидетеля ФИО6 -- Червяков С.Н. не получил справку о среднем заработке по месту исполнения своих трудовых обязанностей в отделе военного комиссариата Амурской области по г. Свободному, поскольку отдел не имел возможности ее изготовить, такую справку готовят в военном комиссариате Амурской области в г. Благовещенске.

Поэтому, суд считает доказанным, что Червяков С.Н. по независящим от него причинам не смог представить -- в органы службы занятости населения справку, необходимую для регистрации его в качестве безработного.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что ГУ Амурской области ЦЗН города Свободного без достаточных на то оснований не поставил Червякова С.Н. на первичный учет --, в силу чего возникли формальные основания для решения не в пользу истца вопроса о сохранении за ним среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Трудовое законодательство и законодательство в сфере занятости населения не конкретизирует исключительность обстоятельств, в силу которых согласно части 2 ст. 178 ТК РФ за работником может быть сохранен средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения. Поэтому, в каждом случае эти обстоятельства дела должны оцениваться индивидуально исходя из конкретной ситуации и социальной защищенности уволенного гражданина.

Как следует из представленных ГУ Амурской области ЦЗН города Свободного сведений, Червякову С.Н. со дня постановки его на учет -- до настоящего времени центром занятости несколько раз предлагались варианты трудоустройства, однако, он не был трудоустроен по независящим от него причинам, в большинстве случаев причинами для отклонения его кандидатуры явились отсутствие необходимой квалификации и стажа работы по имеющейся профессии. В совокупности с тем, что иного дохода, чем от трудовой деятельности, Червяков С.Н. не имеет, данные обстоятельства суд считает исключительными, в силу чего, по мнению суда, Червяков С.Н. приобрел право на сохранение за ним среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. Размер причитающегося Червякову С.Н. среднего заработка в -- рубля 92 копейки сторонами не оспаривается.

При таком положении суд полагает иск Червякова С.Н. в части взыскания с военного комиссариата Амурской области среднего заработка за третий месяц после увольнения в размере 3862 рубля 92 копейки обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, иск Червякова С.Н. в части компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, к такому выводу суд приходит на основании следующего.

Между Червяковым С.Н. и военным комиссариатом Амурской области возникли трудовые правоотношения, поэтому причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя моральный вред возмещается работнику в денежной форме на основании ст. 237 ТК РФ.

Поскольку судом установлено, что причиной того, что за Червяковым С.Н. не был сохранен средний заработок за третий месяц после увольнения, послужило то, что без достаточных на то оснований органы службы занятости населения не поставили его на учет в установленный ст. 178 ТК РФ двухнедельный срок, а не отсутствие в тот день в военкомате справки о его заработке, суд считает, что нет вины работодателя в причинении истцу связанных с этими событиями нравственных страданий.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

иск Червякова Сергея Николаевича к военному комиссариату Амурской области о взыскании выходного пособия и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с военного комиссариата Амурской области в пользу Червякова Сергея Николаевича -- (--) рублей 92 копейки среднего заработка за третий месяц после увольнения, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с военного комиссариата Амурской области госпошлину в доход местного бюджета в сумме -- (--) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.А. Быков

В окончательной форме решение изготовлено --

Судья В.А. Быков