Решение по гражданскому делу



гражданское дело № 2-1057/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-- г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быкова В.А.,

при секретаре Заболотиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора г. Свободного в интересах Сапрыкиной Анны Юрьевны к администрации г. Свободного Амурской области об обязании предоставить жилое помещение

у с т а н о в и л:

прокурор г. Свободного действующий в интересах Сапрыкиной А.Ю. предъявил иск к администрации г. Свободного о защите жилищных прав, в котором просит обязать орган местного самоуправления в лице Администрации г. Свободного предоставить Сапрыкиной А.Ю. вне очереди жилое помещение в черте г. Свободного, отвечающее санитарным и техническим условиям, по нормам, установленным в г.Свободном, по договору социального найма. Исковые требования прокурор г. Свободного Амурской области мотивирует следующим.

В прокуратуру г. Свободного поступило заявление Сапрыкиной А.Ю., -- рождения, с просьбой о защите ее жилищных прав и интересов как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведенной проверкой было установлено, что мать Сапрыкиной А.Ю. - Б решением -- районного суда от -- лишена родительских прав в отношении своей дочери. Отец Сапрыкиной А.Ю. - А умер --, что подтверждается свидетельством о смерти.

Постановлением главы администрации г. Свободного от -- --, несовершеннолетняя Сапрыкина А.Ю. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди и включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В 2009 году Сапрыкина А.Ю. окончила обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Амурской области «--», и с данного момента у Сапрыкиной А.Ю. наступило право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Однако до настоящего момента Сапрыкина А.Ю. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма, в соответствии с требованием ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживает у родственников.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Решением Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области № 56 от 04.05.2006 года на территории г. Свободного установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма общей площадью в размере 18 кв. метров на одного члена семьи. Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на защиту семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании прокурор г. Свободного Назаров А.В. просил удовлетворить исковые требования на тех же основаниях, что изложены в исковом заявлении.

Сапрыкина А.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования на основании доводов, изложенных прокурором в исковом заявлении.

Представитель администрации г. Свободного Максимов И.В., действующий на основании доверенности -- от --, исковые требования не признал, мотивируя следующим.

Администрация города Свободного считает, что данное исковое заявление не подлежит удовлетворению, так как оно основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и имеет место неправильное применение норм материального и процессуального права, по следующим основаниям. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции Государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской федерации.

При этом предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, прядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

Делегирование (наделение) государственно - властными полномочиями в области предоставления дополнительных гарантий детям -сиротам муниципальному образованию в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ не было осуществлено. Таким образом, наделение полномочиями в ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472- ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не является соответствующим законодательству. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222 Министерство образования и науки Амурской Области принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений детям - сиротам. Таким образом, распорядительно - властный акт о предоставлении жилого помещения принимается Министерством образования и науки Амурской области.

Пунктом 8 указанного постановления установлено, что орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилого фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий. То есть, законом установлено право, но не обязанность по предоставлению жилых помещений из муниципального жилого фонда.

Считаем необходимым обратить внимание на возможность предоставления жилых помещений из жилищного фонда Амурской области (субъекта РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона то 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Амурской области от 26.04.2008 № 93, главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции на реализации полномочий в сфере организации осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц является Министерство образования и науки области.

Субвенции перечисляются в установленном для исполнения области бюджета порядке на счет бюджета муниципального образования. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области.

Средства, поступающие из областного бюджета, отражаются в доходной части бюджета муниципального образования. Средства на реализацию полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии п. 4 Постановления Правительства Амурской области от 15.05.2008 № 113 органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, предоставление жилого помещения для детей - сирот возможно только после поступления средств субвенций.

Представители Управления образования администрации города Свободный и Министерства финансов Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.

Учитывая изложенное, а также то, что -- Сапрыкина А.Ю. обратилась в прокуратуру города Свободный с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд в защиту её интересов.

В судебном заседании установлено, что отцом Сапрыкиной Анны Юрьевны, -- рождения, являлся А, матерью Б, что не оспаривается сторонами.

Согласно свидетельству о смерти --, выданному -- Отделом ЗАГС администрации -- района Амурской области, А умер --, о чём -- составлена запись акта о смерти --.

Решением -- районного суда Амурской области от -- Б лишена родительских прав в отношении детей: сына А Артёма Юрьевича, -- рождения, дочери Д, -- рождения, сына В, -- рождения, сына Г, -- года рождения, дочери Сапрыкиной Анны Юрьевны, -- рождения.

Согласно постановлению главы администрации г. Свободного -- от -- несовершеннолетняя Сапрыкина Анна, --. рождения, поставлена на очередь на получение жилого помещения, включена в списки на внеочередное выделение жилья по выходу из государственного детского учреждения.

-- Сапрыкина А.Ю. закончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Амурской области -- (свидетельство об уровне квалификации -- от --).

Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами тот факт, что Сапрыкина А.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закреплённого жилого помещения и обладает правом на внеочередное получение жилого помещения.

В материалах дела имеется заявление Сапрыкиной А.Ю. от -- на имя главы муниципального образования «город Свободный» о выделении жилого помещения, а так же сведения о том, что Управлением образования администрации г. Свободного в адрес Министерства образования и науки Амурской области был направлен пакет документов с целью запроса денежных средств на приобретение жилого помещения. На момент рассмотрения дела судом жилое помещение Сапрыкиной А.Ю. не предоставлено.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1).

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 г № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Сапрыкиной А.Ю., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма предоставлено не было. Данный факт подтверждается материалами дела, не оспаривается участниками процесса

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 4, 5 Закона Амурской области № 471-ОЗ от 11 апреля 2005 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 настоящего Закона (далее - полномочия). Средства на реализацию передаваемых полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи по доставке денежных средств с учетом налога на добавленную стоимость и расходы на оплату банковских услуг, предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.

Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 3 статьи 4 настоящего Закона, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно приложению N 2 к настоящему Закону.

Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. В перечень включаются наименование, адрес местонахождения, балансовая стоимость, а также иные индивидуальные характеристики имущества. Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются Правительством области. Контроль за целевым использованием средств субвенции осуществляется исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере образования (далее - уполномоченный орган).

Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 г № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п. 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка (п.п. 2,3, 7, 8 Порядка).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает доказанным, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Сапрыкина А.Ю. имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения.

Предусмотренные указанным выше Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (ст. 8).

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 г № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 этого Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации Закона Амурской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Как установлено судом и не оспаривается администрацией города Свободного, до настоящего времени жилое помещение Сапрыкиной А.Ю. не предоставлено.

В ст. 5.1. Закона Амурской области № 471-ОЗ от 11 апреля 2005 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено не только право, но и обязанность органов местного самоуправления обеспечивать реализацию прав граждан в соответствии с настоящим Законом.

Таким образом, суд полагает установленным, что обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органах местного самоуправления, то есть на администрации города Свободный.

При этом, общая площадь предоставляемого жилого помещения в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и решения Свободненского городского Совета народных депутатов от 04 мая 2006 г № 56 не может быть менее 18 кв.м на одного члена семьи.

Указанную обязанность ответчик с момента постановки Сапрыкиной А.Ю. на очередь на получение жилого помещения и включения в списки на внеочередное выделение жилья и до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.

При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора г. Свободного о предоставлении Сапрыкиной А.Ю. жилого помещения в г. Свободном по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что государственные полномочия не были переданы местному самоуправлению надлежащим образом, суд полагает не основанными на законе на основании следующего.

Конституционный суд РФ в определении от 5 февраля 2009г. N250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определил: Абзацвторойпункта1статьи8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Закон Амурской области N472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23лет на территории Амурской области.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в определении от 08 сентября 2010 г № 59-Г10-7 сочла, что Закон Амурской области N472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Суд учитывает приведенные выводы судебных инстанций Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Свободного к администрации г. Свободного о предоставлении по договору социального Сапрыкиной А.Ю. жилого помещения в городе Свободный не ниже установленной социальной нормы, то есть не менее 18 кв.м., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск прокурора г. Свободного в интересах Сапрыкиной Анны Юрьевны к администрации г. Свободного Амурской области об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить полностью.

Обязать администрацию г. Свободного Амурской области предоставить Сапрыкиной Анне Юрьевне в черте г. Свободного Амурской области по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям и установленным нормам предоставления жилья.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Быков

Решение в окончательной форме изготовлено --

Председательствующий В.А. Быков