Решение по гражданскому делу



гражданское дело № 2-1192/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

-- город Свободный

Судья Свободненского городского суда Амурской области Остапчук О.Д.,

при секретаре судебного заседания Жигайловой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора города Свободного, действующего в защиту интересов Ермакова Михаила Валерьевича, к Администрации города Свободного Амурской области об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Свободного, действующий в интересах Ермакова Михаила Валерьевича, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации города Свободного Амурской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, по нормам, установленным в г. Свободном, по договору социального найма.

Свои требования прокурор мотивирует следующим.

В прокуратуру города Свободного поступило заявление Ермакова М.В. с просьбой о защите его жилищных прав и интересов, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что мать Ермакова М.В. – B умерла --, отец – C решением Свободненского городского суда Амурской области от -- лишен родительских прав в отношении своего сына. Постановлением главы администрации г. Свободного от -- --, несовершеннолетний Ермаков М.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В -- году Ермаков М.В. окончил обучение --, и с данного момента у Ермакова М.В. наступило право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждение или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Решением Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области № -- от -- на территории г. Свободного установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма общей площадью в размере 18 кв. метров на одного члена семьи.

Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Из предоставленных материалов следует, что A был поставлен на учет на внеочередное обеспечение жилым помещением еще в несовершеннолетнем возрасте.

Частью 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий для указанной категории детей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и выделяются из бюджета области в виде субвенций на счета бюджетов муниципальных образований.

Прокурор Беседина Т.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы полностью.

Ермаков М.В. в судебном заседании пояснил, что поддерживает исковое заявление прокурора, предъявленное в его интересах на тех же основаниях.

Представитель Администрации города Свободного D, действующая на основании доверенности -- от --, суду пояснила, что администрация города Свободного считает данное исковое заявление не подлежим удовлетворению, так как оно основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и имеет место неправильное применение норм материального и процессуального права, по следующим основаниям.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Делегирование (наделение) государственно - властными полномочиями области предоставления дополнительных гарантий детям сирота

муниципальному образованию в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 19 ФЗ с 06.10.2003 № 131-ФЗ не было осуществлено. Таким образом, наделение полномочиями в ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472- 0З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей» не является соответствующим законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что дополнительные гаранта] для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российско1 Федерации.

В соответствии с п. 6 Постановления Губернатора Амурской области о 04.05.2009 № 222 Министерство образования и науки Амурской области принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений детям - сиротам. Таким образом распорядительно - властный акт о предоставлении жилого помещения принимается Министерством образования и науки Амурской области.

Пунктом 8 указанного постановления установлено, что орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилого фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий. То есть, законом установлено право, но не обязанность по предоставлению жилых помещений из муниципального жилого фонда.

Считает необходимым обратить внимание на возможность предоставления жилых помещений из жилищного фонда Амурской области (субъекта РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона то 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: Постановления Правительства Амурской области от 26.04.2008 № 93, главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции на реализации полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц являете Министерство образования и науки области.

Субвенции перечисляются в установленном для исполнения области бюджета порядке на счет бюджета муниципального образования. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области.

Средства, поступающие из областного бюджета, отражаются в доходной части бюджета муниципального образования. Средства на реализации полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии п. 4 Постановления Правительства Амурской области от 15.05.2008 № 113 органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Таким образом, предоставление жилого помещения для детей - сирот возможно только после поступления средств субвенций.

В письме -- от -- Прокурору города Свободного от заместителя главы Администрации города по ЖКХ, строительству и архитектур СВ. Белоусова указано, что жилое помещение Ермакову М.В. планируете предоставить в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся по опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дом семейного типа, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от -- --, а именно после направления Управлением образования администрации города соответствующих документов в Министерство образования и науки Амурске области, и при условии перечисления денежных средств на приобретение дл Ермакова М.В. жилого помещения.

На основании изложенного, Администрация города Свободного просит в удовлетворении исковых требований прокурора города Свободного действующего в интересах A отказать.

Министерство финансов Амурской области извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах не явки суд не уведомили.

Руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.

Учитывая изложенное, а также то, что Ермаков М.В. обратился к прокурору г. Свободного с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд в защиту интересов Ермакова М.В.

В судебном заседании установлено, что Ермаков М.В., является сиротой, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Постановлением главы администрации города Свободного -- от -- Ермаков М.В. признан, нуждающимся в жилом помещении для предоставления жилого помещения по договору социального найма.

--.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39,ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1 ).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору социального найма истцу, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено не было, в связи с чем, прокурор города Свободного Амурской области, действуя в интересах E, обратился с указанными требованиями в суд.

В силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз.1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 471-ОЗ от 11 апреля 2005 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 года №222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в идее лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п.1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка (п.п. 2,3, 7, 8 Порядка).

Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Ермаков М.В. имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.

Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Однако, как установлено судом и подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиком – Администрацией города Свободного, до настоящего времени жилое помещение Ермакову М.В.. не предоставлено.

Таким образом, суд полагает установленным, что обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации города Свободного.

При этом, общая площадь указанного жилого помещения в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и установленных норм не может быть менее 18 метров общей площади.

Указанную обязанность ответчик с момента постановки Ермакова М.В. на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.

При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора города Свободного об обязании предоставить Ермакову М.В. жилое помещение в городе по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрация города Свободного не является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд полагает не основанными на законе, поскольку согласно норм действующего законодательства такая обязанность возложена на органы местного самоуправления, в данном споре на Администрацию г. Свободного.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании изложенного, учитывая приведенные правила, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора города Свободного к администрации г. Свободного о предоставлении по договору социального найма Ермакову М.В. жилого помещения не ниже установленной социальной нормы, не менее 18 кв.м., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Свободного Амурской области, действующего в интересах Ермакова Михаила Валерьевича к Администрации города Свободного Амурской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Свободного Амурской области предоставить Ермакову Михаилу Валерьевичу жилое помещение в черте города Свободного Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров, по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено --.

Судья Свободненского

городского суда О.Д. Остапчук