№ 2-1389/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года город Свободный Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Соколинской О.С. при секретаре судебного заседания Черновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Свободненского района Амурской области, действующего в интересах Воробьёва Сергея Васильевича к администрации Свободненского района предоставить Воробьёву С.В. вне очереди жилое помещение в пределах территории Черновского сельсовета, отвечающее санитарным и техническим условиям по нормам, по установленным нормам предоставления жилья, по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Свободненского района, действующий в интересах Воробьёва Сергея Васильевича, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с исковым заявлением к администрации Свободненского района Амурской области об обязании предоставить жилое помещение, Воробьёву С.В., отвечающее санитарным и техническим условиям, по установленным нормам, по договору социального найма. Свои требования прокурор мотивирует следующим. В прокуратуру Свободненского района поступило заявление Воробьёва С.В. с просьбой о защите его жилищных прав и интересов, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой было установлено, что Воробьёв С.В., относится к категории детей-сирот с 2006 года, что подтверждается свидетельством о смерти матери ФИО1 от --, свидетельством о смерти отца от --. Постановлением главы администрации Черновского сельсовета от -- --, Воробьёв С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения. В 2010 году Воробьёв С.В., окончил государственное образовательное учреждение «Профессиональный лицей --». В июне 2011 года, обратился в администрацию Свободненского района по поводу выделения ему жилья, однако до настоящего времени жильё Воробьёву С.В. не предоставлено. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления. Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди, не зависимо от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также не зависимо от каких-либо иных условий. Частью 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что полномочия на реализацию данного Закона передаются муниципальным районам и городским округам ежегодно. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий для указанной категории детей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и выделяются из бюджета области в виде субвенций на счета бюджетов муниципальных образований. Помощник прокурора Пряхина И.О. в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы полностью. Воробьев С.В. также поддержал исковые требования. Представитель Управления образования администрации Свободненского района по вопросам организации деятельности по опеке и попечительству, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних, Черендина О.С., действующая на основании доверенности от 12 января 2011 года, в судебном заседании пояснила, что Воробьёв С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном представлении жилого помещения постановлением главы администрации Черновского сельсовета от 01.06.2011 года № 19. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Представитель администрации Свободненского района в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщил. Согласно письменного отзыва от 02 сентября 2011 года администрация просит рассмотреть заявление прокурора в отсутствие своего представителя. В отзыве указывает, что приобретение и предоставление жилья для детей-сирот в населенных пунктах, где поставлены на учет является невозможным, в связи с чем, просит суд принять решение о предоставлении жилого помещения на территории Свободненского района. Третье лицо Министерство образования и науки Амурской области в судебное заседание не направило своего представителя, однако в материалах дела имеется письменный отзыв, согласно которого не возражает против удовлетворения исковых требований. Правительство Амурской области не направило в судебное заседание своего представителя, извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела, однако в материалах дела имеется телефонограмма, согласно которой просили рассмотреть дело в их отсутствие. Министерство финансов Амурской области не направило в судебное заседание своего представителя, извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщило, о рассмотрении материалов дела в отсутствие представителя не просило. Письменного отзыва не представило. Руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему. Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование. Учитывая изложенное, а также то, что -- Воробьев С.В. обратился к прокурору Свободненского района с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд в защиту интересов Воробьева С.В. В судебном заседании установлено, что Воробьёв С.В., является лицом, оставшимся без попечения родителей. Так как, согласно свидетельству о смерти I-ОТ -- от --, его мать ФИО1 умерла --. Согласно свидетельству о смерти II-ВС -- от --, -- умер отец истца --. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. В 2010 году Воробьёв С.В. окончил Государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище --». Постановлением -- от -- администрации Черновского сельсовета -- Воробьёв С.В. постановлен на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1). Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39,ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1 ). В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору социального найма истцу, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было, в связи с чем, прокурор Свободненского района, действуя в интересах Воробъёва С.В., обратился с указанными требованиями в суд. В силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз.1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 471-ОЗ от 11 апреля 2005 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 года №222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в идее лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п.1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка (п.п. 2,3, 7, 8 Порядка). Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения. Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5). Обсуждая довод ответчика о том, что Воробъёву С.В. необходимо предоставить жилое помещение в пределах территории Свободненского района, суд приходит к следующему. Воробьёв С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении администрацией Черновского сельсовета Свободненского района Амурской области. В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договорам социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства, то есть в границах соответствующего населенного пункта, а не района. При таких обстоятельствах, данный довод администрации не основан на законе. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиком – Администрацией Свободненского района, до настоящего времени жилое помещение Воробьёву С.В. не предоставлено. Таким образом, суд полагает установленным, что обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации Свободненского района. При этом, общая площадь указанного жилого помещения в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и установленных Постановлением Администрации Свободненского района № 242 от 13 мая 2010 года норм не может быть менее 33 квадратных метров общей площади для одиноко проживающих граждан. Указанную обязанность ответчик с момента постановки Воробьёва С.В. на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и до настоящего времени надлежащим образом не исполнил. При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора Свободненского района об обязании предоставить Воробьеву С.В. жилое помещение в пределах территории Черновского сельсовета по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. На основании изложенного, учитывая приведенные правила, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора Свободненского района к администрации Свободненского района о предоставлении по договору социального найма Воробьеву С.В. жилого помещения не ниже установленной социальной нормы, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Свободненского района, действующего в интересах Воробьёва Сергея Васильевича к администрации Свободненского района предоставить Воробьёву С.В. вне очереди жилое помещение в пределах территории Черновского сельсовета, отвечающее санитарным и техническим условиям по нормам, по установленным нормам предоставления жилья, по договору социального найма, удовлетворить. Обязать Администрацию Свободненского района Амурской области предоставить Воробьёву Сергею Васильевичу жилое помещение в пределах территории Черновского сельсовета Свободненского района Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней. Судья Свободненского городского суда О.С.Соколинская