Решение по гражданскому делу



Дело --

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи С.И. Крошка, при секретаре Морозове Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мухлыгина Александра Владиславовича к ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и восстановлении в списках сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жильясписках сотрудников, нуждающихся ых условий, и восстановлении,

у с т а н о в и л:

Мухлыгин А.В. обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и восстановлении в списках сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья.

Свои требования истец мотивировал тем, что с -- проходил службу в уголовно-исполнительной системе с -- уволен из органов УИС приказом начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области от -- --.-лс по ст. 58 «б» (по достижении предельного возраста). Выслуга лет в календарном исчислении на день увольнения составляет 9 лет,3 месяца, 27 дней.

В связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условиях в июле 2003 г. я подал рапорт на имя начальника ЛИУ-1 о постановке его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. По требованию жилищно-бытовой комиссии представлял все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Справки БТИ и Госрегитрации.

По решению жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-1 от -- протокол --, Мухлыгин А.В. был включен в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По требованию жилищно-бытовой комиссии представлял все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий (справку об отсутствии жилья с БТИ и госрегистрации ).

До увольнения из органов УИС, Мухлыгин А.В. собрал по требованию ЖБК ЛИУ-1 все необходимые документы для получения жилищного сертификата и его дело было направленно для рассмотрения в УФСИН России по Амурс­кой области. -- истца известили что, в предоставлении мне жилищного сертификата отказано по следующим основаниям: Постановлением исполкома Совета народных депутатов и президиума областного Совета профсоюзов от -- --, устанавливающего, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений является постоянное проживание ( с регистрацией по месту жительства ) в данном населенном пункте ( в ред. Постановление Главы Администрации Амурской -- от -- --), т.к. фактически был зарегистри­рован по адресу: --, с --, --1.

Комиссия по жилищно-бытовым вопросам УФСИН России по Амур­ской области протоколом от -- -- постановила исключить Мухлыгина А.В. из сводного списка кандидатов на получения государственного жилищного сертификата в 2011 году и рекомендовать жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-1 рассмот­реть вопрос о правомерности принятия на учет и признания нуждающегося в улучшении жилищных условий Мухлыгина А.В., а также законности нахождения последнего в данной очереди.

После этого --состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по --, на которое истец не был даже приглашен. Его оповестили и ознакомили лишь --.

Из протокола -- от -- жилищно-бытовая комиссия ФКУ ЛИУ-1 приняла решение исключить Мухлыгина А.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как он признан нуждающимся в получении жилья и поставлен в очередь в нарушении требований п.6 « Правил учета граждан, нуждающихся в улучшений жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Амурской области», утвержденных Постановлением исполкома Совета народных депутатов и президиума областного Совета профсоюзов от -- --, устанавливающего, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений является постоянное проживание (с регистрацией по месту жительства).

Жилищно-бытовая комиссия ФБУ ЛИУ-1 в своем решении от -- о снятии Мухлыгина А.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не учла содержание ст. 56 ЖК РФ. Таким образом, решение жилищно-бытовой комиссия ФБУ ЛИУ-1 от -- о снятии меня с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконным и подлежит отмене.

В связи с чем истец просил суд признать решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области от --, которым он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и получения жилья, незаконным и отменить данное решение, т.к условие об постоянном проживании ( с регистрацией по месту жительства) в данном населенном пункте согласно ст. 56 ЖК РФ не являются основанием снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Восстановить его в очереди ФКУ ЛИУ-1, как нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения жилья.

Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-1 ФИО6, действующий по доверенности от -- б/н в судебном заседания заявленный Мухлыгиным А.В. требования не признал, суду пояснил, что решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области от -- об исключении Мухлыгина А.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным по следующим. основаниям.

Мухлыгин А.В. признан нуждающимся в получении жилья и поставлен в очередь в нарушение требований п. 8 раздела 3 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Амурской области», утв. Постановлением исполкома Совета народных депутатов и президиума областного Совета профсоюзов от -- -- (в ред. Постановления Главы Администрации Амурской области от -- --) устанавливающего, что обязательным условием для принятия па учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с регистрацией по месту жительства) в данном населенном пункте, т.к. он фактически был зарегистрирован в другом населенном пункте по адресу: --. 4-1., что и послужило основанием для исключения Мухлыгина А.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, просил суд отказать Мухлыгину А.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссией ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области от 10 июня 201 1 г.. восстановлении его в очереди ФКУ ЛИУ-1. как нуждающегося в улучшении жилищных условий и получении жилья и внесении его данных в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выслушав доводы истца и представителя ответчика ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области, исследовав нормы материального и процессуального права, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применятся в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Следовательно, к правоотношениям между Мухлыгиным А.В. и ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области подлежат применению как нормы Жилищного Кодекса РСФСР, так и нормы Жилищного Кодекса РФ, поскольку указанные правоотношения возникли в период действия ЖК РСФСР и продолжаются по настоящее время.

В соответствии со ст. 31-33 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Из п. 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Амурской области (с изменениями от 25 июня 1986 г., 26 октября 1988 г.), действовавших на основании Постановления Амурского областного Совета народных депутатов от 29.12.1984 г. № 546 следует, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с регистрацией по месту жительства) в данном населенном пункте.

Исходя из норм ЖК РСФСР порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялся следующим образом. Гражданином по месту работы подавалось заявление, к которому должны были быть приложены соответствующие документы: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса. Поступившее заявление гражданина проверялось на предприятиях, в учреждениях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета. По результатам обследования комиссией, созданной на предприятии, составляется акт проверки жилищных условий по установленной форме. В акте должно было быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, размер занимаемого жилого помещения, количество комнат, степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте указывались все граждане, постоянно проживающие в помещении. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет, и направляет все документы для проверки соответственно в органы местного самоуправления по месту жительства, а затем список утверждается администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения. Иначе говоря, предложения указанных комиссий имеют рекомендательный характер. Принятие же на учет производится по месту работы - совместным решением администрации и профкома предприятия, учреждения.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно выписке из протока -- заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения ЛИУ-1 УИН Минюста России по Амурской области от -- комиссия пришла к выводу признать Мухлыгина А.В. нуждающимся в получении жилья и поставить Мухлыгина А.В. с -- на учет в жилищно-бытовой комиссии ЛИУ-1 УИН Минюста России по Амурской области.

Согласно выписке из протокола -- заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области от -- Мухлыгин Александр Владиславович включен в число граждан – участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно выписке из протокола -- заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области от -- Мухлыгин Александр Владиславович включен в число граждан – участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно акта проверки жилищных условий заявителем от -- Мухлыгин Александр Владиславович проживает по адресу -- двухкомнатная квартира в деревянном двухэтажном доме жилой площадью 54 кв.м. Дом принадлежит ФИО3.

Согласно акта проверки жилищных условий заявителем от -- Мухлыгин Александр Владиславович проживает по адресу -- деревянный засыпной дом жилой площадью 17. 7 кв.м.. Дом принадлежит ФИО4.

Согласно акта проверки жилищных условий заявителем от -- Мухлыгин Александр Владиславович проживает по адресу -- деревянный засыпной дом жилой площадью 17. 7 кв.м.. Дом принадлежит ФИО4.

Согласно протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам от -- -- УФСИН России по Амурской области Мухлыгин Александр Владиславович при проверке представленных документов установлено, что решением жилищно-бытовой комиссии (протокол -- от --) признан нуждающимся в получении жилья и поставлен в очередь в нарушение п.6 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Амурской области» утвержденных Постановлением исполкома Совета народных депутатов и президиума областного Совета профсоюзов от -- --, устанавливающего, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с регистрацией по месту жительства) в данном населенном пункте ( в ред Постановления Главы Администрации Амурской области от -- --, так как фактически был зарегистрирован по адресу: --1.

В протоколе ЖБК от -- -- состав семьи Мухлыгина А.В. указан – один человек, хотя фактически состоял в браке и имел детей (официально разведен --).

Комиссия постановила: исключить Мухлыгина А.В. из сводного списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в 2011 году.

Рекомендовать жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-1 рассмотреть вопрос о правомерности принятия на учет и признания нуждающимся в улучшении жилищных условий Мухлыгина А.В., а также законности нахождения последнего в данной очереди.

Согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии -- от -- ФБУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области комиссия рассмотрев вопрос о правомерности постановки на учет и признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также законности нахождения в данной очереди Мухлыгина А.В. постановила исключить Мухлыгина А.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как он признан нуждающимся в получении жилья и постановлен в очередь в нарушение требований п. 6 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Амурской области» утвержденных Постановлением исполкома Совета народных депутатов и президиума областного Совета профсоюзов от -- --, устанавливающего, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с регистрацией по месту жительства).

Согласно приказа от -- -- – лс УФСИН России по Амурской области Мухлыгин А.В. уволен в соответствии с п. «б» (по достижении предельного возраста) ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обсуждая доводы представителя ответчика о том, что Мухлыгин А.В. незаконно признан нуждающимся в получении жилья и поставлен на учет с -- в ЖБК ЛИУ-1 УИН Минюста России по Амурской области суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами -- Мухлыгин А.В. на заседании жилищно-бытовой комиссии ЛИУ-1 УИН Минюста России был признан нуждающимся в получении жилья и поставлен на учет в ЖБК так как не имел своего жилья и проживал в съемной квартире.

Актами проверок жилищных условий Мухлыгина А.В. от --, --, -- было установлено, что Мухлыгин А.В. проживал в съемном жилье, ему не принадлежащем. Своего жилья в собственности не имеет.

Судом также установлено, что Мухлыгин А.В. с -- зарегистрирован в --.

Истец, будучи сотрудником ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области, имея необходимую выслугу лет и проживая на съемной жилплощади (так как фактически жильем не обеспечен), а в настоящее время являясь пенсионером, имеет право состоять в списке участников «Государственные жилищные сертификаты» формируемом УФСИН России по Амурской области и имеет право согласно закону на получение жилищного сертификата. Обязанность выдать ему данный сертификат, делегирована Законом федеральному органу исполнительной власти, в котором проходил службу Мухлыгин А.В..

Что же касается доводов о том, что Мухлыгин А.В. на момент признания нуждающимся в получении жилья не был зарегистрирован в г. Свободном, так как был зарегистрирован в --, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Амурской области (с изменениями от --, --), действовавших на основании -- Совета народных депутатов от -- -- следует, что обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с регистрацией по месту жительства) в данном населенном пункте.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Таким образом, вышеуказанные правила учета граждан говорят о том, что обязательным условием для принятия на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание в данном населенном пункте. Указание в скобках на регистрацию по месту жительства по мнению суда не может являться обязательным условием в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, поскольку в силу жизненных обстоятельств у Мухлыгина А.В. не было возможности зарегистрироваться на территории г. Свободного с 2003 года. Однако в 2008 году Мухлыгин А.В. был зарегистрирован на территории г. Свободного и соответственно выполнил указанные условия по регистрации.

К тому же данные правила говорят о постоянном проживании в населенном пункте и не подразумевают под собой именно обязательной регистрации. Указание в скобках на регистрацию по месту жительства говорит о диспозитивности данной правовой нормы и применении ее к каждой конкретной ситуации в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Формальное отсутствие регистрации по месту жительства Мухлыгина А.В. в г. Свободном на момент признания нуждающимся в улучшении жилищных условий по мнению суда нарушит его права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку другие необходимые условия (необходимая выслуга лет, достижение предельного возраста службы, отсутствие у него какого-либо жилого помещения) соблюдены.

Кроме того, диапазон действия данной редакции правил был с -- по -- и на момент исключения Мухлыгина А.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий данные правила утратили законную силу.

Поэтому доводы представителя ответчика представителя ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области о том, что истец не может быть поставлен на учет для получения жилищного сертификата и не может состоять в списке о выдаче сертификатов, в связи с отсутствием у него на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий регистрации по месту жительства в г. Свободном Амурской области несостоятельны.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Таким образом, ни один из случаев указанных в ч. 1 статьи 56 ЖК РФ необходимых для снятия Мухлыгина А.В. не подтвержден документально и не доказан представителем ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что на момент исключения Мухлыгина А.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, вышеизложенные нормы ЖК РФ действовали, следовательно, его требования законны и обоснованны, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования Мухлыгина А.В. и признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России от -- о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области восстановить Мухлыгина А.В. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Мухлыгина Александра Владиславовича к ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и восстановлении в списках сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России от -- о снятии Мухлыгина Александра Владиславовича с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области восстановить Мухлыгина Александра Владиславовича в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения жилья.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение 10 дней.

Решение суда в окончательной форме изготовлено --.

Председательствующий: С.И. Крошка