Решение по гражданскому делу



Гражданское дело -- год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

-- г. Свободный

Судья Свободненского городского суда Амурской области Остапчук О.Д.,

при секретаре Жигайловой Л.П.,

с участием представителя истца Белоусова А.Г.,

представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Павлова П.П., действующего на основании доверенности от 21 октября 2010 года,

представителя Администрации города Свободный Тюрина М.Ю., действующего на основании доверенности -- от --,

представителя Министерства природных ресурсов Амурской области Литуновской Л.П., действующей на основании доверенности -- от --,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о признании незаконной деятельности по сбросу неочищенных сточных вод в реки Зея, Ключевая и ручей Сухой и обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской и в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с иском к МУП «Водоканал» о признании незаконной деятельности по сбросу неочищенных сточных вод в реки Зея, Ключевая и ручей Сухой и обязании МУП «Водоканал» получить разрешение от Министерства природных ресурсов Амурской области на водопользование по сбросу сточных вод в реки Зея, Ключевая и ручей Сухой. Требования по исковому заявлению прокурор мотивирует следующим.

МУП «Водоканал» является коммерческой организацией. Одним из основных направлений деятельности данного предприятия в соответствии с Уставом является водоотведение – удаление и обработка сточных вод.

Из информации, представленной Амурским бассейновым водным Управлением, установлен факт осуществления ответчиком сброса сточных вод в реки Зея, Ключевая и ручей Сухой без установленных условий воздействия на водный объект, предусмотренных п.2 ч.3 ст. 22 Водного кодекса РФ. Очистка сбрасываемых вод не производится.

В реки Зея, Ключевая и ручей Сухой осуществляется сброс сточных вод по 6 выпускам: объем сброса сточных вод из выпуска -- в реку Ключевая на -- составил 103,4 тыс. куб.м.; объем сброса сточных вод из выпуска микрорайона ЖБИ в реку Ключевая на о-- составил 52,3 тыс. куб. м.; объем сброса сточных вод из выпуска без очистки в реку Зея на -- составил 860,6 тыс. куб. м.; объем сброса сточных вод из выпусков Речного порта в реку Зея на -- составил 26,1 тыс. куб. м.; объем сброса сточных вод из выпуска ст. М. Чесноковская в реку Зея составил на -- 189,9 тыс. куб.м.; объем сброса сточных вод из выпуска -- в ручей Сухой на -- составил 27,4 тыс. куб.м.

Общий объем сброса произведенных МУП «Водоканал» г. Свободного за 10 месяцев 2010 года составил 1259,7 тыс. куб.м.

Вместе с тем, согласно положению п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ, предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод, если иное не предусмотрено ч.3 названной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений.

Частью 4 ст. 11 Водного кодекса РФ определено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей такихъ водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст. 23 Водного кодекса РФ, физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно требованиям п.п. 1, 5 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допус Кать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки предоставлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Исходя из положений п. 3.9 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от -- -- «О введении в действие санитарных правил», сброс в открытые водоемы и на прилегающую территорию неочищенных сточных вод, а также устройство поглощающих колодцев не допускается.

Таким образом, осуществление сброса сточных вод по 6-ти выпускам в реки Зея, Ключевая и ручей Сухой, расценивается как самостоятельный выпуск сточных вод МУП «Водоканал».

Кроме того, у ответчика не разработаны проекты нормативов допустимых сбросов (НДС).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, соблюдение прав на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение и эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Часть 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определяет, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 56 названного закона при нарушении предусмотренных главой 7 данного федерального закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», требование об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Согласно ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Часть 7 названной статьи предусматривает, что нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Ч. 4 названной статьи определяет, что сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Однако, в нарушение выше указанных требований федерального законодательства, ответчик причиняет вред окружающей среде.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

На основании положения ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Таким образом, деятельность по сбросу неочищенных сточных вод в водные объекты Федерального значения – реки Зея, Ключевая и ручей Сухой, незаконна и нарушает ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют права каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Предъявление настоящего иска прокурором в защиту интересов Российской Федерации и в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обусловлено тем, что в результате незаконного водоотведения создается реальная угроза загрязнения и истощения указанных водных объектов Амурской области, которые согласно ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ являются федеральной собственностью.

Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией РФ гарантировано право на благоприятную окружающую среду, прокурором принято решение о предъявлении в суд иска в их интересах.

Представитель ответчика МУП «Водоканал Павлов П.А., действующий на основании доверенности от --, исковые требования не признал и суду пояснил следующее. МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод на территории города Свободный по шести выпускам. Работают очистные сооружения. В судебном заседании не нашел подтверждения факт того, что МУ «Водоканал» нарушает действующее законодательство. Срок, установленный Министерством природных ресурсов Амурской области, для получения Решения о предоставлении водных объектов в пользование на момент принятия судом решения еще не наступил.

Представитель Администрации города Свободный ФИО7, действующий на основании доверенности от -- --, суду пояснил, что Администрация не согласна с заявленными требованиями. В соответствии с Водным кодексом РФ на основании решений (если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод. То есть получение решения – это осуществление законного режима пользования водным объектом. В то время как признание судом деятельности пользования водными объектами (сбросу неочищенных стоков) МУП «Водоканал» незаконной исключает возможность получения решения на сброс сточных и (или) дренажных вод.

В целях исполнения требований водного законодательства Администрацией города совместно с МУП «Водоканал» осуществляются долгосрочные мероприятия по восстановлению очистных сооружений города. Производится реконструкция очистных сооружений завода «Автозапчасть». Которые будут принимать сточные воды центральной части города и района ст. М. Чесноковская. Поданы заявки по вопросам проектирования реконструкции очистных сооружений МКР Северный, МКР Речной порт, МКР ЖБИ в рамках программы «чистая вода». Заключен договор возмездного оказания услуг на разработку проекта «Расчет нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами» с очистных сооружений г. Свободного. За перио-- годов исполнено долгосрочной целевой программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры Амурской области на 2009-2010 годы» в части очистных сооружений на сумму более 44 миллионов рублей. Постоянно осуществляются природоохранные мероприятия на очистных сооружениях, в том числе Северный МКР, --, речной порт.

Представитель Министерства природных ресурсов Амурской области ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и суду пояснила следующее. -- была проведена проверка в отношении МУП «Водоканал» г. Свободного в ходе проверки было установлено, что МУП «Водоканал» осуществляет пользование водными объектами, в том числе: реки Зея, Ключевая, ручей Сухой в целях сброса сточных вод без разрешения на право пользования водными объектами, что является нарушением действующего законодательства.

В связи с этим министерством был составлен в отношении МУП «Водоканал» акт проверки и вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от --. В соответствии с предписанием Министерства природных ресурсов Амурской области МУП «Водоканал» необходимо в срок до -- получить Решение о предоставлении водных объектов в пользование.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

Из ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении.

В судебном заседании установлено, что МУП «Водоканал» осуществляет деятельность по водоотведению – удалению и обработке сточных вод, что подтверждается Уставом предприятия.

Также в судебном заседании установлено, что в реки Зея, Ключевая и ручей Сухой осуществляется сброс сточных вод по шести выпускам. Данный факт признается и не оспаривается всеми участниками процесса и подтверждается справкой МУП «Водоканал» от -- --.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 18 названного закона критерий безопасности и безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливается санитарными правилами.

Пунктом 4.1.1 СанПиН -- – 00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов» определено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний.

Частью 4 ст. 11 Водного кодекса РФ определено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей такихъ водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст. 23 Водного кодекса РФ, физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно требованиям п.п. 1, 5 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допус Кать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки предоставлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Исходя из положений п. 3.9 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от -- -- «О введении в действие санитарных правил», сброс в открытые водоемы и на прилегающую территорию неочищенных сточных вод, а также устройство поглощающих колодцев не допускается.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, соблюдение прав на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение и эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Часть 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определяет, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 56 названного закона при нарушении предусмотренных главой 7 данного федерального закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», требование об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Согласно ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Часть 7 названной статьи предусматривает, что нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Ч. 4 названной статьи определяет, что сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно объяснения от -- директора МУП «Водоканал» ФИО8 данного Амурскому межрайонному природоохранному прокурору по состоянию на -- предприятие осуществляет сброс сточных вод без разрешения, выданного Министерством природных ресурсов.

Из представленных суду актов отбора проб сточной воды и воды водоема по графику лабораторно-производственного контроля за 2010 год, протоколов результатов КХА речной воды за 2010 год, заключений на основании протоколов за 2010 года следует, что сточные воды после очистных сооружений по всем выпускам по содержанию загрязняющих ингредиентов превышают ПДК водоема по ионам аммония, БПК-5, нитритам, фосфатам, нефтепродуктам, фенолам, АПАВ, жирам, железу и другим составляющим.

Согласно предписания -- от -- об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды к акту внеплановой документарной проверки -- от --, выданного Министерством природных ресурсов --, МУП «Водоканал» предписано: получить Решение о предоставлении водных объектов в пользование в срок до --; разработать нормативы допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты в срок до --.

В судебном заседании установлено, что заключен -- договор возмездного оказания услуг на разработку проекта «Расчет нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами» с очистных сооружений --.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования по иску подлежат удовлетворению.

Суд полагает разумным предоставить МУП «Водоканал» срок для получения Решение о предоставлении водных объектов в пользование до --.

Руководствуясь ст.194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л:

требования по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о признании незаконной деятельности по сбросу неочищенных сточных вод в реки Зея, Ключевая и ручей Сухой и обязании совершить действия удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Свободного по сбросу неочищенных сточных вод в реки Зея, Ключевая и ручей Сухой.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» получить Решение Министерства природных ресурсов Амурской области о предоставлении водных объектов в пользование в срок до --.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено --.

Судья Свободненского городского суда О.Д. Остапчук