гр. дело 2-1832



№ 2-1832/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 октября 2011 года город Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Соколинской О.С.

при секретаре судебного заседания Черновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Свободного, действующего в защиту интересов Декало (Солдатенко) Татьяны Владимировны к Администрации города Свободного Амурской области об обязании предоставить внеочереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, по установленным нормам, по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Свободного, действующий в интересах Декало (Солдатенко) Татьяны Владимировны, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации города Свободного Амурской области об обязании предоставить внеочереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, по установленным нормам, по договору социального найма.

Свои требования прокурор мотивирует следующим.

19 октября 2011 года в прокуратуру города Свободного поступило заявление Декало Татьяны Владимировны с просьбой о защите ее жилищных прав и интересов, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что мать Декало (Солдатенко) Т.В. – С умерла --, отец Декало (Солдатенко) Т.В. – -- умер --, что подтверждается свидетельством о смерти.

Постановлением главы администрации г. Свободного № 127 от 18 февраля 2000 года несовершеннолетняя Декало (Солдатенко) Т.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма вне очереди и включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В 2007 годы Декало (Солдатенко) Т.В. окончила обучение в --, и с данного момента у Декало (Солдатенко) Т.В. наступило право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Однако до настоящего момента Декало (Солдатенко) Т.В. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма, в соответствии с требованием ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживает у родственников.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждение или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.

Решением Свободненского городского совета народных депутатов Амурской области № 56 от 04 мая 2006 года на территории г. Свободного установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма общей площадью в размере 18 кв. метров на одного члена семьи.

Достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

Частью 3 ст. 4, ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий для указанной категории детей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и выделяются из бюджета области в виде субвенций на счета бюджетов муниципальных образований.

Помощник прокурора Чеботарева Л.А. в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы полностью.

Декало (Солдатенко) Т.В. в судебном заседании также поддержала исковые требования и доводы полностью.

Представитель администрации города Свободного Масалитина Т.И., действующая на основании доверенности -- от --, суду пояснила, что администрация -- считает данное исковое заявление, не подлежим удовлетворению. Предоставление жилого помещения для детей сирот возможно только после поступления средств субвенций. В связи с чем, администрация просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители Министерства Финансов Амурской области, Правительства Амурской области, Управления образования администрации города Свободного Амурской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщили, письменных отзывов не представили.

Согласно телефонограммы от 23 ноября 2011 года Правительство Амурской области просит рассмотреть материалы дела в отсутствие своего представителя.

От Министерства Финансов Амурской области и Управления образования Администрации города Свободного ходатайств о рассмотрении материалов дела в отсутствие их представителей не поступало.

Представитель Министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебное заседание представил отзыв, согласно которому считает, что в соответствии с абзацами первым и четвертым статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) органы местного самоуправ­ления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация города Свободного, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по пре­доставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 ста­тьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматри­ваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.

Вместе с тем, на основании части 3 статьи 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей» (с изменениями) лица из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых по­мещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернато­ром области.

Руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.

Учитывая изложенное, а также то, что 19 октября 2011 года Декало (Солдатенко) Т.В. обратилась к прокурору г. Свободного с заявлением, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд в защиту интересов Декало (Солдатенко) Т.В.

В судебном заседании установлено, что Декало (Солдатенко) Т.В., является сиротой, так как, мать Декало (Солдатенко) Т.В. – С умерла -- (свидетельство о смерти I-ОТ --, актовая запись -- от --), отец С1 умер -- (свидетельство о смерти I-ЖО --, актовая запись -- от --).

Согласно свидетельству о заключении брака С2 заключила брак с Д1 20 февраля 2008 года (актовая запись № -- После заключения брака присвоены фамилии жене Декало, мужу Декало.

Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Постановлением главы администрации города Свободного № 127 от 18 февраля 2000 года Солдатенко Т.В. признана, нуждающейся в жилом помещении, включена в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

29 мая 2007 года Солдатенко Т.В. окончила обучение в --

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39,ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору социального найма истцу, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено не было, в связи с чем, прокурор города Свободного Амурской области, действуя в интересах Декало (Солдатенко) Т.В., обратился с указанными требованиями в суд.

В силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 471-ОЗ от 11 апреля 2005 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 04 мая 2009 года №222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Указанным Порядком закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в идее лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п.1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в п.1 настоящего Порядка (п.п. 2,3, 7, 8 Порядка).

Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Декало (Солдатенко) Т.В. имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения.

Предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Однако, как установлено судом и подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиком – Администрацией города Свободного, до настоящего времени жилое помещение Декало (Солдатенко) Т.В. не предоставлено.

Таким образом, суд полагает установленным, что обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации города Свободного.

Согласно решению Свободненского городского совета народных депутатов Амурской области № 56 от 04 мая 2006 года на территории города Свободного установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью 18 кв.м. на одного члена семьи.

При этом, общая площадь указанного жилого помещения в силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и установленных норм не может быть менее 18 метров общей площади.

Указанную обязанность ответчик с момента постановки Декало (Солдатенко) Т.В. на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.

При таких обстоятельствах, суд считает требование прокурора города Свободного об обязании предоставить Декало (Солдатенко) Т.В. жилое помещение в городе по договору социального найма обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрация города Свободного не является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд полагает не основанными на законе, поскольку согласно норм действующего законодательства такая обязанность возложена на органы местного самоуправления, в данном споре на Администрацию г. Свободного.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании изложенного, учитывая приведенные правила, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора города Свободного к администрации г. Свободного о предоставлении по договору социального найма Декало (Солдатенко) Т.В. жилого помещения не ниже установленной социальной нормы, не менее 18 кв.м., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Свободного Амурской области, действующего в интересах Декало (Солдатенко) Татьяны Владимировны к Администрации города Свободного Амурской области об обязании предоставить внеочереди жилое помещение, удовлетворить.

Обязать Декало (Солдатенко) Татьяны Владимировны Администрацию города Свободного Амурской области предоставить жилое помещение в черте города Свободного Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров, по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 дней.

Судья Свободненского

городского суда О.С.Соколинская