РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Светловский городской суд <адрес> в составе Председательствующего судьи Братусь Т.А. при секретаре ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации МО СГО, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Правительства <адрес>, Министерству социальной политики <адрес> о признании незаконным отказа администрации МО СГО № от ДД.ММ.ГГГГ; восстановлении в льготном списке граждан с ДД.ММ.ГГГГ, обеспечивающихся жильем из средств федерального бюджета; признании права на обеспечение жильем из средств федерального бюджета путем получения единовременной денежной выплаты, и обязании Правительства <адрес> предоставить единовременную денежную выплату на строительство жилого помещения с учетом состава семьи; установить ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья в сумме 5400руб.; признании членом семьи истца родного сына ФИО8, Установил: В мае 2011г. суд <адрес> с требованиями к администрации МО СГО, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Правительства <адрес> о признании незаконным постановления главы администрации МО СГО № от ДД.ММ.ГГГГ; восстановлении в льготной очереди нуждающихся граждан на обеспечение жильем; признании права на обеспечение жильем из средств федерального бюджета и обязании Правительства <адрес> предоставить единовременную денежную выплату на строительство жилого помещения с учетом состава семьи; установить ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья в сумме 5400руб.; признании членом семьи истца родного сына ФИО8, обратился истец ФИО3 и в обоснование заявленных требований ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в ВС РФ; затем 7 лет и 6 месяцев служил в органах внутренних дел и еще 5 лет 2 месяца в Государственной противопожарной службе МЧС России. ДД.ММ.ГГГГ при общей продолжительности службы более 10 лет он был уволен из ГУ МЧС России по <адрес> в связи с ограниченным состоянием здоровья. В МО СГО имеет постоянную регистрацию и фактически проживает с 1982г., и значится в списках, нуждающихся на улучшение жилищных условий с 1997г., номер в общей очереди № №. Также состоял в льготной очереди в списке сотрудников Государственной противопожарной службы под №№. Однако, Постановлением главы администрации МО СГО № от ДД.ММ.ГГГГ был исключен из данного льготного списка. С данным исключением не согласен, так как ранее в 2008г. Постановлением главы администрации ФИО6 был восстановлен в данной очереди. После чего обращался в администрацию МО СГО с заявлением о включении его в программу « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010г.», однако в данной просьбе было отказано. В связи с несогласием с данным отказом, истец в 2009г. обратился с иском в суд Октябрьского района <адрес> к администрации МО СГО и Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Правительства <адрес> о признании необоснованным отказа и др.. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в заявленных требованиях в полном объеме; решение суда оставлено без изменений судом кассационной инстанции. Истец не согласен с данными решениями, ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ по делу ФИО7 о проверке конституционности положений абз.2 п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», п.4 Постановления Правительства РФ «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим- гражданам РФ…» и п.1 Положения о выплате денежной компенсации за наем(поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы и членам их семей, которым признано, что оспариваемая норма ФЗ «О статусе военнослужащих» не препятствует получению гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и уволенными с военной службы после этой даты, ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Эти лица находятся в равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из этого считает, что существенным условием для получения им льготы, также является именно дата постановки на учет нуждающегося, а не дата увольнения со службы. Таким образом, считает, что ранее вынесенные решения судов были незаконны, но пока проходили все судебные инстанции, программа «Жилище» 2002-2010г. закончилась. В декабре 2010г. Правительство утвердило федеральную целевую программу «Жилище» 2011-2015гг, Подпрограмму «Выполнение государственных обязательств….». Таким образом, истец считает, что имеет все основания для включения его в данную программу, так как был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, им снова было подано заявление в администрацию МО СГО о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения. Однако, администрация МО СГО снова отказала со ссылкой на то, что у истца отсутствует право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как он уволен после ДД.ММ.ГГГГ; и поставлен на учет нуждающихся был на общих основаниях. Истец считает, что его исключение из списка льготной очереди после увольнения из Государственной противопожарной службы МЧС РФ, незаконно, так как в Постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ нет такого мотива и основания для снятия с учета как «смена места работы». Также, ссылаясь на данное Постановление, считает, что не имеется никаких указаний о необходимости состоять на каком-то специальном учете или в специальной очереди. Таким образом, просил отменить Постановление главы администрации МО СГО № от ДД.ММ.ГГГГ, признав его незаконным, восстановив его в льготном списке нуждающихся с ДД.ММ.ГГГГ Также просил признать за ним право на обеспечение жильем из средств федерального бюджета, обязав Правительство <адрес> предоставить единовременную денежную выплату на строительство жилого помещения с учетом состава семьи. Ссылается на то, что у него жена и двое детей, а также в 2009г. к нему приехал на воссоединение из Германии его сын от первого брака ФИО8. Таким образом, истец просит взыскать единовременную выплату с учетом сына ФИО8, признав его в судебном порядке членом семьи истца. Следующим требованием истец заявлял требование об установлении ему ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилья в сумме 5400руб до момента реализации права на строительство жилья, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений…»(л.д.8-17). ДД.ММ.ГГГГ истцом подано уточненное исковое заявление: просил признать незаконным отказ администрации МО СГО № от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить его в льготном списке граждан с ДД.ММ.ГГГГ, обеспечивающихся жильем из средств федерального бюджета; признать за ним право на обеспечение жильем из средств федерального бюджета путем получения единовременной денежной выплаты; ссылался на вышеизложенные доводы. Остальные требования исключил, просил принять отказ от иска в части, о чем подал письменное заявление (л.д. 2-3,65). ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство социальной политики <адрес> (л.д.118 на обороте). В судебном заседании ФИО3 на уточненных требованиях настаивал, поддержал изложенные доводы. В подтверждение своей позиции также ссылался на ответ Минрегион России от ДД.ММ.ГГГГ №.Поддержал ходатайство о прекращении дела в части (л.д.65,67-68,118-119, 134-136). Представитель администрации МО СГО ФИО9 и ФИО10 не присутствуют, надлежащим образом извещены (л.д.120); ранее не возражали против ходатайства истца о прекращении дела в части; против уточненных требований возражали. Пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения в муниципальном органе как в общей очереди по<адрес>, так и льготной очереди сотрудников ОВД <адрес> под №№, на основании ФЗ «О милиции», Постановления администрации <адрес> №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по социальной защите работников ОВД» и Постановления администрации <адрес> №№ от ДД.ММ.ГГГГ. На момент постановки на учет ФИО3 работал в пожарной части №№ <адрес>, которая относилась с Министерству внутренних дел РФ. В 1997г. он не мог быть поставлен в очередь граждан, уволенных с военной службы сотрудников, так как таковым еще не являлся. Постановлением <адрес> Думы №№ от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена новая редакция «Порядка учета граждан…», где п.18 ст.27 Порядка, право на первоочередное предоставление жилья также стал иметь личный состав Государственной пожарной службы. С ДД.ММ.ГГГГ Государственная противопожарная служба МВД РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, поэтому ФИО3 был переведен из льготного списка сотрудников ОВД в отдельный список на первоочередное получение жилья - сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Однако, с момента постановки на учет нуждающихся ФИО3 ни разу не предоставлял документов на перерегистрацию, в связи с чем в июне 2007г. был снят с учета. После этого ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подал заявление на имя Главы администрации МО СГО о восстановлении в очереди и на участие в программе ГЖС в связи с увольнением из органов Государственной противопожарной службы МЧС России. ДД.ММ.ГГГГ он был восстановлен в списка граждан, как в общей, так и в списке личного состава сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России; на тот момент он имел регистрацию в общежитии ПУ-3 <адрес> без места проживания. При этом, на включение ФИО3 в состав участников программы ГЖС никаких оснований не было, в чем ему было и отказано. В апреле 2009г. истец снова был исключен из списка очередников- сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, так как сотрудником данной службы уже не являлся, работал в ЗАО «Содружество-Соя». Представители также возражали против требований истца и по тем основаниям, что решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право за ФИО3 на получение ГЖС не было признано, так как момент его увольнения произошел после ДД.ММ.ГГГГ, на момент увольнения на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту службы не состоял. Считают, что эти же основания и являются основанием для неприобретения ФИО3 права на обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» была дополнена п.2.1, которым изменены формы предоставления жилых помещений. При этом, никаких изменений в отношении категорий граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, принятых органами местного самоуправления на учет нуждающихся после ДД.ММ.ГГГГ, не внесено. Также ссылались на ответ Минрегион России от ДД.ММ.ГГГГ №№СП/07. Пояснили, что истец неверно трактует полученный им ответ из Минрегион России от 2009г., так как в данном письме также говорилось о праве граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, которые были поставлены в указанную очередь на учет нуждающихся по месту жительства за три года до увольнения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Но при этом само увольнение произошло уже после этой даты. Данное положение не может быть применено к истцу, так как он на указанной очереди нуждающихся никогда не состоял(л.д.67-68,103-105,118-119). Представитель ответчика Министерства ЖКХ и строительства <адрес> не явился, имеется письменной отзыв, исковые требования истца признал (л.д. 124-126); надлежащим образом извещены. Представитель Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, поступил письменный отзыв; надлежащим образом извещены (л.д.129-131). Представитель 3-го л.-Главного Управления МЧС России ФИО11 также поддержал уточненные исковые требования истца, не возражал против прекращения дела в части(л.д.118). Полагал, что у истца имеются все основания для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, так как в соответствии с требованиями закона, был уволен по состоянию здоровья, общая продолжительность службы на момент увольнения составляла не менее 10 лет, состоял на учете нуждающихся в получении жилья по месту жительства с 1997г.. И хотя его увольнение произошло после ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что это обстоятельство не имеет правового значения. Ссылается на Постановления Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся порядка выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащим, уволенным со службы.(л.д.106-108,118-119). Заслушав истца, представителей администрации МО СГО, представителя Главного Управления МЧС России, огласив поступившие письменные отзывы и ходатайства, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев материалы учетного дела ФИО3, оценив собранное по ст.67 ГПК РФ, суд считает, что в уточненных исковых требованиях истцу следует отказать. С учетом мнения участников процесса дело в части прекратить. Согласно ст.30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского и т.д. Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. В силу ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Согласно статье 49 ЖК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждались в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Согласно пункта 17 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденных Решением облисполкома и президиума облсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ № № на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3- 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. С 2002 года функционирует Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище". Действие программы было продлено на 2011 - 2015 гг. В соответствии с Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, гражданами - участниками подпрограммы являются: граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями, которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции (далее - единовременная денежная выплата). Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: -граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так судом установлено, что общая продолжительность военной службы у истца составляет 23 года, уволен в связи с ограничением состояния здоровья ДД.ММ.ГГГГ из ГУ МЧС России по <адрес> (л.д.34-35). В данной организации в очереди на улучшение своих жилищных условий не состоял. При этом, с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО СГО в общей очереди под номером 776 (затем 341) и льготной очереди сотрудников ОВД №№, затем сотрудников государственной пожарной службы под № № (л.д.84,86). Из указанной льготной очереди он был исключен на основании Постановления Главы администрации МО СГО №№ от ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой места работы (л.д.4 ). В настоящее время истец оспаривает данное постановление, просит его признать незаконным. В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В судебном заседании подтверждено, что об исключении из данной очереди истец знал еще в 2009г., что им не оспаривалось, а также подтверждается решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.54). Каких-либо доказательств уважительности причин его не обращения в суд в установленный законом срок, суду не представлено. Таким образом, суд полагает, что сроки, установленные законом для оспаривания данного Постановления, истцом пропущены. Исходя из позиции истца, у него возникло право на обеспечение жильем путем получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, в соответствии со ст.15 ч.2.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» - Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: -жилого помещения в собственность бесплатно; -жилого помещения по договору социального найма; -единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. (п. 2.1 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ). ДД.ММ.ГГГГ истцом подано в администрацию МО СГО заявление о предоставлении указанной выплаты (л.д.26). Однако ответом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было отказано (л.д.23). Суд полагает данный отказ обоснованным и законным, так как решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в иске ФИО3 о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение гособязательств…», включении в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2010г. и др. было отказано по тем основаниям, что органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета ГЖС обеспечиваются не все граждане, уволенные со службы и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а только те, у которых оба эти условия имели место на ДД.ММ.ГГГГ(л.д.54). Данное решение было истцом обжаловано в кассационном порядке, судом вышестоящей инстанции оставлено в силе и вступило в законную силу (л.д. 52-55,58-60 ). Как установлено, истец являлся сотрудником органов государственной противопожарной службы МЧС, имел необходимую выслугу лет, и был уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ. Из учетного дела истца установлено, что до настоящего времени он жильем не обеспечен; в списках лиц, зарегистрировавших право собственности на квартиры и домовладения в <адрес> и области, не значится; также и члены его семьи; ссуду на строительство жилья не получал. Так как Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" были лишь расширены формы получения жилья указанными выше категориями граждан, а не изменены основания, то есть не исключено требование о необходимости постановки на учет до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому у истца не возникло право как на получение ГЖС, так и на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Тот факт, что истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО СГО в 1997г. как на общую, так и на льготную очередь для сотрудников ОВД, а затем государственной пожарной службы, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет. Нахождение истца, как в общей очереди, так и в указанной льготной очереди, если бы он не был из нее исключен в 2009г., давало бы ему право только на получение в соответствии с очередностью социального жилья, в соответствии с ЖК РФ. В очереди граждан, уволенных с военной службы или лиц, приравненных к ним, в администрации МО СГО ФИО3 никогда не состоял. Указанным выше Решением Октябрьского районного суда подтверждено, что истец на день увольнения действительно имел необходимую выслугу и основания увольнения для участия в подпрограмме « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г., по пп. «а» п.5 Правил как сотрудник государственной противопожарной службы МЧС РФ, содержащийся за счет средств федерального бюджета и уволенный, в том числе, в связи с ограниченным состоянием здоровья, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составила 10 лет и более. Так как действие указанной программы было продлено на 2011-2015гг, следовательно, это право у ФИО3 сохраняется. Однако, претендовать на реализацию своего права, в данном случае, на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья он имеет от Управления МЧС по <адрес> в случае, если во время службы состоял на учете нуждающихся по месту службы. Как подтверждено в ходе рассмотрения дела истец по месту службы на данном учете не состоял. И в данном случае суд не имеет права возлагать эти обязанности на органы местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта РФ. При рассмотрении настоящего дела суд находит несостоятельной ссылку истца на Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», которым установлено, что абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может рассматриваться как препятствующий признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ. Конституционным судом рассматривалось соответствие указанных выше норм Конституции только относительно вопроса о праве на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Поэтому суд не вправе применить положения данного Постановления при рассмотрении вопроса о признании за истцом права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд Решил: В иске ФИО3 - отказать. Решение может быть обжаловано в <адрес> через Светловский горсуд в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья Братусь Т.А.
В соответствии с данной статьей были разработаны Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №№, на основании которых в субъектах РФ были разработаны и утверждены правила, действующие на территории данного субъекта РФ.