о понуждении органа местного самоуправления к внесению обязательных условий в соглашение о передаче части полномочий



Дело №2-553/10

29 апреля 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Светлоярский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи:Ривняк Е.В.

с участием заместителя прокурора: Сарайкина И.В.

при секретаре:Самсоновой 3 Л.

29 апреля 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Светлый Яр гражданское дело по исковому заявлению прокурора Светлоярского района Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Администрации Привольненского сельского поселения, Администрации Наримановского сельского поселения, Администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, о понуждении органа местного самоуправления к внесению обязательных условий в соглашение о передаче части полномочий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Администрации Привольненского сельского поселения, Администрации Наримановского сельского поселения, Администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к внесению обязательных условий в соглашения о передаче части полномочий, в обоснование указав, что прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства должностными лицами администрации Светлоярского муниципального района и администрации Привольненского сельского поселения, администрации Наримановского сельского поселения, администрации Кировского сельского поселения, регулирующего порядок заключения соглашений о передаче части полномочий между указанными органами местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что должностными лицами администрации
Светлоярского муниципального района и администрации Привольненского
.ельского поселения, администрации Наримановского сельского поселения,
лминистрации Кировского сельского поселенияне соблюдаются

требования действующего законодательства об общих принципах ганизации местного самоуправления.

В соответствии с ч.4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих

шципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного

.лмоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального

"

и

района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Указанные соглашения должны заключаться на неопределенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а так же предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

25 января 2010 года между Администрацией Светлоярского муниципального района и Администрацией Привольненского сельского поселения заключено соглашение №15, Администрацией Кировского сельского поселения заключено соглашение № 16, Администрацией Наримановского сельского поселения без номера, о передаче части должностных полномочий в области муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель.

Однако, данное соглашение не соответствует предъявленным законом требованиям, так как в нем отсутствуют обязательные условия, предусмотренные законом.

Так, в указанном соглашении, в нарушение п.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не предусмотрены финансовые санкции за неисполнение данного соглашения.

Указанные нарушения требований действующего законодательства могут повлечь неблагоприятные последствия в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель как для муниципального образования в целом, так и граждан.

Прокурорпросит суд обязать Администрацию Светлоярского

муниципального района и Администрацию Привольненского сельского поселения, Администрацию Наримановского сельского поселения, Администрацию Кировского сельского поселения в течение месяца с момента вынесения решения судом, внести в соглашение о передаче полномочий в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель, существенные условия в виде положений, устанавливающих финансовые санкции за неисполнение соглашения.

В судебном заседании заместитель прокурора - Сарайкин И.В. настаивает на удовлетворении иска.

Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области и Администрация Наримановского сельского поселения в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель Администрации Привольненского и Кировского сельских поселений Светлоярского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, ранее письменно уведомив суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Выслушав помощника заместителя Светлоярского района Волгоградской области - Сарайкина И.В.., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что соглашением № 15 от 25.01.2010 года Привольненское сельское поселение передает, а Светлоярский муниципальный район принимает к исполнению полномочия по осуществлению муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель на территории сельского совета (дело№ 2-552V10 л.д.5-7).

Соглашением № 16 от 25.01.2010 года Кировское сельское поселение передает, а Светлоярский муниципальный район принимает к исполнению полномочия по осуществлению муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель на территории сельского совета (дело№2-553\10 л.д.5-7).

Соглашением без номера от 25.01.2010 года Наримановское сельское поселение передает, а Светлоярский муниципальный район принимает к исполнению полномочия по осуществлению муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель на территории сельского совета (дело№2-551\10 л.д.5-7).

Согласно "ч. 4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно требований закона указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Анализ заключенного соглашения показывает, что органы местного самоуправления недостаточно точно исполнили требования закона, и не предусмотрели в соглашении финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Как следует из постановления Главы Администрации Волгоградской области № 1327 от 21.12.2005 года «Об утверждении модельного соглашения о передачи части полномочий органами местного самоуправления» рекомендовано органам местного самоуправления при заключении соглашений о передаче части полномочий в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применять

модельное соглашение о передаче части полномочий органами местного самоуправления, утвержденное пунктом 1 настоящего постановления.

Однако рассматриваемые соглашения как публично-правовые нормативные договоры имеют предметом не гражданские права и обязанности, а властные полномочия и связанные с ними административные права и обязанности публичных органов соответственно не подпадают под действие гражданского законодательства.

Следовательно, к ним неприменимы напрямую положения ПС РФ о договорах, в т.ч. об ответственности за их нарушение.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.

Права граждан могут быть нарушены не только действием, но и бездействием.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

В рассматриваемом случае заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему полномочий для предупреждения нарушений законных интересов муниципального образования - Привольненского, Кировского, Наримановского сельских поселений, граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, что не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию этого органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Светлоярского района Волгоградской
области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации
Светлоярского муниципального района Волгоградской области,
Администрации Привольненского, АдминистрацииКировского,

Администрации Наримановского сельских поселений Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к внесению обязательных условий в соглашения о передаче части полномочий в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель в виде положений, устанавливающих финансовые санкции за неисполнение данных соглашений, удовлетворить.

Обязать Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Администрацию Привольненского, сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в месячный срок внести в соглашение № 15 от 25 января 2010 года о передаче

4f

части полномочий в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель положение, устанавливающее финансовые санкции за неисполнение данного соглашения.

Обязать Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Администрацию Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в месячный срок внести в соглашение № 16 от 25 января 2010 года о передаче части полномочий в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель положение, устанавливающее финансовые санкции за неисполнение данного соглашения.

Обязать Администрацию Светлоярского муниципального района
Волгоградской области, Администрацию Наримановского сельского
поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в
месячный срок внести в соглашение без номера от 25 января 2010 года о
передаче части полномочий в сфере муниципального контроля по
использованию и охране муниципальных земельположение,

устанавливающее финансовые санкции за неисполнение данного соглашения.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через суд Светлоярского района.

Судьяп\о ^^р\РивнякЕ.В.