Дело №2-553/10
29 апреля 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Светлоярский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи:Ривняк Е.В.
с участием заместителя прокурора: Сарайкина И.В.
при секретаре:Самсоновой 3 Л.
29 апреля 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Светлый Яр гражданское дело по исковому заявлению прокурора Светлоярского района Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Администрации Привольненского сельского поселения, Администрации Наримановского сельского поселения, Администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, о понуждении органа местного самоуправления к внесению обязательных условий в соглашение о передаче части полномочий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Светлоярского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Администрации Привольненского сельского поселения, Администрации Наримановского сельского поселения, Администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к внесению обязательных условий в соглашения о передаче части полномочий, в обоснование указав, что прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства должностными лицами администрации Светлоярского муниципального района и администрации Привольненского сельского поселения, администрации Наримановского сельского поселения, администрации Кировского сельского поселения, регулирующего порядок заключения соглашений о передаче части полномочий между указанными органами местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что должностными лицами администрации
Светлоярского муниципального района и администрации Привольненского
.ельского поселения, администрации Наримановского сельского поселения,
лминистрации Кировского сельского поселенияне соблюдаются
требования действующего законодательства об общих принципах ганизации местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих
шципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного
.лмоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального
"
и
района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Указанные соглашения должны заключаться на неопределенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а так же предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
25 января 2010 года между Администрацией Светлоярского муниципального района и Администрацией Привольненского сельского поселения заключено соглашение №15, Администрацией Кировского сельского поселения заключено соглашение № 16, Администрацией Наримановского сельского поселения без номера, о передаче части должностных полномочий в области муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель.
Однако, данное соглашение не соответствует предъявленным законом требованиям, так как в нем отсутствуют обязательные условия, предусмотренные законом.
Так, в указанном соглашении, в нарушение п.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не предусмотрены финансовые санкции за неисполнение данного соглашения.
Указанные нарушения требований действующего законодательства могут повлечь неблагоприятные последствия в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель как для муниципального образования в целом, так и граждан.
Прокурорпросит суд обязать Администрацию Светлоярского
муниципального района и Администрацию Привольненского сельского поселения, Администрацию Наримановского сельского поселения, Администрацию Кировского сельского поселения в течение месяца с момента вынесения решения судом, внести в соглашение о передаче полномочий в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель, существенные условия в виде положений, устанавливающих финансовые санкции за неисполнение соглашения.
В судебном заседании заместитель прокурора - Сарайкин И.В. настаивает на удовлетворении иска.
Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области и Администрация Наримановского сельского поселения в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель Администрации Привольненского и Кировского сельских поселений Светлоярского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, ранее письменно уведомив суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Выслушав помощника заместителя Светлоярского района Волгоградской области - Сарайкина И.В.., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что соглашением № 15 от 25.01.2010 года Привольненское сельское поселение передает, а Светлоярский муниципальный район принимает к исполнению полномочия по осуществлению муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель на территории сельского совета (дело№ 2-552V10 л.д.5-7).
Соглашением № 16 от 25.01.2010 года Кировское сельское поселение передает, а Светлоярский муниципальный район принимает к исполнению полномочия по осуществлению муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель на территории сельского совета (дело№2-553\10 л.д.5-7).
Соглашением без номера от 25.01.2010 года Наримановское сельское поселение передает, а Светлоярский муниципальный район принимает к исполнению полномочия по осуществлению муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель на территории сельского совета (дело№2-551\10 л.д.5-7).
Согласно "ч. 4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно требований закона указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Анализ заключенного соглашения показывает, что органы местного самоуправления недостаточно точно исполнили требования закона, и не предусмотрели в соглашении финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Как следует из постановления Главы Администрации Волгоградской области № 1327 от 21.12.2005 года «Об утверждении модельного соглашения о передачи части полномочий органами местного самоуправления» рекомендовано органам местного самоуправления при заключении соглашений о передаче части полномочий в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применять
модельное соглашение о передаче части полномочий органами местного самоуправления, утвержденное пунктом 1 настоящего постановления.
Однако рассматриваемые соглашения как публично-правовые нормативные договоры имеют предметом не гражданские права и обязанности, а властные полномочия и связанные с ними административные права и обязанности публичных органов соответственно не подпадают под действие гражданского законодательства.
Следовательно, к ним неприменимы напрямую положения ПС РФ о договорах, в т.ч. об ответственности за их нарушение.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.
Права граждан могут быть нарушены не только действием, но и бездействием.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
В рассматриваемом случае заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему полномочий для предупреждения нарушений законных интересов муниципального образования - Привольненского, Кировского, Наримановского сельских поселений, граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, что не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию этого органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Светлоярского района Волгоградской
области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации
Светлоярского муниципального района Волгоградской области,
Администрации Привольненского, АдминистрацииКировского,
Администрации Наримановского сельских поселений Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к внесению обязательных условий в соглашения о передаче части полномочий в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель в виде положений, устанавливающих финансовые санкции за неисполнение данных соглашений, удовлетворить.
Обязать Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Администрацию Привольненского, сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в месячный срок внести в соглашение № 15 от 25 января 2010 года о передаче
4f
части полномочий в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель положение, устанавливающее финансовые санкции за неисполнение данного соглашения.
Обязать Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Администрацию Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в месячный срок внести в соглашение № 16 от 25 января 2010 года о передаче части полномочий в сфере муниципального контроля по использованию и охране муниципальных земель положение, устанавливающее финансовые санкции за неисполнение данного соглашения.
Обязать Администрацию Светлоярского муниципального района
Волгоградской области, Администрацию Наримановского сельского
поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в
месячный срок внести в соглашение без номера от 25 января 2010 года о
передаче части полномочий в сфере муниципального контроля по
использованию и охране муниципальных земельположение,
устанавливающее финансовые санкции за неисполнение данного соглашения.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через суд Светлоярского района.
Судьяп\о ^^р\РивнякЕ.В.