о понуждении органа местного самоуправления к принятию в муниципальную собственность автодороги



Дело № 2-2017/10 15 декабря 2010 годаРЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Светлоярский районный суд Волгоградской области в составе:

Председательствующего судьи: Верцимак Н.А.

с участием прокурора Сарайкина И.В.

при секретаре Поникаровских Т.А.

15 декабря 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Светлый Яр гражданское дело по исковому заявлению прокурора Светлоярского района Волгоградской области к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к принятию в муниципальную собственность автодороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Светлоярского района Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к принятию в муниципальную собственность автодороги, в обоснование указав, что прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, а именно, в границах Светлоярского муниципального района Волгоградской области расположена автодорога с бетонным покрытием, соединяющая Светлоярский район и Красноармейский район г. Волгограда, проходящая через железнодорожный переезд на п. Заканальный к соляному причалу Красноармейского района г. Волгограда. Проведенной проверкой было установлено, что указанная дорога является бесхозяйной.

Между тем, Администрацией Свтлоярского муниципального района Волгоградской области мер по постановке на учет и принятию в муниципальную собственность дороги не предпринимается.

Обозначенные нарушения создают реальную угрозу безопасности движения транспортных средств по указанной дороге.

Прокурор просит суд обязать Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области принять в муниципальную собственность автодорогу с бетонным покрытием, соединяющую <адрес>

В судебном заседании прокурор - Сарайкин И.В. поддержал заявленные исковые требования, устно уточнив их, просит обязать Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области принять в муниципальную собственность автодорогу с бетонным покрытием, протяженностью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенную <адрес>.

Представители ответчика - Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области - Бурлуцкий А.В., Тетерятников С.Н. исковые требования признали в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - Царев В.И., в решении вопроса полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Бабаян В.Г. считает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку дорога, проходящая по его земельному участку, является его собственностью по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ним и АОЗТ<данные изъяты> согласно которого он купил бетонное покрытие внутрихозяйственной дороги.

Представители Администрации г. Волгограда, Департамента городского хозяйства Администрации г. Волгограда, ОАО <данные изъяты>, привлеченные судом в качестве третьих лиц в судебное заседание не явились, не уведомив суд о причине не явки.

Выслушав стороны, третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога была построена в ДД.ММ.ГГГГ. Заказчиком выступал ОАО <данные изъяты> Однако, указанная автомобильная дорога, протяженностью <данные изъяты>, берущая начало от автомобильной дороги, проходящей между <адрес> и оканчивающейся на <адрес>, что следует из ситуационной схемы (л.д. 122), на учёте в реестре не состоит. Спорный участок автомобильной дороги с бетонным покрытием длиной <данные изъяты> проходящий по <адрес>, является продолжением автомобильной дороги, протяженностью <данные изъяты> и соединяющей <адрес>.

Как следует из переписки между прокурором, Администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области, актом обследования дороги от ДД.ММ.ГГГГ года, автомобильная дорога, проходящая через <адрес> в муниципальной собственности не значиться, дорога находится в непосредственной близости от <адрес> относящегося к 1 категории взырывоопасности и является единственной коммуникацией по предотвращению возможных аварийных ситуаций и пожаров на территории предприятия (л.д.7-8).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Бабаян В.Г. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.30-39).

В соответствии с копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ликвидационной комиссией АОЗТ «<данные изъяты> и Бабаян В.Г., последний приобрел бетонное бетонное покрытие внутрихозяйственной дороги АОЗТ <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенное в <адрес> (л.д.40-41).

Как следует из дела по вычислению площадей контуров земельных угодий совхоза <данные изъяты>, из ответа № № от ДД.ММ.ГГГГ в границах секций <данные изъяты> под № № обозначена автомобильная дорога с бетонным покрытием, площадью <данные изъяты> Нанесенная на ней цифра <данные изъяты> указывает на полосу отвода данной автомобильной дороги согласно дешифрированию выполненному Южным филиалом ВИСХАГИ г. Новочеркасска ДД.ММ.ГГГГ. В границах <адрес> указана часть данной автомобильной дороги. Данная автомобильная дорога не входит в границы земель сельскохозяйственных угодий, и не может быть включена в долевую собственность граждан (л.д.57-119).

Исходя из заключения отдела Архитектуры, строительства и ЖКХ Светлоярского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок под дорогой с бетонным покрытием протяженностью <данные изъяты>, является частью автомобильной дороги протяженностью <данные изъяты>, берущей начало от автомобильной дороги, проходящей между <адрес>. Вышеназванная автомобильная дорога является дорогой общего пользования (л.д.121).

Согласно уведомлений, указанная автодорога в ЕГРП муниципальной собственности г. Волгограда не значится (л.д.153-154, 175).

Из ответа Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области следует, что указанная дорога находится в границах землепользования Красноармейского района (л.д.159).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что автомобильная дорога, протяженностью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенная <адрес>, в том числе и в собственности Бабаян В.Г., не значится.

Указанная дорога проходит по земельному участку с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>., принадлежащему Бабаян В.Г., идущая <адрес>

Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 16.09.2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из требований ст. 6 ч. 4 ФЗ № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 17 ч. 1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 257-ФЗ следует, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Обозначенные требования законодательства Администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области исполняются ненадлежащим образом. Так, указанная выше дорога в установленном законом порядке не оформлена. Правоустанавливающие документы на дорогу отсутствуют, дорога содержится в ненадлежащем состоянии.

Согласно ст. 225 ГК РФ Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом, в данном случае предусматривается такой способ защиты гражданских прав, как их признание.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

К таким правоотношениям, не применяются правила, установленные ст. 225 ГК РФ

Таким образом, доводы третьего лица Бабаян В.Г., о применении ст. 225 ГК РФ, о нарушении процедуры постановки на учёт бесхозяйного имущества в виде автомобильной дороги, несостоятельны и не применимы в данном случае.

Из ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 257-ФЗ следует, что к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебное заседание не представлено доказательств, подтверждающих, что спорная дорога построена на средства АОЗТ <данные изъяты> и что АОЗТ имело право распоряжаться дорожным полотном.

Доводы третьего лица Бабаян В.Г., что дорожное полотно внутрихозяйственной дороги приобретено им на основании договора купли- продажи - голословны, не подтверждаются материалами дела, поскольку договор купли- продажи в подлиннике не представлен, договор не зарегистрирован, кроме того, цена, указанная в договоре не обоснована.

Кроме того, утверждения Бабаян В.Г., что автомобильная дорога, проходящая по территории его земельного участка является внутрихозяйственной дорогой, не соответствуют действительности.

Как следует из СНИП 2.05.11-83 (1984) внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях - это дороги, соединяющие центральные усадьбы колхозов, совхозов и др. с/х предприятий с бригадами, отделениями и другими сельскохозяйственными объектами, а также предназначенные для транспортного обслуживания отдельных с/х угодий.

В соответствии с п.1.5 СНИП 2.05.11-83 (1984) внутрихозяйственные дороги и их отдельные участки должны: располагаться в комплексе с размещением полей севооборота и других сельскохозяйственных угодий.

Указанная автомобильная дорога, соединяет два района: Красноармейский район, г. Волгограда и Светлоярский район Волгоградской области. Является единственной дорогой, с выходом к реке Волга, и она не может являться внутрихозяйственной, поскольку является объектом общего пользования.

В соответствии с Земельным Кодексом РФ и ФЗ от 24.07.2007 г. № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» дорожно- транспортная сеть городских и сельских поселений является достоянием Российской Федерации, землями общего пользования и не может быть передана в частное владение. Земли, находящиеся в полосе отвода автомобильных дорог - дорожное покрытие, полосы санитарно защитной зоны, транспортные сооружения передаются на баланс муниципальных образований, которое обязано поддерживать их функциональную пригодность. Частной собственностью могут быть только закрытые тупиковые проезды, проходящие через территории предприятий и иных объектов.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Исходя п. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание ответчиком иска, считает возможным удовлетворить заявленные прокурором Светлоярского района Волгоградской области исковые требования.

Кроме того, при разрешении спора судом установлено, что ответчиком не выполнены возложенные законодательством обязанности по выполнению мероприятий по безопасности дорожного движения на территории Светлоярского района, что также является основанием для удовлетворения иска прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Светлоярского района Волгоградской области к Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к принятию в муниципальную собственность автодороги, удовлетворить.

Обязать Администрацию Светлоярского муниципального района Волгоградской области принять в муниципальную собственность автодорогу с бетонным покрытием, протяженностью <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> расположенную <адрес>

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 (десяти) дней через Светлоярский районный суд.

Судья Верцимак Н.А.