о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух



Дело № 2-539/11        «13» мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Светлоярский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Ривняк Е.В.

при секретаре Улюмжеевой Н.С.

с участием прокурора Сердюкова В.А., представителя ответчика Вахменина Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Светлый Яр Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «АЗС-Сервис» о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

У С Т А Н О В И Л:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «АЗС-Сервис» о возложении обязанности разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указав в обоснование, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ООО «АЗС-Сервис», в ходе которой установлено, что, осуществляя свою деятельность, ООО «АЗС-Сервис» не имеет проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений. Вместе с тем деятельность общества напрямую связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Данные действия ответчика нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и нарушают интересы Российской Федерации, поскольку Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а потому не должна допускать трансграничного перемещения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. Прокурор просит суд обязать ООО «АЗС-Сервис» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений.

В судебном заседании прокурор Сердюков В.А. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Вахменин Ю.А., действующий на основании доверенности, признал исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в части возложений обязанности по разработке проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представлению его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений, однако не согласился с возложением обязанности произвести эти действия в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ввиду того, что данный срок является недостаточным для разработки проекта и представления его в уполномоченный орган для получения разрешения.      

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п. 4 ст. 23 данного Федерального закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 1 ст. 14 данного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ООО «АЗС-Сервис», в ходе которой установлено, что ООО «АЗС-Сервис» имеет стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На автозаправочных станциях общества имеются резервуары для хранения дизтоплива и бензина. Резервуары снабжены дыхательными клапанами. В результате слива топлива в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: предельные углеводороды, амилены, бензол, толуол, этилбензол, ксилол, сероводород и др. На момент проверки также установлено, что деятельность предприятия осуществляется без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемого органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды (л.д. 33-34), в связи чем ДД.ММ.ГГГГ Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области ООО «АЗС-Сервис» выдано предписание об устранении в срок до 21.01.2011 г. нарушения и получении в установленном порядке в органе исполнительной власти, осуществляющем управление в области охраны окружающей среды разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д. 35).

Кроме того, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ООО «АЗС-Сервис» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, т.е. за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредной физическое воздействие на него без специальных разрешений (л.д. 36-37).

Однако до настоящего времени ООО «АЗС-Сервис» проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан и не представлен на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений, что не отрицал в судебном заседании и представитель ответчика.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым возложить на ООО «АЗС-Сервис» обязанность разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений.

В соответствии с. ч 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что разработка проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представление его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений требует значительного промежутка времени, оплаты услуг проектирующей организации, суд считает необходимым определить для выполнения ООО «АЗС-Сервис» возложенной на него судом обязанности шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок, по мнению суда, является достаточным и разумным.               

     

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на ООО «АЗС-Сервис» обязанность разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Светлоярский районный суд.

Председательствующий       Е.В. Ривняк

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2011 года.

Председательствующий         Е.В. Ривняк