Дело № 2-130/2010Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Змиёвка 30 августа 2010 г.
Свердловский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Конкиной Е.А., с участием
представителя истца Большаковой Ю.В.,
ответчика Давыдова А.Н.,
представителя ответчика Редникиной С.С.,
при секретаре Валиуллиной Е.Ю.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Федеральной налоговой службы Российской Федерации к Давыдову Александру Николаевичу о взыскании налогов и убытков,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная налоговая служба Российской Федерации обратилась с иском к Давыдову А.Н. о взыскании налогов и убытков. В исковом заявлении указала, что с 17.11.2004 года Давыдов А.Н. занимал должность генерального директора ОАО «Змиевский мясоперерабатывающий комбинат». В ходе хозяйственной деятельности мясокомбинат не платил налоги и сборы, в результате чего образовалась перед бюджетом задолженность, просроченная свыше трёх месяцев, что соответствует признакам банкротства, указанным в статьях 3 и 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со ст.9 этого Закона у руководителя мясокомбината 01.12.2004 года возникла обязанность подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом. Однако ответчик, зная об имеющейся задолженности, не подал заявление в арбитражный суд, а продолжал наращивать задолженность. В результате у мясокомбината возникла задолженность по налогам в размере 3 073 558 рублей, а также государство понесло расходы в размере 12 480 рублей на проведение процедуры банкротства. Просит суд на основании ст.399 ГК РФ взыскать с Давыдова А.Н. налоги и убытки в сумме 3 086 038 рублей.
Представитель ответчика Редникина С.С. и ответчик Давыдов А.Н. ссылались на пропуск истцом срока исковой давности.
Представитель истца Большакова Ю.В. полагала, что срок исковой давности не пропущен, поскольку истцу стало известно, что имущества у ОАО «Змиёвский мясокомбинат» недостаточно для погашения задолженности с момента завершения процедуры банкротства, то есть с февраля 2010 года и с этой даты в соответствии со ст.ст. 7- 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует исчислять срок исковой давности.
Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, касающиеся возражения ответчиков относительно пропуска истцом без уважительных причин установленного федеральным законом срока исковой давности,суд полагает,что в удовлетворении требований истца следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В судебном заседании установлено, что ответчик Давыдов А.Н. являлся генеральным директором ОАО «Змиёвский мясоперерабатывающий комбинат» и ООО «Змиёвский мясокомбинат» с 18.11.2004 г. по 05.07.2006 г.
На основании справок о задолженности по обязательным платежам перед Российской Федерацией на 1.12.2004 г. основной долг, просроченный более чем на 3 месяца ОАО «Змиёвский мясоперерабатывающий комбинат» составлял 259 417 рублей, а на 01.07.2006 г.(непосредственно перед увольнением ответчика) - 2 488 423 рубля, о чем истцу стало известно в результате предоставленной отчетности.
Согласно представленным истцом документам к ОАО «Змиёвский мясоперерабатывающий комбинат» налоговой инспекцией предъявлялись требования об уплате налога по состоянию на 31.01.2006 г., 26.04.2006 г., 03.05.2006 г., 19.05.2006 г. и на 29.06.2006 г.
Доводы представителя Большаковой Ю.В. о том, что у истца возникло право требования к ответчику с февраля 2010 года, когда была завершена процедура банкротства и выяснилось, что у ОАО «Змиёвский мясоперерабатывающий комбинат» нет собственных средств для погашения задолженности по обязательным платежам, суд считает несостоятельными по следующим причинам.
В соответствии со ст.399 ГК РФ субсидиарная ответственность возникает, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Предъявляя требование к основному должнику ОАО «Змиёвский мясоперерабатывающий комбинат» по состоянию на 31.01.2006 г. истец установил срок исполнения до 31.01.2006 г. и предупредил, что в противном случае примет все предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания налогов (сборов) и других обязательных платежей. Как пояснил представитель истца, указанные требования исполнены не были.
Суд приходит к выводу, что у истца возникло право предъявить иск к Давыдову А.Н. 1.02.2006 года ( со следующего дня, после установленного в требовании) и с этого дня начинает исчисляться срок исковой давности. Последним днём срока исковой давности было 01.02.2009 года.
Истцом в судебном заседании не представлено доказательств того, что он обращался с иском в суд, а также того, что у него имелись уважительные причины пропуска срока исковой давности, позволяющие восстановить такой срок.
Таким образом, истцом без уважительной причины пропущен срок исковой давности, в связи с чем суд считает необходимым на основании ч.2 ст.199 ГК РФ в иске отказать.
Статья 152 ГПК РФ позволяет судье в указанном случае принять решение об отказе в иске без исследования фактических обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.152, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Федеральной налоговой службы Российской Федерации к Давыдову Александру Николаевичу о взыскании налогов и убытков отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения, подачей жалобы через Свердловский районный суд.
Председательствующий Е.А. Конкина