Дело № 2-165/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Змиёвка 7 сентября 2010 г.
Свердловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Конкиной Е.А., с участием:
пом.прокурора Свердловского района Орловской области Гордеева Р.А.,
представителя ответчика Лебедь Н.В.,
при секретаре Валиуллиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения Свердловского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района Орловской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации Красноармейского сельского поселения Свердловского района Орловской области об оспаривании бездействия и принятии бесхозяйных газовых сетей на учёт. В исковом заявлении указал, что на территории Красноармейского сельского поселения Свердловского района Орловской области имеются бесхозяйные газовые сети, у которых отсутствует собственник, в частности: в д.Поздеево: 1.)надземный, среднего давления к ГРПШ, диаметром 57 мм протяженностью 10,7 м, 2.)подземный, полиэтиленовый, среднего давления к ГРПШ диаметром 63 мм протяжённостью 1530 м, 3)надземный, низкого давления диаметром 108 мм протяжённостью 7,2 м., 4)подземный полиэтиленовый низкого давления диаметром 110 мм протяжённостью 100 м, 5)подземный полиэтиленовый, низкого давления диаметром 63 мм протяжённостью 1991 м. Бездействие администрации сельского поселения в принятии на учёт бесхозяйных газовых сетей может привести к их разрушению и, как следствие, возникновению чрезвычайной ситуации. Поскольку организация газоснабжения населения, равно как и предупреждение чрезвычайных ситуаций, относятся к вопросам местного значения, то прокурор просил суд признать бездействие администрации Новопетровского сельского поселения незаконным, обязать её принять бесхозяйные газовые сети на учёт и принять меры к государственной регистрации прав на газопроводы.
В судебном заседании пом. прокурора Свердловского района Орловской области Гордеев Р.А. поддержал исковые требования в части признания бездействия администрации сельского поселения незаконным и обязании ответчика обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет. В остальной части от исковых требований отказался.
Представитель ответчика – и.о. главы Красноармейского сельского поселения Лебедь Н.В. иск признала и пояснила, что в настоящее время бюджет сельского поселения не позволяет принять их на учёт, хотя сельская администрация не снимает с себя ответственности за организацию предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Представители третьих лиц – ОАО «Газпромрегионгаз» и Управления Росреестра по Орловской области – в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.7 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений.
Согласно п.5 «Правил охраны газораспределительных сетей» (утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 г. № 878), газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Согласно п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения среди прочих относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.4 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В судебном заседании установлено следующее:
Как видно из сообщения Орловского филиала ОАО «Газпромрегионгаз», что на территории Красноармейского сельского поселения Свердловского района Орловской области имеются бесхозяйные газопроводы, в частности: в д.Поздеево: 1.)надземный, среднего давления к ГРПШ, диаметром 57 мм протяженностью 10,7 м, 2.)подземный, полиэтиленовый, среднего давления к ГРПШ диаметром 63 мм протяжённостью 1530 м, 3)надземный, низкого давления диаметром 108 мм протяжённостью 7,2 м., 4)подземный полиэтиленовый низкого давления диаметром 110 мм протяжённостью 100 м, 5)подземный полиэтиленовый, низкого давления диаметром 63 мм протяжённостью 1991 м. л.д.6-7). Отсутствие собственника подтверждается уведомлением Свердловского отдела Управления Росреестра по Орловской области л.д.4-5).
Таким образом, установлено, что указанные газопроводы на балансе ни у одной организации не состоят, собственника не имеют, т.е. в силу ст.225 ГК РФ являются бесхозяйными объектами недвижимости.
Согласно ст.225 ч.3 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Ввиду отсутствия собственника соблюдение специальных мер по безопасному функционированию газораспределительных сетей невозможно, что создаёт предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы жизни и здоровью населения.
Как видно из представленных документов, Красноармейское сельское поселение 1 марта 2010 года заключило соглашение со Свердловским районным Советом народных депутатов о передаче ему своих полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом соответствующие субвенции предоставляются из бюджета сельского поселения в бюджет Свердловского муниципального района Орловской области л.д.8-12).
Поскольку организация газоснабжения населения, равно организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций являются полномочиями органов местного самоуправления поселений, то администрация сельского поселения во избежание чрезвычайных ситуаций обязана принимать участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения. В противном случае при возникновении чрезвычайной ситуации под угрозу может быть постановлена жизнь населения.
Постановка газопровода на учет в качестве бесхозяйного имущества является одной из составляющих мер на пути к установлению контроля за безопасной эксплуатацией газовых сетей, а безопасная эксплуатация газовых сетей влечет в свою очередь безопасность лиц, использующих газ в качестве топлива, безопасность зданий и сооружений, расположенных вблизи газопроводов.
Непринятие ответчиком мер по постановке бесхозяйного газопровода на учет является незаконным, противоречит вышеприведенным нормативным актам, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории сельского поселения, поэтому ответчик обязан устранить допущенные нарушения.
При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения Свердловского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации Красноармейского сельского поселения Свердловского района Орловской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет газопроводов удовлетворить.
Обязать администрацию Красноармейского сельского поселения Свердловского района Орловской области принять меры к государственной регистрации бесхозяйных газовых сетей, а именно в д. Поздеево:
1.)надземный, среднего давления к ГРПШ, диаметром 57 мм протяженностью 10,7 м,
2.)подземный, полиэтиленовый, среднего давления к ГРПШ диаметром 63 мм протяжённостью 1530 м,
3)надземный, низкого давления диаметром 108 мм протяжённостью 7,2 м.,
4)подземный полиэтиленовый низкого давления диаметром 110 мм протяжённостью 100 м,
5)подземный полиэтиленовый, низкого давления диаметром 63 мм протяжённостью 1991 м.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательном виде подачей жалобы через Свердловский районный суд.
Председательствующий Е.А. Конкина