Гр. дело № 2-195 /2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Змиёвка 20 сентября 2010 г.
Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего Лобановой Л.А., с участием
помощника прокурора Свердловского района Орловской области Гордеева Р.А.,
представителя ответчика – администрации Красноармейского сельского поселения- Половицковой Т.Р.,
при секретаре Свириной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Красноармейского сельского поселения о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности, указав следующее.
Прокуратурой Свердловского района Орловской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательных учреждений, которая показала, что ответчик ненадлежащим образом исполняет возложенную на него обязанность по содержанию дорог. Установлено, что в ... расположено муниципальное образовательное учреждение «Куракинская средняя общеобразовательная школа», в д. ... ... расположено муниципальное образовательное учреждение «Борисоглебская средняя общеобразовательная школа», все образовательные учреждения расположены вдоль автомобильных дорог. Согласно информации, предоставленной ОГИБДД ОВД по Свердловскому району Орловской области дорожный знак 1.23 «Дети», а также повторный знак 8.2.1 отсутствуют на участках дорог, вдоль которых расположены МОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Борисоглебская средняя общеобразовательная школа». В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Просит признать незаконными действия (бездействие) органов местного самоуправления - администрации Красноармейского сельского поселения в области осуществления дорожной деятельности и обязать администрацию Красноармейского сельского поселения установить дорожные знаки 1.23 «Дети», повторный знак 8.2.1 в соответствии с ГОСТом 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» перед участками дорог, вдоль которых расположены МОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Борисоглебская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Гордеев Р.А. исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика – администрации Новопетровского сельского поселения Половицкова Т.Р. в судебном заседании признала законность требований прокурора.
Представитель третьего лица- ОГИБДД ОВД по Свердловскому району в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 в совокупности с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Статьей 1 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении» а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч.2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, а так же наличие дорожных знаков, что и обеспечивает безопасность дорожного движения.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
Согласно положениям ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее - ПДЦ), предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. К данной группе относится дорожный знак 1.23 «Дети», который устанавливается вблизи детского учреждения (школы, детские сады, дома культуры и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка.
Кроме того, согласно п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно п. 5.2.25 ГОСТ а 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Кроме того, устанавливается также повторный знак с табличкой 8.2.1, на которой указывается протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливается на расстоянии 90-100 метров, повторный -на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательных учреждений, проведенной прокуратурой Свердловского района выявлено, что должностными лицами администрации Красноармейского сельского поселения не обеспечивается безопасность дорожного движения.
Согласно информации, предоставленной ОГИБДД ОВД по Свердловскому району Орловской области дорожный знак 1.23 «Дети», а также повторный знак 8.2.1 отсутствуют на участках дорог, вдоль которых расположены МОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа» и «Борисоглебская средняя общеобразовательная школа».
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Таким образом, отсутствие дорожных знаков ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – детей, воспитанников школы, учителей других работников школы, иных лиц, посещающих дошкольное учреждение, что в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ обуславливает право прокурора обратится в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности дорожно - уличной сети вблизи образовательных учреждений, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан.
Суд находит, что иск прокурора Свердловского района Орловской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления – Красноармейского сельского поселения в области осуществления дорожной деятельности.
Обязать администрацию Красноармейского сельского поселения перед участками дорог, вдоль которых расположены МОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа» по адресу: ... и «Борисоглебская средняя общеобразовательная школа» по адресу: д. ... ... установить дорожные знаки 1.23 «Дети», повторный знак 8.2.1 в соответствии с ГОСТом 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Лобанова