бездействие в осуществлении дорожной деятельности



Гр. дело № 2-193 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Змиёвка 20 сентября 2010 г.

Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего Лобановой Л.А., с участием

помощника прокурора Свердловского района Орловской области Гордеева Р.А.,

представителя ответчика – администрации городского поселения- поселок Змиевка Батуновой Л.В.,

при секретаре Свириной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения - поселка Змиевка о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского поселения - поселка Змиевка о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности, указав следующее.

Прокуратурой Свердловского района Орловской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательных учреждений, которая показала, что ответчик ненадлежаще исполняет возложенную на него обязанность по содержанию дорог. Установлено, что в ..., ... расположено муниципальное образовательное учреждение «Змиевкая школа-лицей», в ... ... - дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1», в ... ... - дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2», все образовательные учреждения расположены вдоль автомобильных дорог. Согласно информации, предоставленной ОГИБДД ОВД по Свердловскому району Орловской области дорожный знак 1.23 «Дети», а также повторный знак 8.2.1 отсутствуют на участках дорог, вдоль которых расположены МОУ «Змиевская школа-лицей», ДОУ «Детский сад № 1», ДОУ «Детский сад № 2». В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Просит признать незаконным действия (бездействие) органов местного самоуправления - администрации городского поселения «Поселок Змиевка» в области осуществления дорожной деятельности и обязать администрацию городского поселения «Поселок Змиевка» установить дорожные знаки 1.23 «Дети», повторный знак 8.2.1 в соответствии с ГОСТом 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» перед участками дорог, вдоль которых расположены МОУ «Змиевская школа-лицей», ДОУ «Детский сад № 1», ДОУ «Детский сад № 2».

В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Гордеев Р.А. исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика – администрации городского поселения «Поселок Змиевка» Батунова Л.В. в судебном заседании признала законность требований прокурора.

Представитель третьего лица- ОГИБДД ОВД по Свердловскому району в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 в совокупности с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

Статьей 1 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении» а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ч.2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, а так же наличие дорожных знаков, что и обеспечивает безопасность дорожного движения.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

Согласно положениям ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществля­ются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федера­ции и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее - ПДЦ), предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. К данной группе относится дорожный знак 1.23 «Дети», который устанавливается вблизи детского учреждения (школы, детские сады, дома культуры и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка.

Кроме того, согласно п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно п. 5.2.25 ГОСТ а 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Кроме того, устанавливается также повторный знак с табличкой 8.2.1, на которой указывается протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливается на расстоянии 90-100 метров, повторный -на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожно-уличной сети вблизи образовательных учреждений, проведенной прокуратурой Свердловского района выявлено, что должностными лицами администрации городского поселения- поселок Змиевка не обеспечивается безопасность дорожного движения.

Согласно информации, предоставленной ОГИБДД ОВД по Свердловскому району Орловской области дорожный знак 1.23 «Дети», а также повторный знак 8.2.1 отсутствуют на участках дорог, вдоль которых расположены МОУ «Змиевская школа-лицей», ДОУ «Детский сад № 1» и ДОУ «Детский сад № 2».

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Таким образом, отсутствие дорожных знаков ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – детей, воспитанников школы, учителей других работников школы, иных лиц, посещающих дошкольное учреждение, что в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ обуславливает право прокурора обратится в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности дорожно - уличной сети вблизи образовательных учреждений, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан.

Суд находит, что иск прокурора Свердловского района Орловской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ст. 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения - поселка Змиевка о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления - администрации городского поселения «Поселок Змиевка» в области осуществления дорожной деятельности.

Обязать администрацию городского поселения «Поселок Змиевка» перед участками дорог, вдоль которых расположены МОУ «Змиевская школа-лицей» по адресу: ..., ...; ДОУ «Детский сад № 1» по адресу : ..., ..., ...; ДОУ «Детский сад № 2» по адресу: ... ..., ..., ... установить дорожные знаки 1.23 «Дети», повторный знак 8.2.1 в соответствии с ГОСТом 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Лобанова