выделение квот для трудоустройства инвалидов



Гр. дело № 2- 186 /2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Змиёвка 14 сентября 2010 г.

Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Лобановой Л.А., с участием:

помощника прокурора Свердловского района Орловской области Гордеева Р.А.,

представителя ответчика Панкратова В.А.,

представителя ОГУ «Центр занятости населения Свердловского района» Синичкиной С.В.,

при секретаре Свириной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Куракинское» о признании незаконным бездействия и понуждении к выделению квот для трудоустройства инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свердловского района Орловской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Куракинское» о признании незаконным бездействия и понуждении к выделению квот для трудоустройства инвалидов. В обоснование исковых требований указано следующее.

Прокуратурой Свердловского района Орловской области проведена проверка соблюдения законодательства по выделению квот для трудоустройства инвалидов, которая показала, что ответчик не в полной мере соблюдает законодательство. Так, согласно действующему законодательству инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Работодатель – ЗАО «Куракинское» не в полной мере выполняет установленную законодательством обязанность по трудоустройству инвалидов. Среднесписочная численность работников ЗАО «Куракинское» составляет 176 человек. Следовательно, квота рабочих мест для инвалидов – 7 человека, однако ЗАО «Куракинское» выделено только 4 рабочих места для инвалидов. Бездействие ответчика нарушает требование ст. 21 Закона о защите инвалидов, согласно которой организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Просит признать незаконным бездействие ЗАО «Куракинское» выразившееся в не предоставлении квот для трудоустройства инвалидов и обязать ЗАО «Куракинское» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере.

В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Гордеев Р.А. исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика Панкратов В.А. исковые требования признал в полном объеме.

Представитель ОГУ «Центр занятости населения Свердловского района» Синичкина С.В. считала иск обоснованным считала и подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др.

Статья 21 указанного Федерального закона устанавливает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно части 3 статьи 2 Закона Орловской области от 06.12.2007 года №726-ОЗ « О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области» установлен размер квоты равный 4 % к среднесписочной численности работников организаций.

Статья 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Частью 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В статье 13 указанного закона предусмотрено, что квоты для приема на работу инвалидов являются дополнительной гарантией занятости.

Часть 2 ст. 7 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

Согласно части 3 ст. 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. А также право на защиту от безработицы.

Правило 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной ассамблеей ООН 20.12.1993 года) предписывает, что инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда.

В судебном заседании установлено, что согласно справке ОГУ «Центр занятости населения Свердловского района», по состоянию на 26.08.2010 года зарегистрировано в поиске работы 16 инвалидов, имеющих 3 группу инвалидности, из которых 7 женщин и 9 мужчин л.д.3).

Постановлением Правительства Орловской области от 29 апреля 2010 года №121 установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов предприятиям, организациям и учреждениям в пределах установленной квоты в соответствии со следующим распределением : для организаций, в которых среднесписочная численность работников составляет от 101 до 500 человек установлена 1 единица специальных рабочих мест л.д. ).

Частью 3 статьи 2 Закона Орловской области от 06.12.2007 года №726-ОЗ « О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области» установлен размер квоты равный 4 % к среднесписочной численности работников организаций.

Согласно сведениям о квотировании рабочих мест для инвалидов, представленным работодателем ЗАО «Куракинское» в ОГУ «Центр занятости населения Свердловского района» видно, что в мае, июне, июле 2010 года среднесписочная численность работников составила соответственно: 177 человек;177 человек; 176 человек. Установленная квота для приема на работу инвалидов – 7 человек, работает инвалидов – 4 человека, трудоустроено инвалидов – 4 человека л.д. 4,5,6).

Согласно справке ЗАО «Куракинское» № 445 от 13.09.2010 года, по состоянию на 13 сентября 2010 года численность работников составляет 173 человека, в том числе 5 инвалидов л.д. ).

По мнению суда, в нарушение указанных требований законодательства, работодатель ЗАО «Куракинское» не в полной мере выполняет установленную обязанность по трудоустройству инвалидов, чем нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку указанное влечет нарушение прав инвалидов, число которых постоянно меняется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Свердловского района Орловской области к ЗАО «Куракинское» о признании незаконным бездействия и понуждении к выделению квот для трудоустройства инвалидов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ЗАО «Куракинское», выразившееся в не предоставлении квот для трудоустройства инвалидов.

Обязать ЗАО «Куракинское» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Лобанова