о принятии мер по безопасности гидротехнического сооружения



Гр. дело № 2-199 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Змиёвка 27 сентября 2010 г.

Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего Лобановой Л.А., с участием

ст. помощника прокурора Свердловского района Орловской области Булгаковой П.И.,

представителя ответчика – администрации Свердловского района Орловской области Филимоновой И.Ю.,

при секретаре Свириной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свердловского района Орловской области о признании незаконным бездействия и понуждении к принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о признании незаконным бездействия и понуждении к принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, указав следующее.

Прокуратурой Свердловского района Орловской области проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, которая показала, что программа обеспечения безопасности гидротехнических сооружений не разработана, перечни первоочередных мероприятий по обеспечению работ, связанных с безопасностью ГТС, не утверждены. А также администрацией Свердловского района не ведется учет бесхозяйных и аварийных ГТС, не осуществляется за ними контроль. Дальнейшее бездействие со стороны администрации Свердловского района может вызвать размытие плотин, разрушение дорожного полотна, то есть нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, бездействие администрации Свердловского района Орловской области, выразившееся в неприятии действенных мер по учету бесхозяйных и аварийных гтс, осуществлению за ними контроля, обеспечению их безопасности, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Яковлевского сельского поселения и городского поселения Змиевка Свердловского района, в то время как в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Просит признать незаконным бездействие администрации Свердловского района Орловской области, выразившееся в неприятии мер по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений, а именно в отношении гидротехнических сооружений : гидроузла пруда Змиевка (плотина, класс IV) – п. Змиевка, ул. 8 Марта, гидроузла пруда № 1 Яковлево (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000044) – д. Яковлево, Яковлевское сельское поселение, гидроузла пруда № 2 Яковлево (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000045) – д. Яковлево, Яковлевское сельское поселение, гидроузла пруда Марьевка (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000037) – д. Марьевка, Яковлевское сельское поселениев неприятии мер по устранению нарушений требований безопасности гидротехнических сооружений, разработке программы обеспечения их безопасности, утверждению перечня первоочередных мероприятий по обеспечению их безопасности, а также организации учета бесхозяйных и аварийных гидротехнических сооружений, организации за ними надлежащего контроля. Обязать администрацию Свердловского района Орловской области принять меры по обеспечению безопасности указанных бесхозяйных гидротехнических сооружений, устранить выявленные нарушения требований безопасности гидротехнических сооружений, разработать программу обеспечения их безопасности, утвердить перечни первоочередных мероприятий по обеспечению их безопасности, а также организовать учет бесхозяйных и аварийных гидротехнических сооружений, организовать за ними надлежащий контроль.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Свердловского района Орловской области Булгакова П.И. исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика – администрации Свердловского района Орловской области Филимонова И.Ю. в судебном заседании против исковых требований возражала, пояснила, что в районе в период наступления весеннего половодья все ГТС проходят обследование на безаварийный пропуск талых вод главами сельских поселений. Неручанское водохранилище обследуется силами Главного Управления МЧС по Орловской области, при этом составляется акт обследования. Все ГТС в период паводка не представляют опасность и угрозу для жизни и здоровья людей, хозяйственных объектов и окружающей среды.

Представитель третьего лица- Приокское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту – ФЗ № 117) под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Чрезвычайная ситуация, по смыслу ФЗ № 117, - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту –ФЗ № 131) к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Кроме того, к вопросам местного значения поселения согласно п. 23 ч.1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответственность за надлежащее техническое состояние гидротехнических сооружений, своевременное проведение необходимых обследований в процессе их эксплуатации, а также учет бесхозяйных и аварийных гидротехнических сооружений, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления. Однако в соответствии с ч.4 ст.15 ФЗ № 131 органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Так, согласно ст. 1 Соглашения от 01.03.2010 г. о передаче части полномочий органам местного самоуправления, заключенного администрацией Яковлевского сельского поселения и администрацией городского поселения Змиевка с администрацией Свердловского района, полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований) на территории поселения переходят к органам местного самоуправления Свердловского района.

В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде согласно ст.254 ГПК РФ.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, выявлено, что должностными лицами администрации Свердловского района Орловской области не обеспечивается безопасность гидротехнических сооружений. Программа обеспечения безопасности гидротехнических сооружений не разработана, перечни первоочередных мероприятий по обеспечению работ, связанных с безопасностью ГТС, не утверждены. Также администрацией Свердловского района не ведется учет бесхозяйных и аварийных ГТС, не осуществляется за ними контроль.

Установлено, что на территории Свердловского района расположены бесхозяйные гидротехнические сооружения, а именно:

- гидроузел пруда Змиевка (плотина, класс IV) – п. Змиевка, ул. 8 Марта;

- гидроузел пруда № 1 Яковлево (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000044) – д. Яковлево, Яковлевское сельское поселение;

- гидроузел пруда № 2 Яковлево (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000045) – д. Яковлево, Яковлевское сельское поселение;

- гидроузел пруда Марьевка (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000037) – д. Марьевка, Яковлевское сельское поселение. Между тем плотины, расположенные вблизи населенных пунктов, находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, водоспуск плотины пруда Змиевка в нижнем бьефе не имеет мусоросборника, что не исключает нарушение его водопропускной способности и размытие гребня плотины. При этом по плотине проходит автодорога, а со стороны нижнего бьефа на расстоянии 150 м. от плотины проходит насыпь железной дороги.

На плотине пруда № 1 Яковлево отсутствуют водоспускные устройства, что в период паводка грозит аварийному размыву плотины, в 100 м. от которой проходит насыпь автодороги, а в 30 метрах расположены жилые дома.

Тело плотины пруда № 2 Яковлево в верхнем бьефе частично размыто, что грозит разрушению дорожного полотна, а также отсутствует защита водоспуска от мусора, что в случае нарушения его водопропускной способности не исключает размытие гребня плотины.

Плотина пруда Марьевка также не имеет защиты водоспуска от мусора, не ведется хозяйственная деятельность в нижнем бьефе, со стороны верхнего бьефа тело плотины частично размыто. Это подтверждается справкой государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за ГТС по Орловской области Приокского управления Ростехнадзора от 09.09.2010 г.

В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде согласно ст.254 ГПК РФ.

Суд находит, что иск прокурора Свердловского района Орловской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ст. 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свердловского района Орловской области о признании незаконным бездействия и понуждении к принятию мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Свердловского района Орловской области, выразившееся в неприятии мер по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений, а именно в отношении гидротехнических сооружений : гидроузла пруда Змиевка (плотина, класс IV) – п. Змиевка, ул. 8 Марта, гидроузла пруда № 1 Яковлево (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000044) – д. Яковлево, Яковлевское сельское поселение, гидроузла пруда № 2 Яковлево (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000045) – д. Яковлево, Яковлевское сельское поселение, гидроузла пруда Марьевка (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000037) – д. Марьевка, Яковлевское сельское поселениев неприятии мер по устранению нарушений требований безопасности гидротехнических сооружений, разработке программы обеспечения их безопасности, утверждению перечня первоочередных мероприятий по обеспечению их безопасности, а также организации учета бесхозяйных и аварийных гидротехнических сооружений, организации за ними надлежащего контроля.

Обязать администрацию Свердловского района Орловской области принять меры по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений, а именно в отношении гидротехнических сооружений : гидроузла пруда Змиевка (плотина, класс IV) – п. Змиевка, ул. 8 Марта, гидроузла пруда № 1 Яковлево (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000044) – д. Яковлево, Яковлевское сельское поселение, гидроузла пруда № 2 Яковлево (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000045) – д. Яковлево, Яковлевское сельское поселение, гидроузла пруда Марьевка (плотина, класс IV, код в регистре ГТС – 12057Т414000037) – д. Марьевка, Яковлевское сельское поселениеустранить выявленные нарушения требований безопасности гидротехнических сооружений, разработать программу обеспечения их безопасности, утвердить перечни первоочередных мероприятий по обеспечению их безопасности, а также организовать учет бесхозяйных и аварийных гидротехнических сооружений, организовать за ними надлежащий контроль.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Лобанова