о выделении квот для трудоустройства инвалидов



Дело № 2- 229/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Змиёвка 19 сентября 2011 г.

Свердловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего Конкиной Е.А., с участием:

прокурора Свердловского района Орловской области Чаплыгина С.Д.,

представителя ответчика Леоничевой П.С.,

представителя третьего лица Синичкиной С.В.,

при секретаре Валиуллиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к закрытому акционерному обществу «Куракинское» о признании незаконным бездействия и выделении квот для трудоустройства инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свердловского района Орловской области обратился в суд с иском к ЗАО «Куракинское» о признании незаконным бездействия и выделении квот для трудоустройства инвалидов. В обоснование исковых требований указал, что среднесписочная численность работников ЗАО «Куракинское» составляет 190 человек, следовательно, квота для трудоустройства инвалидов должна быть установлена в размере не менее 7 человек. Однако ответчик выделил лишь 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что нарушает их права. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие ответчика в предоставлении квот для трудоустройства инвалидов и обязать ответчика устранить допущенные нарушения путём выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере.

В судебном заседании прокурор Свердловского района Орловской области

Чаплыгин С.Д. исковые требования уточнил, просил предоставить ответчику срок для добровольного исполнения решения – 3 месяца со дня его вступления в законную силу, в остальном иск поддержал, на его удовлетворении настаивал. Пояснил, что согласно ч.3 ст.2 Закона Орловской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области» от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ квота для трудоустройства инвалидов устанавливается в размере 4 % от среднесписочной численности работников организаций.

Представитель ответчика Леоничева П.С. иск признала.

Представитель третьего лица – КУ ОО «Центр занятости населения Свердловского района» Синичкина С.В. полагала, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования частично обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно п.7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года), инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда.

Часть 2 ст.7 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда в том числе: путём установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др.

Согласно ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно ч.3 ст.2 Закона Орловской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области» от 6 декабря 2007 года №726-ОЗ, квота для трудоустройства инвалидов устанавливается в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организаций.

Статья 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, работодатели в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Частью 3 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1 установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст.13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1, квоты для приёма на работу инвалидов являются дополнительной гарантией занятости.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно информации о приёме на работу инвалидов в пределах установленной квоты, предоставленной ЗАО «Куракинское», среднесписочная численность его работников составляет 190 чел., в связи с чем квота для трудоустройства инвалидов должна быть установлена в размере 7 чел. (4 % от 190 чел.). В действительности в ЗАО «Куракинское» создано 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, т.е. на 1 рабочее место меньше (л.д.4).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик не в полной мере выполняет установленную обязанность по трудоустройству инвалидов, чем нарушает права неопределенного круга лиц (инвалидов) на труд, в связи с чем исковое требование о выделении квот для трудоустройства инвалидов подлежит удовлетворению.

В то же время, прокурор просит суд признать незаконным бездействие ответчика в предоставлении квот для трудоустройства инвалидов, ссылаясь на ст.254 ГПК РФ. Поскольку ЗАО «Куракинское» не является органом государственной власти или органом местного самоуправления, а работники его администрации не являются должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, в удовлетворении данного требования следует отказать.

При подаче искового заявления прокурор в силу ст.33336 НК РФ был освобождён от уплаты госпошлины. Поскольку ответчик не освобождён от её уплаты, то в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с него должна быть взыскана госпошлина в размере 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к закрытому акционерному обществу «Куракинское» о признании незаконным бездействия и выделении квот для трудоустройства инвалидов удовлетворить частично.

В признании бездействия ЗАО «Куракинское» незаконным отказать.

Обязать закрытое акционерное общество «Куракинское» устранить в полном объёме допущенные нарушения путём выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере.

Предоставить ЗАО «Куракинское» срок для добровольного исполнения решения суда – 3 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с ЗАО «Куракинское» государственную пошлину в размере 4000 рублей в доход муниципального образования Свердловский район Орловской области.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Свердловский районный суд.

Председательствующий Е.А. Конкина