о принятии бесхозяйной воздушной линии электропередачи на учет



Дело № 2-232/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Змиёвка 4 октября 2011 г.

Свердловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Швецова Н.В., с участием:

зам.прокурора Свердловского района Орловской области Савоськина В.Г.,

представителя ответчика Степаничева С.А.,

представителя третьего лица Пискуновой Н.В.

при секретаре Латышевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области о принятии бесхозяйной воздушной линии электропередачи на учёт,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свердловского района Орловской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области о принятии бесхозяйной воздушной линии электропередачи на учёт. В исковом заявлении указал, что в д.<адрес> поселения имеется бесхозяйная воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ протяжённостью 400 м, подключённая к ТП С-9-10 и питающая многоквартирный дом бывшего комбикормового завода, у которой отсутствует собственник. Бездействие администрации сельского поселения в принятии на учёт бесхозяйной воздушной линии электропередачи может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Поскольку организация электроснабжения населения, равно как и предупреждение чрезвычайных ситуаций, относятся к вопросам местного значения, то прокурор просит суд признать бездействие администрации Котовского сельского поселения незаконным, обязать её принять меры к принятию бесхозяйной воздушной линии электропередачи на учёт.

В судебном заседании зам.прокурора Свердловского района Орловской области Савоськин В.Г. изложенные в заявлении доводы подтвердил, на остальных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика – глава Котовского сельского поселения Степаничев С.А. иск не признал и пояснил, что бюджет сельского поселения не позволяет принять их на учёт.

Представитель третьего лица – ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ОАО «Авангард-Агро-Орел» Пискунова Н.В. в судебном заседании пояснила, что спорная воздушная линия электропердачи на балансе их предприятия не стоит.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений.

Согласно п.5 «Правил охраны газораспределительных сетей» (утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 г. № 878), газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

Согласно п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения среди прочих относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.8 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

- разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п.5 «Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» (утверждённого постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580), принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В судебном заседании установлено следующее:

Как видно из сообщений ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» и составленного прокуратурой Свердловского района Орловской области акта обследования от 23 августа 2011 года, на территории д.<адрес> поселения имеется бесхозяйная воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ протяжённостью 400 м, подключённая к ТП С-9-10 и питающая многоквартирный дом бывшего комбикормового завода (л.д.4, 6, 8).

Как видно из договора аренды недвижимого имущества от 1 мая 2006 года (с учётом дополнительного соглашения от 1 декабря 2006 года), принадлежавшее комбикормовому заводу недвижимое имущество производственного назначения в настоящее время принадлежит ОАО «Острогожский комбинат по производству солода» и передано в аренду ООО «Авангард-Агро-Орел» на неопределённый срок. Жилой дом и проложенная к нему воздушная линия электропередачи предметом договора не являются.

Отсутствие собственника подтверждается также ответами администрации Котовского сельского поселения и Отдела по управлению муниципальным имуществом Свердловского района (л.д.5, 7).

Ввиду отсутствия собственника соблюдение специальных мер по безопасному функционированию воздушной линии электропередачи невозможно, что создаёт предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы жизни и здоровью населения.

Поскольку организация электроснабжения населения, равно как предупреждение чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций являются полномочиями органов местного самоуправления поселений, то администрация Котовского сельского поселения во избежание чрезвычайных ситуаций обязана воспользоваться предоставленными ей ст.225 ГК РФ полномочиями и обратиться в Управление Россреестра по Орловской области с заявлением о принятии бесхозяйной воздушной линии электропередачи на учёт. В противном случае при возникновении чрезвычайной ситуации под угрозу может быть постановлена жизнь населения.

При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве ответчиков, в силу пп.19 п.1 ст.33336 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, госпошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области о принятии бесхозяйной воздушной линии электропередачи на учёт удовлетворить.

Обязать администрацию Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области поставить на учет бесхозяйной воздушной линии электропередачи протяженностью 400 метров, напряжением 0,4 кВ, расположенную между территорией ОАО «Авангард-Агро-Орел» и жилым домом по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий Н.В. Швецов