Об обязании выплаты задолженности ежегодной компенсации за вред здоровью за 2008г., 2009 год, дальн



Дело № 2-216/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 февраля 2010 г.

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего Митрофановой О.П.

при секретаре Креневой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коморина Владимира Григорьевича к УВД по Костромской области об обязании выплаты задолженности ежегодной компенсации за вред здоровью за 2008г., 2009 год, дальнейшей индексации ежегодной компенсации за вред здоровью,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд к ответчику с вышеуказанным иском, требования мотивировал тем, что является пенсионером МВД, пенсию получает в УВД по Костромской области. На него распространяется действие закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС», в связи с чем он ежемесячно получает компенсацию за вред здоровью, сумма которой неоднократно индексировалась. Ответчик самостоятельно вышеуказанную денежную компенсацию за 2009 год не проиндексировал и выплатил Номер обезличен коп., недоплата составляет Номер обезличен коп. Истец просит суд обязать ответчика начислять и организовать выплату задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью за 2008, 2009 года в размере Номер обезличен., обязать ответчика производить выплату с 2009 года в счет компенсации за вред здоровью в размере Номер обезличен коп. с дальнейшей компенсацией.

В судебном заседании истец Коморин В.Г. уточнил исковые требования, просит суд обязать ответчика начислить и организовать выплату по ежегодной компенсации за вред здоровью за 2008 и 2009 года в сумме Номер обезличен коп. Обязать ответчика выплачивать ему ежегодную денежную компенсацию в сумме Номер обезличен коп. с дальнейшей индексацией, исковые требования, уточненные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просит суд заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика УВД по Костромской области Куликова Е.В. исковые требования, уточненные исковые требования не признала, при этом просила обратить внимание на определение Верховного Суда РФ от 11.01.2008г. № 25-В07-24, посвященного вопросам механизма индексации выплат инвалиду - чернобыльцу: ежемесячной на приобретение продтоваров и ежегодной за вред здоровью.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав имеющиеся письменные доказательства, обозрев личное дело истца, суд приходит к следующим выводам.

В процессе рассмотрении дела установлено, что истец согласно удостоверению ветерана подразделений особого риска РФ имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «а» п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1.

Согласно ст. 5 ч. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ от 12.02.2001 года № 5 -ФЗ) государственные пенсии ( в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации или иные выплаты гражданам, установленные настоящим законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 пп. «д» Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» к гражданам из подразделений особого риска относятся непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

В соответствии с ч.3 п.2 данного Постановления лицам, указанным в подпункте «д» пункта 1 настоящего Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных пунктами 4,5,9-11,13-19,21,23 и 25 статьи 14, пунктами 1-11 ч.1 ст.15, ч.7 ст.24, пунктом 2 части 2 ст.30, ч.1 ст.40 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с пунктами 22 ч.1 ст.14, ч.1 ст.39 базового закона в редакции от 24.11.1995 г. истец имел право на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3-х кратного установленного законом минимального размера оплаты труда и на ежегодную компенсацию за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы как инвалид 1 группы в размере 5-ти кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Указанными нормами базового закона в редакции от 7.08.2000 г. предусмотрены с 1.01.2001 г. размеры подлежащих выплате истцу ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме по 300 руб., ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в сумме 500 рублей.

Право истца Коморина В.Г., как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-1987 г.г., на получение ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрено п. 10 ст. 15 и п.3 ст. 13 базового Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 ( в ред. ФЗ от ноября 1995г. № 179-ФЗ), в судебном заседании не оспаривается.

Право истца на ежегодную индексацию получаемых компенсаций исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, также предусмотрено ч3 ст.5 базового Закона ( в ред. ФЗ от 26.04.2004г. № 31-ФЗ), в судебном заседании никем из участников процесса под сомнение не ставится.

Предметом спора является механизм индексации, который подлежит применению в отношении ежегодной компенсации за вред здоровью: истец полагает, что такая индексация должна проводиться по механизму, применяемому к индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, ответчик - что индексация должна проводиться по механизму, определенному законодательством, т.е. Постановлениями Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2008г. № 181 предписано осуществлять индексацию чернобыльских выплат в 2008г. с применением коэффициента 1,085.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2009г. № 545 предписано осуществлять индексацию чернобыльских выплат в 2009г. с применением коэффициента 1,13.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20 марта 2008г. по иску Коморина В.Г. к УВД по Костромской области на УВД возложена обязанность выплатить ежегодную компенсацию за 2007г. в размере Номер обезличен коп.

Выплата указанных выше компенсаций является обязанностью государства, а установление их размера, их пересмотр - правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Как следует из «Обобщения судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы" (утв. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ) вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2008 г. N ГКПИ08-525 по делу по заявлению В. о признании частично недействующим п. 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847), определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Сформированная судами Российской Федерации в настоящее время практика применения законодательства по данной категории дел исходит из того, что вышеназванными Постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации).

То, что ежемесячная компенсация на продтовары и ежегодная компенсация за вред здоровью входят в объем возмещения вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, не означает, что порядок индексации данных компенсаций и порядок индексации получаемых чернобыльцами ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью должны совпадать.

Ежемесячная компенсация на продтовары и ежегодная компенсация за вред здоровью входят в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляют собой по существу социальные выплаты, поэтому их индексация не должна проводиться по механизму, применяемому к индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, а должна проводиться по механизму, определенному законодательством, т.е. Постановлениями Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ № 914 от 21.12.2007г. утверждены Правила индексации в 2008-2009 г.г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, установлены коэффициенты индексации и, соответственно, размеры денежных компенсаций подлежащих выплате за соответствующий период.

По постановлению № 914 от 21.12.2007г. в редакции от 24.12.2008г., с 01.01.2008г. ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 группы получающим ее в соответствии со ст. 39 Закона, должна составлять 794 руб. 15 коп., в редакции от 07.07.2009г. с 01.01.2009г. ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 группы, должна составлять 897,39 руб..

Как следует из представленной суду справки УВД по Костромской области Номер обезличен от Дата обезличена года, с 2007 по 2009 года истцу Коморину В.Г. выплачивались денежные компенсации в счет возмещения вреда здоровью с индексацией.

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 879-О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ впервые была предусмотрена индексация сумм денежной компенсации на приобретение продтоваров, а также других компенсаций (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из МРОТ, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ или в субъекте РФ), во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ своими Постановлениями, начиная с 2004 года, ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат, эти постановления, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами не осуществляется.

Соответственно, то обстоятельство, что ежегодная компенсация в возмещение вреда здоровью наравне с ежемесячными суммами в возмещение вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и рассматриваемых компенсаций не может быть различен.

То обстоятельство, что ранее принятым судебным решением ежемесячная компенсация на продтовары и ежегодная компенсация уже проиндексированы по механизму, применяемому в отношении ежемесячных чернобыльских выплат в возмещение вреда здоровью, не может послужить основанием для удовлетворения иска, поскольку такое судебное решение правоустанавливающего значения не имеет.

Законных оснований для удовлетворения исковых требований Коморина В.Г., который по существу, как следует из представленного с иском расчета, просит распространить механизм индексации на выплачиваемые ему компенсации, не имеется.

На основании изложенного исковые требования следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Коморина Владимира Григорьевича к УВД по Костромской области об обязании выплаты задолженности ежегодной компенсации за вред здоровью за 2008г., 2009 год, дальнейшей индексации ежегодной компенсации за вред здоровью оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения суда в Костромской областной суд подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья Митрофанова О.П.