О дополнительном увеличении присужденных денежных сумм по ежегодной компенсации за вред здоровью



Дело № 2-1173/10 г.

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

26 мая 2010 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

Судьи Митрофановой О.П.,

При секретаре Алехиной О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гаврилова Сергея Петровича к ОГУ «Центр социальных выплат», Департаменту социальной защиты населения Костромской области, Комитету СЗН, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы о дополнительном увеличении присужденных денежных сумм по ежегодной компенсации за вред здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности и ущерба от инфляции,

Установил:

Гаврилов С.П. является инвалидом третьей группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с Дата обезличена., согласно справки МСЭ, при повторном освидетельствовании с Дата обезличенаг. подтверждена Номер обезличен, в связи с исполнением иных обязанностей военной службы, причина инвалидности связана с аварией на Чернобыльской АЭС.

Гаврилов С.П. обратился в суд с иском к ОГУ «Центр социальных выплат» о дополнительном увеличении присужденных денежных сумм по ежегодной компенсации за вред здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности и ущерба от инфляции, мотивируя тем, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 1.11.2006 года суд признал его право на выплату ежемесячной суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.01.2006г. в размере Номер обезличен коп. и ежегодной компенсации за вред здоровью за Дата обезличена. в сумме Номер обезличен коп. Судом применены соответствующие индексы, установленные Постановлением Правительства РФ. В настоящее время ему стало известно о том, что после принятия судом решения Правительство РФ внести изменения в индекс 1,085 примененный судом с 1.01.2006 года на индекс 1,09. Поэтому считает, что присужденные суммы должны быть проиндексированы с учетом указанного индекса и в его пользу взыскана недоплата по решению суда за 2006 год по указанным суммам из расчета того, что размер компенсации на продтовары должен составить Номер обезличен руб., ежегодной за вред здоровью Номер обезличен коп. Требования обосновал ст. 15 ГК РФ, поскольку, считает, что ему причинен убыток.

Кроме того, за период с 01.10.2006 г. и по настоящее время в РФ имеет место постоянное удорожание стоимости жизни, поэтому для соблюдения и защиты его прав, индексация указанных выплат должна также производится одновременно с индексацией сумм, выплачиваемых ему в связи с повреждением вреда здоровью. Согласно расчета размер ежемесячной компенсации на продтовары с 1.01.2010 года должен составить Номер обезличен., размер ежегодной компенсации за вред здоровью за 2007 год должен составить - Номер обезличен коп., за 2008 год - Номер обезличен коп., за 2009 год - Номер обезличен коп., за 2010 г. - Номер обезличен коп. В дальнейшем, размеры выплачиваемых сумм должны путем индексации с учетом данных об инфляции в РФ. Задолженность по выплате ежемесячной компенсации на продтовары за период с 1.01.2006 г. по 31.03.2010 года составила Номер обезличен руб. Номер обезличен коп., по ежегодной компенсации с 1.12.2006 г. по 31.03.2010 года - Номер обезличен коп. Недоплаченные суммы значительно обесценились, в связи с чем, просил взыскать ущерб от инфляции. Просит суд признать незаконным акт органа социальной защиты, на основании которого в 2007 году уменьшен размер периодической ежегодной компенсации. Произвести дополнительное увеличение (индексацию) ежемесячной компенсации на продтовары и ежегодной компенсации за вред здоровью. Взыскать с ОГУ «ЦСВ» задолженность по выплате ежемесячной компенсации на продтовары за период с 1.01.2006 г. по 31.03.2010 года Номер обезличен коп., ущерб от инфляции Номер обезличен коп., по ежегодной компенсации за вред здоровью за 2006-2010 годы - Номер обезличен., ущерб от инфляции за период с 1.12.2006г. по 31.03.2010г. в размере Номер обезличен коп. Обязать ответчика обеспечить выплату ежемесячной компенсации на продтовары с 1.04.2010 года в сумме Номер обезличен руб., в дальнейшем увеличивать выплату в порядке, установленном законом. Обязать ответчика в дальнейшем обеспечить своевременную выплату ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом ежегодного увеличения в порядке, установленном законом.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент СЗН Костромской области и Комитета СЗН ОиП по городскому округу г.Костроме.

В судебное заседание истец Гаврилов С.П. не явился, о времени и месте проведения заседания извещен, в заявлении к суду просит дело рассматривать в его отсутствие.

Представитель ответчика ОГУ «ЦСВ» Поцелуев В.П. иск не признал, суду пояснил, что выплата ежемесячной компенсации на продтовары с 1.10.2006 года по настоящее время производится истцу в сумме, которая определена судебным решением - Номер обезличен руб., размер ежегодной компенсации на оздоровление за 2006 год выплачен в размере, установленном решением суда. С 2007 г. по 2010 года выплачивается в суммах, которые установлены Постановлениями Правительства РФ на соответствующий год. Решением суда ответчик не был обязан индексировать ежегодную выплату на оздоровление, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представители Департамента социальной защиты населения Костромской области и Комитета СЗН, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы, привлеченные судом к участию в деле, своих представителей в суд не направили, ДСЗН КО ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, направил письменный отзыв на иск, в котором указал, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Выслушав представителя ответчика ОГУ «ЦСВ», изучив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2-2251/2006 года, обозрев личные дела Номер обезличен, Номер обезличен суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее базовый закон) в редакции ФЗ от 26.04.2004 г. № 31 размеры выплат, установленные базовым законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Судом установлено, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 01 ноября 2006г. по делу № 2-2251/06 в пользу Гаврилова С.П. взыскано Номер обезличен коп - задолженность по выплате сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2000г. по 30.09.2006г. включительно, Номер обезличен коп - возмещение ущерба от инфляции, с 01.10.2006г. производить начисление и выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продтоваров в сумме Номер обезличен коп., взыскана задолженность по выплате сумм ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 2000 г. по 2006г. включительно в размере Номер обезличен коп., Номер обезличен коп. - возмещение ущерба от инфляции.

Указанное решение на настоящий момент полностью исполнено, истцу производится выплата ежемесячной денежной компенсации на продтовары в сумме 1895,75 руб., выплачена ежегодная компенсация за 2006 год, в сумме, установленной решением суда, что подтверждается данными о выплатах и сторонами не оспаривается.

Действительно, после вступления решения суда в законную силу, был принят ФЗ от 01.12.2006г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год», ст.1 изложена в новой редакции, в которой уровень инфляции (потребительских цен) определен в 9,0 процента (декабрь 2006г. к декабрю 2005г.).

Однако, изменение действующего законодательства после вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, не влечет пересмотра назначенных истцу выплат, поскольку их размер определен судом в порядке, установленном законом, действующим на момент вынесения судебного акта, поэтому оснований для увеличения присужденных истцу на 2006 год выплат на продтовары и ежегодной суммы в возмещение вредя здоровью с применением индекса 1,09 вместо 1,085 не имеется.

Кроме того, указанные требования, а также требования истца: о дополнительном увеличении ежемесячной компенсации на продтовары и ежегодной на оздоровление с 01.01.2006 года по 31.03.2010 года, взыскании задолженности с учетом ущерба от инфляции, обеспечения выплаты компенсации на продтовары с 1.04.2010 года в сумме Номер обезличен руб., выплаты ежегодной денежной компенсации на оздоровление с учетом ежегодного увеличения, признания акта органа социальной защиты об уменьшении в 2007 году ежемесячной компенсации на продтовары незаконным, не подлежат удовлетворению и по следующим основаниям.

Из представленной ОГУ «ЦСВ» информации следует, что с января 2007 г. истцу выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме Номер обезличен руб., установленная решением суда, а также ежегодная компенсация на оздоровление в размерах, установленных Правительством РФ.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью отличаются по своей правовой природе от ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью, и не могут быть проиндексированы в указанном истцом в исковом заявлении порядке.

Данный вывод соответствует положениям ФЗ № 122-ФЗ от 07.08.2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев».

В соответствии с пунктом 1 Правил индексации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 171 от 21.03.2007 года, компенсации и выплаты с 1 января 2007 г. индексируются с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год", и согласно приложениям N 1 и 2 к данным Правилам размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров составил 287 руб. 47 коп., ежегодной материальной помощи на оздоровление инвалидам 1 и 2 гр.- 431 руб. 21 коп.

В соответствии с пунктом 1 Правил индексации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года (в редакции постановления Правительства РФ № 181 от 17.03.2008 года), компенсации и выплаты с 1 января 2008 г. индексируются с применением коэффициента 1,085 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на планируемый период 2009 и 2010 годов", и согласно приложениям N 1 и 2 к данным Правилам размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в 2008 году составляет 311 руб. 90 коп., ежегодной материальной помощи на оздоровление - 467 руб. 86 коп.

Пунктом 1 и 2 Приложения N 2 к Постановлению определен размер ежегодной компенсации за вред здоровью (часть первая статьи 39 Закона) с 1 января 2009 года с учетом индексации: инвалидам I и II групп 897,39 руб., на продтовары 538,43 руб.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024 размер компенсации на продтовары на 2010 год установлен в сумме 592,27 руб., ежегодной на оздоровление инвалидам 1 и 2 гр. 987,13 руб.

Из информации ОГУ «ЦСВ» усматривается, что истец получает денежную компенсацию на продтовары в сумме, значительно превышающей указанные размеры, поэтому оснований для её дополнительного увеличения не имеется. Ежегодная компенсация на 2006 год была установлена решением суда и выплачена истцу, в решении суда не указано, что данная выплата подлежит дальнейшей индексации, определена только на 2006 год, в связи с этим, с 2007 года и по настоящее время истцу она выплачивается, в размерах, установленных вышеназванными Постановлениями Правительства РФ, что также соответствует требованиям закона.

То, что ежемесячная компенсация на продтовары и ежегодная компенсация на оздоровление входят в объем возмещения вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, не означает, что порядок индексации данных компенсаций и порядок индексации получаемых чернобыльцами ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью должен совпадать, поэтому довод истца о том, что механизм индексации всех чернобыльских выплат должен быть единым, не может быть положен в основу судебного решения.

Установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Вышеприведенными постановлениями Правительства РФ федеральный законодатель и установил порядок индексации компенсации на приобретение продтоваров и ежегодной материальной помощи на оздоровление.

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 879-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также указано, что вопрос об определении порядка индексации различных видов выплат является прерогативой законодателя.

В установленном законодателем порядке индексация получаемых истцом выплат производится, размер ежемесячной выплаты на продтовары превышает установленный законом, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.

Исковые требования о признании незаконным акта органа социальной защиты, на основании которого в 2007 году уменьшен размер периодической ежегодной компенсации за вред здоровью также не подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, что такого акта ответчиками не издавалось, выплата компенсации с 2007 года истцу производится ОГУ «ЦСВ» в размере, установленным Постановлениями Правительства РФ, указанный размер не уменьшался, что подтверждается информацией о выплатах.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гаврилову Сергею Петровичу к ОГУ «Центр социальных выплат», Департаменту социальной защиты населения Костромской области, Комитету СЗН, опеки и попечительства по городскому округу г.Костромы о дополнительном увеличении присужденных денежных сумм по ежегодной компенсации за вред здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности и ущерба от инфляции - отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Судья Митрофанова О.П.