Дело № 2-807/ 2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 марта 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: Судьи Лукьяновой С.Б. При секретаре Муравьевой Т.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Беловой Ольги Николаевны к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал и обязании выдать государственный сертификат на материнский капитал, Установил: Белова О.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал, мотивируя требования тем, что она Дата обезличена родила первого ребенка (ФИО РЕБЁНКА 1), который скончался Дата обезличена на седьмой день жизни, Дата обезличена родила второго ребенка (ФИО РЕБЁНКА 2), в связи с чем она обратилась в УПФ с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал. Однако, решением руководителя территориального органа ГУ УПФР по г.Костроме и Костромскому району Костромской области от Дата обезличена Номер обезличен ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал. Отказ был мотивирован отсутствием свидетельства о рождении первого родившегося ребёнка (ФИО РЕБЁНКА 1), вместо которого была представлена справка о рождении по форме №26. Считая указанное решение пенсионного органа необоснованным истица просит признать его незаконным, обязав ответчика выдать ей сертификат на материнский капитал. В судебном заседании истица Белова О.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд признать незаконным решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал и обязать выдать государственный сертификат на материнский капитал Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Кузнецов К.С. иск не признал, суду пояснил, что оспариваемое решение было вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку при оформлении государственного сертификата на материнский капитал требуется представить сведения о рождении ребёнка, коим является свидетельство о рождении установленной формы. Истицей же была представлена лишь справка о рождении ребёнка, умершего не первой неделе жизни. Кроме того, пояснил, что указанные меры государственной поддержки предоставляются женщинам, которые на момент обращения с соответствующим заявлением, имеют детей, представили свидетельства о рождении на всех детей, истица же не имеет ребенка, родившегося после 1.01.07 г. Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Белова О.Н. является матерью двоих детей (ФИО РЕБЁНКА 1), Дата обезличена рождения, который скончался Дата обезличена и (ФИО РЕБЁНКА 2), Дата обезличена рождения, что подтверждается справкой о рождении и свидетельством о рождении указанных детей л.д.10-12). Решением руководителя Территориального органа ПФР по г.Костроме и Костромскому району Костромской области Номер обезличен от Дата обезличена Беловой О.Н. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с тем, что заявительницей при подаче соответствующего заявления в подтверждение факта рождения двоих детей было представлено одно свидетельство о рождении ребенка и справка о рождении ребёнка умершего на первой неделе жизни. При этом разъяснено, что справка о рождении ребёнка формы №26 в случае смерти на первой неделе жизни не может быть принята в качестве документа подтверждающего факт рождения ребёнка л.д.8-9). Суд не согласен с указанным решением по следующим основаниям: В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; Согласно п.3 Правил (далее Правила) подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 873, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Право на получение государственного сертификата на материнский капитал имеет женщина, родившая второго ребенка начиная с 01.01.2007. В соответствии с п. 2 Правил, сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно п. 4 Правил лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в п. 5 настоящих Правил. Пункт 5 Правил устанавливает, что одними из таких документов являются документы, подтверждающие рождение детей. В соответствии с п. «а» ст. 11 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации", гражданство Российской Федерации приобретается по рождению ребенка. В соответствии с ч.4 ст.5 ФЗ РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Материалами дела подтверждено, что истица родила первого ребёнка в медицинском учреждении, который умер на седьмой день жизни по независящим от матери обстоятельствам. Таким образом, суду не представлено каких-либо сведений, свидетельствующих о совершении умышленных противоправных действий истицей в отношении своего умершего ребенка. В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации. При этом порядок регистрации этих актов определяется законом об актах гражданского состояния. Согласно ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой уже выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. При этом в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни - справка о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, по форме № 26, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 года одними из сведений, которые подлежат внесению в запись акта о рождении, являются сведения о документе, подтверждающим факт рождения ребенка, то есть справка о рождении, выдаваемая медицинским учреждением. Таким образом, документом, подтверждающим рождение ребенка, умершего, на первой неделе жизни - (ФИО РЕБЁНКА 1), Дата обезличена.рождения, является справка о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни по форме № 26, выданная органами записи актов гражданского состояния на основании справки о рождении, предоставленной медицинским учреждением (л.д.10). В соответствии с п. 7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал перечень оснований отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал установлен императивно и к ним относится: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: предоставление недостоверных сведений; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме. Таких оснований ответчиком не установлено. В обоснование отказа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал указано, что вместо свидетельства о рождении на первого ребенка истицей предоставлена справка о рождении по форме № 26. Действительно, в соответствии с пп.8 п.2 ст.4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей» от 29.12.2006 и п.14 Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являющегося приложением к Правилам от 30.12.2006 указано, что в качестве документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении. Однако, в соответствии с положениями, закрепленными в статье 47 ГК РФ, а также ст.ст. 3, 6, 8 и главе второй ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г. - свидетельство о рождении является документом, подтверждающим факт государственной регистрации рождения ребенка. Из совместного толкования норм законодательства следует, что юридически значимым при решении вопроса о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является факт рождения истицей двух детей: (ФИО РЕБЁНКА 1) Дата обезличена и (ФИО РЕБЁНКА 2), Дата обезличена. Суд не согласен с доводами представителя ответчика о том, что право на дополнительные меры государственной поддержки имеют семьи, имеющие детей, из которого ответчик делает вывод о том, что к моменту возникновения права на получение сертификата на материнский капитал женщина должна иметь двоих детей, предоставить в пенсионный орган два свидетельства о рождении детей, реквизиты которых вносятся в федеральный регистр данных. Действительно, из названия и преамбулы ФЗ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" следует, что настоящим законом установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. При этом, в названии и преамбуле не указано, что нормы закона распространяются только на семьи, в которых фактически воспитывается двое и более детей. В соответствии с ч.1 и 7 ч.3 указанного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины со дня рождения второго ребенка или последующих детей, начиная с 1.01.07 года, независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения предыдущего ребенка. В ч.6 ст.5 Закона указаны основания для отказа в удовлетворении заявления на выдачу сертификата на материнский капитал, среди этих оснований отсутствует такое, как смерть одного из рожденных (усыновленных) детей. Из приведенных норм закона следует, что законодательство о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, имеет целью не только поддержать семьи, имеющие детей, но и стимулировать рождение женщиной двоих и более детей для решения демографической проблемы. Поэтому право на получение сертификата на материнский капитал связано не с фактическим уходом за двумя и более детьми, а с рождением двух и более детей. Поэтому то обстоятельство, что один из рожденных детей умер, причем независимо на какой неделе жизни, не является основанием для отказа в выдаче сертификата. Из анализа всех приведенных норм, суд считает, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей, такой факт материалами дела подтвержден: истица имеет справку формы № 26 о рождении ребенка, заменяющую свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни (поскольку такая справка выдается лишь в случаях смерти ребенка в перинатальный период 168 часов с момента рождения), реквизиты указанной справки могут быть занесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Таким образом, истца имеет право на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, иск прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд, Решил: Признать незаконным решение ГУ УПФ по г.Костроме и Костромскому р-ну Костромской области от Дата обезличена Номер обезличен об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал Беловой Ольге Николаевне. Обязать ГУ Управление пенсионного фонда России по г.Костроме и Костромскому району Костромской области выдать Беловой Ольге Николаевне государственный сертификат на материнский капитал. Решение может быть обжаловано в 10 дней в облсуд через Свердловский районный суд г. Костромы. Федеральный судья -