О признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет оплаты за жилищно-коммунальные ус



Дело № 2-1200/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 июля 2010 года. г.Кострома.

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Ворониной М.В.,

при секретаре Наместниковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ферапонтова Виталия Николаевича к Комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома, МУП города Костромы « ИРКЦ по ОКП», ОАО «ЕИРКЦ», ООО «Костромарегионгаз» о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги,

Установил:

Феропонтов В.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском в котором указал, что является инвалидом 2 группы и проживает в приватизированной квартире многоквартирного жилого дома. В течении Дата обезличена года вне зависимости от его сезона, имел законное право на получение ежемесячной скидки не ниже 50 процентов на неизменную часть от общей суммы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, равную произведению величин федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых по Костромской области жилищно-коммунальных услуг в Дата обезличена году на 1 кв.м общей площади жилья в месяц - ... руб. и федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения на 1 гражданина - 18 кв.м общей площади жилья ( ....- сумма неизменной скидки). Из содержания и смысла законодательных актов следует, что для расчета единообразной ежемесячной суммы скидок по оплате за жилищно-коммунальные услуги совместно с кем-либо проживающему инвалиду, не требуется отчет о потребленных им объемах ЖК услуг. Более того, размер потребленных инвалидом ЖК услуг не может изменить установленную на федеральном уровне сумму скидки для проживающих в Костромской области инвалидов, т.е. сумму ... руб. в месяц. Часть 6 ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» наделяет правом субъекты РФ устанавливать лишь формы предоставления инвалидам государственной социальной поддержки по оплате жилого помещения и оплате коммунальных услуг, в то же время, для субъектов РФ, а равно и для администрации Костромской области, накладывает запрет на снижение размера федеральной денежной нормы этой социальной поддержки. Однако ответчики исходя только из собственного понимания и толкования законодательных актов о социальной защите инвалидов установили с Дата обезличена года новый порядок и нормы предоставления скидок инвалидам по их оплате за ЖК услуги, т.е. фактически создали и применили «Методику расчета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых инвалидам», в результате применения Методики в ИРКЦ с февраля по сентябрь Дата обезличена года ему недоначислено ( не выплачено субвенций из федерального бюджета) в виде скидок на оплату ЖК услуг на сумму ... Просил суд признать действия Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома, по ограничению права гражданина РФ - инвалида Феропонтова В.Н., внесенного в Федеральный регистр, проживающего в приватизированной квартире многоквартирного жилого дома, в части предоставления ему за период февраль-сентябрь 2009 года скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных частью 13 статьи 17 и частями 1,2,3 статьи 28,2 Федерального Закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с учетом федеральных стандартов социальной нормы площади жилого помещения на 1 гражданина и предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц, утвержденных Правительством РФ. Признать действия МУП г. Костромы «ИРКЦ по ОКП» по выполнению расчета льготной скидки за период февраль-сентябрь Дата обезличена года на ежемесячную оплату его жилищно-коммунальных услуг с использованием «Методики расчета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых инвалидам», неправомерными. Обязать Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома обеспечить предоставление скидки не ниже 50 процентов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с ... года. Обязать МУП г. Костромы «ИРКЦ по ОКП» провести перерасчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги за период ... года с учетом предоставления скидки в соответствии с действующим законодательством без учета требований «Методики расчета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых инвалидам».

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца в качестве ответчиков дополнительно были привлечены ООО «ЕИРКЦ», ООО «Костромарегионгаз».

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в иске, суду пояснив, что расчет ежемесячной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг должен производиться в соответствии с «Методикой распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилишно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 861. При этом размер скидки в спорный период должен был составлять ежемесячно ... поскольку именно эта сумма поступает на каждого инвалида из федерального бюджета в бюджет субъекта в виде субвенций. Просил суд признать действия Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома по ограничению права гражданина РФ - инвалида Ферапонтова В.Н., внесенного в Федеральный регистр, проживающего в приватизированной квартире многоквартирного жилого дома, в части предоставления ему за период Дата обезличена скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных частью 13 статьи 17 и частями 1,2,3 статьи 28.2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с учетом федеральных стандартов социальной нормы площади жилого помещения на 1 гражданина и предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц, утвержденных Правительством РФ, незаконными. Признать действия МУП г. Костромы «ИРКЦ по ОКП», ООО «ЕИРКЦ», ООО «Костромарегионгаз» по выполнению расчетов льготной скидки за период Дата обезличена года на ежемесячную оплату его жилищно-коммунальных услуг с использованием ничтожной в правовом отношении «Методики расчета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых инвалидам» неправомерными. Обязать Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома обеспечить предоставление ему скидки не ниже 50 процентов на оплату жилья и коммунальных услуг за период времени Дата обезличена года. Обязать МУП г. Костромы «ИРКЦ по ОКП», ООО «ЕИРКЦ», ООО «Костромарегионгаз» произвести перерасчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги за период Дата обезличена года с учетом предоставления скидки в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика - Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома в судебное заседание не явился, в ходе проведения предварительного судебного заседания пояснял, что исковые требования истца не признают, считая их необоснованными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» указанные истцом федеральные стандарты, в том числе федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения и федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, установлены в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Указанный федеральный стандарт используется только для определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Ни один из нормативно-правовых актов, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не содержит указания на то, что установленные Правительством РФ федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг используются для определения размера (расчета) ежемесячной скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая должна быть предоставлена гражданину, имеющему в соответствии с действующим законодательством РФ на неё право (в частности, инвалиду).

Представитель ответчика МУП г. Костромы «ИРКЦ по ОКП» Маратова Г.В., действующая по доверенности, разделила позицию Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома.

Представитель ответчика ООО «ЕИРКЦ» Плахина Д.С., действующая по доверенности, оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель ответчика ООО «Костромарегионгаз» Димова Е.В., действующая по доверенности, разделила позицию МУП г. Костромы «ИРКЦ по ОКП» и Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома.

Третьи лица - администрация Костромской области, УФК по Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области просили суд рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица ОГУ «ЦСВ» - Поцелуев В.П., действующий по доверенности, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, разделил позицию Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Истец в обосновании своих требований ссылается на необходимость расчета мер социальной поддержки на оплату за жилье и коммунальные услуги по методике распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 861.

Однако суд не может согласиться с позицией истца исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 133 Бюджетного кодекса РФ «под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Правил предоставления субвенций из федерального
бюджета бюджетам субъектов РФ на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан и
осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового
обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 861 (далее именуемые -Правила) субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов РФ на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, с учетом сведений и отчетов, представляемых в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил.

Пункт 4 Правил предусматривает возможность расходования за счет субвенций в пределах 1,5 % средств, выплаченных из бюджета субъекта РФ на предоставление мер социальной поддержки по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан: расходов по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми субъектами РФ в установленном законодательством РФ порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; компенсацию затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий РФ.

Таким образом, субвенции включают в себя не только расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, но и сопутствующие расходы, связанные с исполнением расходных обязательств.

В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию которых предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» указанные федеральные стандарты, в том числе федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения и федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, установлены в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Кроме того, в подпункте «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.08.2005 года № 541, который устанавливает федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, указано, что «Указанный федеральный стандарт используется только для определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан».

Таким образом, анализ вышеуказанных норм действующего законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что утвержденные Правительством РФ федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения и федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, используются исключительно в целях определения размера субвенций (общего объема денежных средств), ежегодно выделяемых из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по предоставлению льготным категориям граждан, в частности инвалидам, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Ни один из нормативно-правовых актов, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не содержит указания на то, что установленные Правительством РФ федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг используются для определения размера (расчета) ежемесячной скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая должна быть предоставлена гражданину, имеющему в соответствии с действующим законодательством РФ на неё право (в частности, инвалиду).

Кроме того, позиция истца, согласно которой расчет ежемесячной единообразной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг должен производиться в соответствии с «Методикой распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», независимо от фактического объема ежемесячно потребляемых жилищно-коммунальных услуг, противоречит положениям Жилищного кодекса РФ, а также Федерального закона РФ№181-ФЗ.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

  1. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за
    услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и
    капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

плату за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, из смысла вышеуказанных норм действующего законодательства РФ следует, что размер ежемесячной скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг напрямую зависит от размера ежемесячной платы за жилищно-коммунальные услуги, а следовательно и от объема потребленных услуг.

С Дата обезличена года предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, проживающим на территории городского округа город Кострома, приведено в соответствие с действующим законодательством РФ, а именно со ст. 17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ. Расчет мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг стал производиться с учетом «долевого принципа», то есть скидка стала предоставляться только на долю жилого помещения, полагающуюся инвалиду, и на объем потребленных им коммунальных услуг, что соответствует нормам действующего законодательства.

Анализ собранных по делу доказательств позволяет сделать суду вывод о том, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Ферапонтова Виталия Николаевича отказать.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме в Костромской областной суд с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья: М.В.Воронина