О включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначении трудовой пенсии



Дело № 2-1855/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2010 года Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Пелевиной Н.В.

при секретаре Беловой С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астаховой Юлии Харуновны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначении трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области от Дата обезличена года Номер обезличен период получения ею пособия по беременности и родам с Дата обезличена года по Дата обезличена года засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в календарном исчислении, тогда как подлежат включению в льготном порядке - из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев, так как в данный отпуск она уходила с должности должность 1 название 1 отделения учреждение 1 работа в которой подлежит включению в стаж в льготном исчислении. Этим же решением ответчика в специальный стаж не включены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года, а также время нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года. С данным решением она не согласна, просит обязать ответчика включить все перечисленные периоды в стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев такой работы, поскольку в отпуска и на курсы она уходила с должности, работа в которой подлежит включению в стаж в льготном исчислении.

В судебном заседании истица требования уточнила, поддержала только требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев периодов получения ею пособия по беременности и родам с Дата обезличена года по Дата обезличена года и нахождения на курсах повышении квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года, дополнив их требованием о возложении на ответчика обязанности по назначению ей пенсии с Дата обезличена года. В остальной части требования не поддержала.

Представитель ответчика в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений были утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с указанными Списками протоколом ответчика Номер обезличен от Дата обезличена года истице в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения включены периоды ее работы в должности должность 1 название 2 отделения в учреждение 1 с Дата обезличена года по Дата обезличена года (в календарном исчислении), в должности должность 2 название 1 отделения, должность 1 название 1 отделения этого же учреждения здравоохранения с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года (в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев), а также период получения пособия по беременности и родам с Дата обезличена года по Дата обезличена года (в календарном исчислении), общей продолжительностью а лет б месяцев в дня.

Как следует из материалов дела, Дата обезличена года у истицы родился сын ФИО 1, в связи с чем в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года она находилась на больничном листе по беременности и родам.

Суд приходит к выводу, что исчисление данного периода при включении в специальный стаж должно осуществляться в том же порядке, что и исчисление предшествовавшего ему периоду работы, так как период получения пособия по беременности и родам является периодом нетрудоспособности, который включается в стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, в течение которых он наступил (ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Так как в период получения пособия по беременности и родам наступил в период работы истицы должность 1 название 1 отделения учреждение 1 которая в соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, включена ответчиком в специальный стаж истицы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев такой работы, он подлежит исчислению таким же образом.

Подобным образом подлежат включению в стаж и периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 года, то есть во время ряда спорных периодов.

Периодическое повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии с приказом Минздрава РФ от 05.06.1998 года № 186 является обязательным, производится на основании приказов работодателя с сохранением за работником заработной платы.

Курсы повышения квалификации медицинских работников непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Без своевременного прохождения подобных курсов медицинский работник может быть лишен права осуществлять лечебную деятельность. Это свидетельствует о том, что прохождение медицинскими работниками учебы по повышению квалификации входит в их должностные обязанности. Данный вывод суда подтверждается Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года, согласно подпункту «д» пункта 5 которого повышение квалификации специалистов, осуществляющих медицинские работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности.

Аналогичные нормы содержались и в ранее действующих Положениях о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 04.07.2002 года № 499 и от 21.05.2001 года № 402, а также Положении о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 19.12.94 года № 286, из пункта 1.1 которого следует, что сертификат специалиста выдается государственным медицинским образовательным и научно-исследовательским учреждением, которое осуществляет последипломную подготовку врачей по государственным образовательным программам; сертификат специалиста подлежит подтверждению каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Наличие сертификатов специалиста у сотрудников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, являлось в силу подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.03.1996 г. № 350, одним из обязательных условий для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно п.1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения времени нахождения работника на курсах повышения квалификации в специальный стаж, в связи с чем оснований для исключения этих периодов из специального стажа не имеется.

Истица на курсы повышения квалификации направлялась работодателем, за время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата и рабочее место, производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. Более того, как следует их представленных суду материалов, во время прохождения обучения истица продолжала исполнять свои трудовые обязанности, совмещая работу с обучением.

Таким образом, все спорные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.

С учетом такого исчисления спорных периодов специальный стаж истицы на момент ее обращения в УПФ с заявлением о назначении пенсии (Дата обезличена года) составляет г лет д месяца е дня, что свидетельствует о возникновении у нее права на досрочную пенсию.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Астаховой Юлии Харуновны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области включить в специальный трудовой стаж Астаховой Юлии Харуновны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев такой работы период получения ею пособия по беременности и родам с Дата обезличена года по Дата обезличена года и периоды нахождения на курсах повышении квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года и назначить ей трудовую пенсию по старости с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней.

Судья Н.В.Пелевина