Дело № 2-63/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 февраля 2010 г. Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Щербовой Т.Н. с участием адвоката Сахарова А.Н. при секретаре Мокеевой З.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Костромы в интересах Селютиной Ольги Дмитриевны к Администрации муниципального округа г. Кострома о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор г.Костромы, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации г. Костромы и администрации Костромской области в интересах Селютиной Ольги Дмитриевны, Дата обезличена рождения мотивируя тем, что в прокуратуру г.Костромы поступило заявление Селютиной О.Д. о нарушении администрацией г.Костромы её права на предоставление жилого помещения как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, Селютина О.Д. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Димитровского районного суда города Костромы от Дата обезличена мать Селютиной О.Д.- ФИО28 лишена родительских прав в отношении дочери. С Дата обезличена по Дата обезличена Селютина О.Д. находилась в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ОГУ «Дом ребенка». Решением исполнительного комитета Димитровского районного Совета народных депутатов г.Костромы от Дата обезличена Номер обезличен над Селютиной О.Д. установлена опека. Опекуном назначена ФИО15 При установлении над Селютиной О.Д. опеки жилое помещение за ней не закреплялось. В Дата обезличена опека над Селютиной О.Д. снята в связи с достижением совершеннолетия. В Дата обезличена она окончила ГОУ СПО «Костромской механико-технологический техникум», она не имеет закрепленного за ней какого либо жилого помещения, и регистрации по месту жительства, до настоящего времени её право, предусмотренное законом на предоставление жилого помещения не реализовано, в связи чем, прокурор просит суд обязать администрацию городского округа город Кострома и администрацию Костромской области предоставить Селютиной Ольге Дмитриевне Дата обезличена рождения вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Комитет ЖКХ администрации г.Костромы, Департамент социальной защиты населения Костромской области, Комитет социальной защиты населения и опеки и попечительства городского округа город Кострома, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области. 18 января 2010 года в судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования в части ответчика, просил исключить из числа ответчиков администрацию Костромской области, считать надлежащим ответчиком муниципальное образование городского округа г. Костромы в лице администрации г.Костромы, уточненные требования приобщены к материалам дела л.д.200). В судебном заседании прокурор, заинтересованное лицо Селютина О.Д., ее представитель адвокат Сахаров А.Н. заявленные требования по указанным выше основаниям поддержали, просили суд обязать администрацию г. Костромы предоставить Селютиной О.Д. жилое помещения, как лицу, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и не имеющей закрепленного жилого помещения. При этом Селютина О.Д. суду пояснила, что она является сиротой. Ее мать ФИО4 лишена родительских прав, отказалась она от нее еще в родильном доме, с ней она никогда не проживала. Своего отца она не знает. Сколько она себя помнит, она всегда проживала с опекуном ФИО15, которая является ее тетей. Своего жилья она не имеет. В квартире опекуна, в которой она ранее проживала, кроме нее, опекуна ФИО15, проживают дети ФИО15 -ФИО7 и ФИО29, муж ФИО5. Квартира приватизирована на ФИО15 и ее детей, т.е она не имеет права на данное жилое помещение. В Дата обезличена она выписалась из этой квартиры, поскольку у нее сложились конфликтные отношения с опекуном, кроме того она намерена жить самостоятельно, не стесняя семью опекуна. Полагает, что имеет право на получение своего жилья как сирота. Когда она выписывалась из квартиры, ее спросили, в связи с чем она намерена выписаться, и куда. Она сказала, что в связи с переездом в ..., то есть где проживала ее бабушка, которая в настоящее время умерла. Вместе с тем, она ехать туда не намеревалась, своего жилья у нее там нет. На наследство бабушки она претендовать не может, поскольку там есть другие родственники, которые вступили в наследство. Она проживает на съемной квартире, не работает. Когда она училась, то ей никто не говорил, что ей надо встать на учет нуждающихся в получении жилья. В Дата обезличена она обращалась в Комитет ЖКХ для постановки на учет нуждающихся в жилье, но ей было отказано, сначала по причине того, что она якобы имеет право на жилье опекуна, а затем и по тому основанию, что она сама добровольно выписалась из квартиры опекуна и намеренно ухудшила свои жилищные условия. С указанным она не согласна, кроме того указала, что она имеет право на предоставление ей жилья по договору социального найма как сирота и не имеющая своего жилья. На жилье опекунов она не имеет право претендовать. Представитель ответчика администрации г. Костромы Матвеева Ю.А. иск не признала, пояснила, что Администрация города Костромы по данному делу является ненадлежащим ответчиком и считает, что заявленные исковые требования прокурора города Костромы, предъявленные к Администрации города Костромы, не законны, не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Согласно подпункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Указанное содержится и в ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Исходя из указанного не ставится право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Согласно статье 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Названный порядок определен в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (часть 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилье вне очереди (часть 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Селютина О.Д. на учете лиц для получения жилого помещения в Администрации города Костромы не состоит и не состояла, при этом действительно является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данному основанию жилое помещение ей может быть предоставлено после окончания пребывания в образовательном учреждении, при этом при предоставлении жилья по данному основанию требования должны быть предъявлены к администрации Костромской области, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи. В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, считает, что заявленные исковые требования прокурора города Костромы к Администрации города Костромы не подлежат удовлетворению в полном объеме. Суду представлен мотивированный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела. Представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. исковые требования прокурора не признала, указала, что обязанность по обеспечению истцов жилым помещением лежит на органе местного самоуправления в лице администрации г. Костромы в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, поскольку администрация Костромской области не имеет в собственности жилых помещений. Кроме того, указала, что Селютина О.Д. никогда не состояла на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, она проживала в семье опекуна ФИО15, была зарегистрирована в жилом помещении по месту проживания как член семьи, приобрела на него право проживания. Жилищные условия ФИО15 были улучшены, ей было предоставлено жилое помещение, в том числе с учетом проживания в нем Селютиной О.Д. То, что она выписалась из данного жилого помещения, в частности в виду не сложившихся личных отношений с опекуном, это ее личное желание. Полагает, что Селютина О.Д. вправе выбрать другой способ защиты своих жилищных прав. Представитель Комитета ЖКХ администрации г. Костромы Бондарев Ю.С. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета ЖКХ, иск не признал, по основаниям, изложенным администрацией г. Костромы, а также в своем отзыве. Представитель Департамента социальной защиты населения Костромской области Овчаренко С.В. уточненные исковые требования прокурора поддержал в части предоставления Селютиной О.Д. жилого помещения Администрацией г. Костромы. Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Е.Е. Красавина ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил суду письменный отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном им порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ. Согласно ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года № 348 -ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. В настоящее время, на территории города Костромы свободные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют. При отсутствии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области в данном населенном пункте (по месту жительства) пп. 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ подлежит применению в совокупности с нормой ч.3 ст.57 ЖК РФ, согласно которой гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на сновании решения органов местного самоуправления, которые служат основанием для заключения договора социального найма. Учитывая изложенное, полагает, что предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение Селютиной О.Д. должна администрация городского округа города Кострома. Представитель Комитета СЗН, опеки и попечительства г.Костромы в настоящем судебном заседании не присутствует, в ранее прошедших судебных заседаниях, исковые требования прокурора поддержала. Выслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда. Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО « О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции от 06.07.2009 года № 490-4-ЗКО), Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 6.07.09 года), Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области». В соответствии со ст.3 п.2 Закона КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 06.07.09 года) жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области". В силу ст.6 Закона КО 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи. Судом установлено следующее: Селютина О.Д. Дата обезличена года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими доказательствами. Мать ФИО30 решением Димитровского районного суда г. Костромы от Дата обезличена лишена родительских прав. Данные об отце Селютиной О.Д. отсутствуют. С Дата обезличена по Дата обезличена Селютина О.Д. находилась в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ОГУ «Дом ребенка», поскольку ее мать оставила ее в родильном доме. В дальнейшем она стала проживать в семье тети ФИО15, которая решением Димитровского районного Совета народных депутатов от Дата обезличена Номер обезличен назначена ее опекуном. Жилого помещения за Селютиной О.Д. не закреплялось, в виду отсутствия регистрации по месту жительства, поскольку она была взята на воспитание опекуном из Дома ребенка, одинокая мать отказалась от девочки при рождении. Селютина О.Д. была зарегистрирована по месту жительства ее опекуна в служебной однокомнатной квартире по адресу: .... В дальнейшем семье ФИО15 было предоставлено другое жилое помещение по адресу: ..., где Селютина О.Д. была зарегистрирована и проживала до момента выписки Дата обезличена По месту жительства своей матери в ..., лишенной в отношении нее родительских прав, никогда не проживала. Дата обезличена Селютиной О.Д. исполнилось 18 лет, на тот момент она обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональное училище Номер обезличен ..., которое закончила Дата обезличена года и сразу же поступила на обучение в ГОУ СПО «Костромской механико-технологический техникум», обучение в котором закончила Дата обезличена. ФИО31 не имеет регистрации по месту жительства, не имеет какого либо закрепленного за ней жилого помещения, временно проживает по устному договору поднайма, без регистрации на съемной квартире по адресу: ... Селютина О.Д. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, поскольку в постановке на учет ей было отказано по причине того, что она сама выписалась с места жительства, тем самым ухудшив свои жилищные условия. По сообщению УФРС по Костромской области от Дата обезличена Селютина О.Д не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области. Согласно справки Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу города Кострома Номер обезличен от Дата обезличена следует, что при установлении над ней опеки родственников, постановление о сохранении за ней жилплощади не принималось. В процессе рассмотрения дела судом был исследован вопрос о возможном приобретения Селютиной О.Д. право пользования жилым помещением по адресу: ... ее регистрации в нем и в дальнейшем снятияю с регистрационного учета, принимались меры к выяснению вопроса предоставления ФИО33 и членам ее семьи жилого помещения, в котором также была зарегистрирована Селютина О.Д. Согласно сообщению ОАО «Костромской завод Мотор-деталь» исх.Номер обезличен от Дата обезличена относительно предоставления ФИО15 квартиры по адресу: ... ОАО сведениями не располагает. Согласно сообщению ГУ «Государственный архив Костромской области» Номер обезличен от Дата обезличена в документах Малого Совета Димитровского района Совета Народных Депутатов и Малого Совета Костромского городского совета народных депутатов за 1992 год сведения о предоставлении квартиры (расположенной по адресу: ... ФИО15 не выявлены. Документы администрации Димировского района г.Костромы и администрации г.Костромы за 1992 год на хранение в ГУ «Государственный архив Костромской области» на хранение не поступали. Согласно сообщению архивного отдела Администрации города Костромы Номер обезличен от Дата обезличена при полистном просмотре корешков ордеров и постановлений Администрации Димитровского района города Костромы за 1992 год документов о предоставлении жилой площади по адресу 6 ... ФИО15 в Архивном отделе Администрации города Костромы не обнаружено. Как было указано выше, в 1988 году над Селютиной О.Д. была установлена опека со стороны ее тети ФИО15, которая на тот момент проживала в однокомнатной служебной квартире площадью 17.0 кв.м по адресу: ... с членами своей семьи двумя несовершеннолетними детьми Дата обезличена. и Дата обезличена и мужем ФИО5, находящимся на тот момент времени в местах лишения свободы. Сама Селютина О.Д. до момента установления над ней опеки места регистрации не имела, с момента рождения в г.Костроме находилась в Костромском Доме ребенка. При установлении со стороны ФИО15 над ней опеки она стала проживать с ней в ее квартире, при этом была в ней зарегистрирована. В дальнейшем семье ФИО15 заводом «Мотор-деталь», где она работала было предоставлено другое жилое помещение- 2 комнатная квартира, площадью 30 кв.м по адресу: .... Несовершеннолетняя Селютина О.Д. проживала в указанной квартире, была в ней зарегистрирована. В 1992 году квартира, в которой проживала Селютина О.Д. была приватизирована в равных долях на ФИО15, ее детей ФИО7, ФИО6 Селютина О.Д. в приватизации не участвовала, но оставалась проживать в ней как опекаемая. В 2008 году из-за неприязненных отношений по настоянию ФИО15 Селютина О.Д. выписалась из квартиры. Другого жилья она не имеет. ФИО15, будучи допрошенной в процессе рассмотрения дела, в качестве свидетеля, пояснила, что Селютина О.Д. ее племянница. Родилась она в г.Костроме, ее мать ФИО35 оставила ребенка в родильном доме и уехала по своему месту жительства в .... О судьбе дочери она не интересовалась. ФИО15 в Дата обезличена решила оформить над племянницей опеку и забрать ее из дома ребенка, где она находилась после выписки из родильного дома. С Дата обезличена Селютина О.Д стала проживать с ней и членами ее семьи, при этом она имела статус опекаемой, а ФИО15 ее опекуна. В Дата обезличена мать Селютиной О.Д. была лишена родительских прав в отношении дочери. О том, кто является отцом Селютиной О.Д., она не знает. Селютина О.Д. была зарегистрирована по месту жительства, поскольку это требовалось в соответствии с законодательством и для получения необходимых гарантий, в том числе для получения медицинского обслуживания, получения пособий. Прописывала она ее как опекаемую. В Дата обезличена ей с учетом ее двух детей была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: .... Ордер в настоящее время утрачен. Они переехали в эту квартиру. Ее племянница также переехала с ними. Все они проживали вместе, кроме того, с ними проживал и супруг ФИО15 В квартире он не зарегистрирован, а Селютина О.Д. прописана как опекаемая. В Дата обезличена с разрешения руководства завода она квартиру приватизировала на себя, и своих детей. Селютина О.Д. в приватизации не участвовала, поскольку по мнению свидетеля она не имела на это право, ей должно быть предоставлено свое жилье. Когда племяннице исполнилось 18 лет, опека была прекращена, но Селютина О.Д. оставалась проживать в квартире, поскольку у нее не было другого жилья и она училась сначала в училище, потом в техникуме. В Дата обезличена у нее с племянницей испортились отношения, поскольку та стала вести себя по отношению к ней неправильно и она предложила ей выехать из квартиры и устраивать свою жизнь самостоятельно. Селютина О.Д. из квартиры выписалась. Ей известно, что та живет в настоящее время на съемной квартире. Пояснила, что до момента поступления племянницы в техникум у нее не было никаких проблем с ней, вопрос в отношении жилья не стоял, поскольку она полагала, что после окончания обучения племянницы той жилищными органами Костромы будет предоставлено жилье, когда Селютина О.Д. училась в техникуме она ходила в техникум и органы опеки по вопросу предоставления племяннице в дальнейшем жилья, ей предложили идти в Администрацию города Костромы, она ходила на прием туда, ей было сказано что необходимо собрать документы, они стали собирать документы. Но потом у нее с племянницей произошел конфликт, та выписалась из квартиры и в дальнейшем документы собирала сама. Ей известно, что Селютиной О.Д. отказали в постановке на учет нуждающихся в получении жилья, считает этот отказ необоснованным. Селютина О.Д. является сиротой, в ее квартире она была зарегистрирована как опекаемая, право на жилье у нее в квартире она не имеет, и она(свидетель) не намерена ее там регистрировать и предоставлять ей место жительства. Допрошенный в качестве свидетеля ФИО19 суду пояснил, что он является председателем профсоюзного комитета завода «Мотор-деталь». В Дата обезличена на заседании профкома решался вопрос о предоставлении квартир в доме .... Было 2 квартиры в цокольном этаже. Было решено, что одну квартиру передать в первый отдел, а вторую квартиру передать в ЖКО, где работала ФИО15, в дальнейшем ему стало известно что указанная квартира была предоставлена ФИО15 с членами ее семьи. Каким образом была предоставлена ей указанная квартира, на кого из членов семьи, ему не известно, профсоюзный комитет распределением жилых помещений по спискам состоящих на очереди на получения жилья не занимался. Квартиры предоставлялись с учетом очередности, списки нуждающихся и очередь таких лиц на получение жилья на заводе на тот период времени имелись. Ему известно, что ФИО15 состояла на очереди, но какая она была в списке очередников ему не известно, полагает, что раз квартира была предоставлена ей, значит она была первой в указанной очереди, в противном случае квартира не была бы ей предоставлена. Сохранились ли какие-либо документы по вопросу предоставления жилья ФИО15, он пояснить не может, поскольку очень много документации по заводу было утеряно. Допрошенный в качестве свидетеля ФИО20 суду пояснил, что ранее он работал на заводе «Мотор -деталь » в должности начальника ЖКО. В его подчинении работала ФИО15, которая проживала с мужем и на воспитании которой находились двое своих несовершеннолетних детей, а также «приемная дочь» Селютина О.Д. Они все проживали сначала в однокомнатной служебной квартире в доме ..., а затем ФИО15 была предоставлена двухкомнатная служебная квартира в доме .... Вопросом предоставления квартир занимался профком, который выделил квартиру отделу ЖКО, а затем в отделе квартиру предоставили ФИО15 Указанная квартира была предоставлена на семью ФИО15 без учета проживания в ней ее приемной дочери Селютиной О.. На тот момент в отделе очереди на получение жилья не было. ФИО15 было предоставлено жилье, так как она тогда была единственным претендентом на получение жилья. ФИО15 отработала на заводе Дата обезличена и приобрела право на указанное жилье, в Дата обезличена приватизацией жилья занимался завод, при обращении ФИО15 с заявлением о приватизации жилого помещения, ей было дано согласие на его приватизацию. С ней был заключен договор приватизации. В тот период времени родители могли и не включать в приватизацию своих детей. Каким образом был заключен договор приватизации с ФИО15, он не помнит из-за давности лет. Допрошенная в качестве свидетеля ФИО21 суду пояснила, что Селютина О.Д. в период с Дата обезличена по Дата обезличена обучалась в ПЛ Номер обезличен по профессии портной. Она числилась на учете как ребенок сирота, проживала в квартире своего опекуна ФИО15 по адресу: .... ФИО15 надлежащим образом осуществляла опеку. Когда Селютиной О.Д. исполнилось 18 лет, она стала лично получать все причитающиеся ей пособия. Во время ее обучения вопрос о том, что она нуждается в жилье не стоял, она проживала в семье опекуна, в благополучной семье, в благоустроенной квартире, ее опекун ФИО15 интересовалась учебой опекаемой, ее поведением, поэтому вопрос о ее жилье и том, что со стороны училища должны приниматься какие-либо меры для предоставления ей жилья, никогда не стоял. В конце срока обучения Селютиной О.Д. в училище приходила ее опекун, и говорила о том, что у Ольги нет своего закрепленного за ней жилья и надо как -то данный вопрос решать, на что ей было предложено обратиться в органы местного самоуправления для решения данного вопроса, поскольку данными вопросами должны заниматься они. Училище вопросом жилья Селютиной О.Д. не занималось, поскольку у нее был опекун и она проживала в его семье. Допрошенная в качестве свидетеля ФИО22 суду пояснила, что Селютина О.Д. в период Дата обезличена по Дата обезличена проходила курс обучения в Костромском механико - технологическом техникуме с Дата обезличена по Дата обезличена. На нее как на ребенка сироту было заведено учетное дело, она пользовалась всеми положенными льготами. На период обучения Селютиной ОД. В техникуме вопроса о предоставлении ей жилья не стоял, она проживала в семье опекуна ФИО15 У них были хорошие отношения, однако осенью 2008 года у нее случился конфликт с опекуном. Она взяла для своего молодого человека в долг большую сумму денег, но отдать не смогла, опекун была вызвана в техникум. В разговоре с опекуном было выяснено, что Селютина О.Д. стала неправильно вести себя и по отношению к ней, и что она намерена ее выписать из квартиры, так как у той есть свои дети, и она опасается за их жилье, что она намерена отправить Ольгу к матери в ..., что пускает та решает ее проблемы. Когда Селютина О.Д. обучалась в техникуме, то они делали запрос в КСЗН на предмет выяснения имеется ли закрепленное за Селютиной О.Д. жилье, был получен ответ, что такого жилья за ней не закреплено и Селютиной О.Д. было рекомендовано обратиться в Администрацию города Костромы для предоставления ей жилья как ребенку сироте. На что та ответила, что она уже обращалась по этому вопросу, но ей было отказано по причине того, что она приобрела право на жилье у своего опекуна, что якобы квартира предоставлялась ее опекуну с учетом ее проживания в ней, что она с этим не согласна. Со стороны техникума никаких мер по решению жилищного вопроса Селютиной О.Д. не принималось. В ходе судебного заседания установлено, что органами опеки Администрации города Костромы до совершеннолетия Селютиной О.Д. неоднократно обследовались ее жилищные условия, что подтверждается имеющимися в материалах дела актах. В данных актах указано, что Селютина О.Д. проживала в семье опекуна ФИО15 с членами ее семьи, своего закрепленного за ней жилья не имела. Указанное ответчиком не опровергнуто. Доводы ответчика о том, что Селютна О.Д. приобрела право на жилое помещение, расположенное по адресу : ... и то, что указанное жилое помещение предоставлялось с учетом ее проживания в нем, в судебном заседании не нашел своего подтверждения. Документов и других доказательств этому со стороны ответчика не представлено. Таким образом, Селютина О.Д. имеет право на предоставление жилого помещения. То, что Селютина О.Д. в настоящее время не имеет никакой регистрации в городе Костроме, не стоит на учете нуждающихся в его получении, в том числе из-за юридической неграмотности как ее самой, так и ее опекуна, и не надлежащий контроль этого вопроса со стороны органов опеки и попечительства не должно влиять на ее право на получение жилого помещения как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения. Надлежащим ответчиком по делу следует признать орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г. Костроме в лице администрации г. Костромы, в связи с этим, суд соглашается с позицией прокурора г.Костромы об исключении из числа ответчиков администрации Костромской области, а доводы представителя ответчика администрации г.Костромы в обоснование непризнания исковых требований судом приняты быть не могут по следующим основаниям. В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Поскольку местом жительства Селютиной О.Д. при приобретении ею статуса детей-сирот, оставшихся без попечения родителей являлся город Кострома, то жилое помещение должно быть ей предоставлено в черте г.Костромы. Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования по норме ч.3 ст. 57 ЖК РФ, которая указывает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом КО от 6.07.09 года № 490-4-ЗКО учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения Костромской области. Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения о наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории. Однако данное положение противоречит требованиям п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ. По сообщению Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в настоящее время свободные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, в связи с чем, истцы должны быть обеспечены жильем органом исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, п. 4 статьи 5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» в редакции, действовавшей на момент возникновения у Селютиной О.Д. права на внеочередное предоставление жилья (в момент достижения ими совершеннолетия и окончания учебного заведения) предусматривала, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления. По указанным основаниям, изменения редакции п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в части того, что жилые помещения предоставляются на основании решения администрации Костромской области и изменение порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4 ЗКО, не должны влиять на право истцов на обеспечение их жилыми помещениями в порядке, установленном нормами федерального законодательства ч. 3 ст. 57 ЖК РФ. Указанная норма должна быть применена судом в рассматриваемом споре, поскольку Администрация Костромской области не имеет свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. При таких обстоятельствах суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Костромы в лице Администрации г.Костромы, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда, не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцам решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом. С учетом изложенного, исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению, с учетом п. 5 ст. 57 ЖК РФ на муниципальное образование городского округа г.Костромы подлежит возложению обязанность предоставить Селютиной О.Д. по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения. При этом, суд не считает возможным указывать в решении суда обязанность предоставить жилые помещения вне очереди, поскольку это прямо предусмотрено законом. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Ссылка представителя ответчика на определение Конституционного Суда РФ 250-О-П от 5.02.09 года не может быть принята судом, поскольку Конституционным Судом РФ была рассмотрена жалоба конкретного муниципального образования - городского округа г.Чита о признании противоречащим статьям 7, 10, 12, 72 (пункт "ж" части 1) и 133 Конституции Российской Федерации абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который был применен Центральным районным судом г.Читы по конкретному делу по иску прокурора Читинской области Читинской области к администрации городского округа "Город Чита" о предоставлении жилых помещений гражданам ФИО26 и ФИО25. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Указанное право прокурора предусмотрено также и ст. 10 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора г.Костромы в интересах Селютиной Ольги Дмитриевны к администрации муниципального округа г. Кострома удовлетворить. Обязать муниципальное образование городского округа г.Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Селютиной Ольге Дмитриевне по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы. Судья Т.Н. Щербова