Дело № 2-1733/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 июня 2010 года Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Пелевиной Н.В. при секретаре Беловой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пьяных Ларисы Леонидовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Пьяных Л.Л. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области от Дата обезличена г. Номер обезличен ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в связи с отсутствием специального стажа, при этом в специальный стаж не включены периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года и Дата обезличена года, на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года и период работы в должности Наименование должности 1 в Учреждении 1 с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Этим же решением периоды ее работы в должности Наименование 2 в Учреждение 2 с Дата обезличена года по Дата обезличена года, нахождения в отпуске по беременности и родам с Дата обезличена года по Дата обезличена года и по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года включены в стаж в календарном порядке, тогда как подлежат включению в стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца такой работы, поскольку работа протекала в сельской местности. Просит обязать ответчика включить перечисленные периоды в стаж в льготном исчислении и назначить пенсию по старости с Дата обезличена года. В судебном заседании истица требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что является получателем пенсии Вид 1 с Дата обезличена года. В Дата обезличена обратилась в УПФ с заявлением о переводе ее на пенсию по старости, на которую имеет право в связи с выработкой стажа лечебной деятельности, однако ей в этом было отказано. Считая мотивы отказа незаконными, просит обязать ответчика включить спорные периоды ее трудовой деятельности в стаж в льготном исчислении и перевести ее на пенсию по старости с момента обращения в УПФ. Представитель ГУ УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области иск не признал по основаниям, изложенным в протоколе Номер обезличен от Дата обезличена года. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истицы Номер обезличен, суд приходит к следующему. Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений были утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Судом установлено, что истица приказом Номер обезличен от Дата обезличена года принята на работу на должность Наименование 3.Учреждении 1 с Дата обезличена года, этим же приказом ей разрешено совместительство 0,5 ставки Должность 4 в последующих приказах о предоставлении отпусков и увольнении истица значится как Наименование должности 1, уволена с данной должности Дата обезличена года. Ответчиком в специальный стаж истицы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца зачтены периоды ее работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года, а период с Дата обезличена года по Дата обезличена года, когда истица числилась Учреждении 1, из стажа исключен, так как не подтверждена врачебная деятельность. На основании статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при установлении трудовой пенсии органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, при этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункты 1 и 12). Пунктом 1 вышеупомянутого постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Согласно данному Списку право на назначение пенсии за выслугу лет (досрочной пенсии) дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Из материалов пенсионного дела истицы, в частности, из акта проверки сведений о работе истицы в Учреждении 1 Номер обезличен от Дата обезличена года, составленного специалистами УПФ РФ в ... ..., усматривается, что в спорный период истица осуществляла врачебную деятельность по должности Наименование 2, за что получала соответствующую оплату, в связи с чем этот период ее работы подлежит включению в стаж. Данный период подлежит включению в стаж и в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года, который может быть применен ко всем периодам трудовой деятельности и согласно которому в специальный стаж засчитывается работа в должностях врачей всех наименований в амбулаториях. Пунктом 2 вышеупомянутого постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 были установлены правила исчисления сроков выслуги работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочную пенсию. Согласно этому пункту исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений производится следующим образом: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Так как Учреждении 1 является структурным подразделением Учреждение 3» находится в сельской местности, что подтверждается находящейся в пенсионном деле справкой Учреждение 3 период работы в ней подлежит исчислению в вышеуказанном порядке. В период работы в Учреждении 1 истица находилась в отпуске по беременности и родам и отпусках по уходу за ребенком - сыном Имя 1 Дата обезличена года рождения, до достижения им возраста 1,5 лет и свыше 1,5 лет - с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Указанные периоды также подлежат включению в стаж в льготном исчислении. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Как указывалось в разъяснениях «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖЕНЩИНАМ ЧАСТИЧНО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ОДНОГО ГОДА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА БЕЗ СОХРАНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА ЛЕТ», утвержденных Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 г. N 156/10-30, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности; время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. При этом, по смыслу данного нормативно-правового акта, при исчислении стажа время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежало учету в том же порядке, как работа, в период которой предоставлен этот отпуск, на что указано в пункте 7 разъяснений от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11. Так, в данном пункте указано: «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий… Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.». Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Таким образом, периоды нахождения истицы в названных отпусках, поскольку они имели место до введения в действие Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года, подлежат включению в трудовой стаж в льготном порядке, в котором подлежит исчислению работа, в период которой они предоставлены. Отпуск по беременности и родам, во время которого выплачивается пособие по государственному страхованию, является периодом нетрудоспособности, который включается в стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, в течение которых она наступила (ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). В льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца подлежит включению период работы истицы в Учреждение 2 в должности Учреждение 2 с Дата обезличена года по Дата обезличена год, поскольку материалами пенсионного дела подтвержден факт нахождения этой Учреждение 2 в сельской местности. С Дата обезличена года по Дата обезличена года истица находилась на курсах повышения квалификации, на которые была направлена руководством Учреждение 4, где работала Должность 5. Время повышения квалификации подлежит включению в стаж в силу следующего. В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 года, то есть во время ряда спорных периодов. Периодическое повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии с приказом Минздрава РФ от 05.06.1998 года № 186 является обязательным, производится на основании приказов работодателя с сохранением за работником заработной платы. Курсы повышения квалификации медицинских работников непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Без своевременного прохождения подобных курсов медицинский работник может быть лишен права осуществлять лечебную деятельность. Это свидетельствует о том, что прохождение медицинскими работниками учебы по повышению квалификации входит в их должностные обязанности. Данный вывод суда подтверждается Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года, согласно подпункту «д» пункта 5 которого повышение квалификации специалистов, осуществляющих медицинские работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности. Аналогичные нормы содержались и в ранее действующих Положениях о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 04.07.2002 года № 499 и от 21.05.2001 года № 402, а также Положении о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 19.12.94 года № 286, из пункта 1.1 которого следует, что сертификат специалиста выдается государственным медицинским образовательным и научно-исследовательским учреждением, которое осуществляет последипломную подготовку врачей по государственным образовательным программам; сертификат специалиста подлежит подтверждению каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Наличие сертификатов специалиста у сотрудников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, являлось в силу подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.03.1996 г. № 350, одним из обязательных условий для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. Согласно п.1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Истица на курсы повышения квалификации направлялась работодателем, за время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата и рабочее место, производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения времени нахождения работника на курсах повышения квалификации в специальный стаж, в связи с чем оснований для исключения этого периода из специального стажа истицы у ответчика не имелось. При этом время повышения квалификации подлежит включению в стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца), как и работа, с которой она была направлена на учебу. Таким образом, все спорные периоды подлежат включению в стаж в льготном порядке из расчета 1 год за 1 год 3 месяца. С учетом этого специальный стаж, дающий истице право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, составляет более 25 лет. В соответствии с пунктом 7 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию. Истица является получателем пенсии Вид 1 с Дата обезличена года. С заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в УПФ обратилась Дата обезличена года, в связи с чем в силу вышеуказанной нормы перевод на трудовую пенсию по старости должен быть осуществлен с Дата обезличена года. При таких обстоятельствах требования о назначении пенсии по старости с Дата обезличена года удовлетворению не подлежат. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Пьяных Ларисы Леонидовны удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области включить в специальный трудовой стаж Пьяных Ларисы Леонидовны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, периоды ее работы в Учреждение 2 в должности Наименование 2 с Дата обезличена года по Дата обезличена года и в Учреждении 1 в должности Наименование должности 1 с Дата обезличена года по Дата обезличена года, а также периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в отпусках по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года, на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца такой работы. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области перевести Пьяных Ларису Леонидовну с пенсии Вид 1 на трудовую пенсию по старости с Дата обезличена года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней. Судья Н.В.Пелевина