о предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-1070/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2010 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Лукьяновой С.Б.,

с участием прокурора Тыжук М.В.

при секретаре Муравьевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Костромы в интересах Иванычева Николая Михайловича, Иванычевой Валентины Васильевны, Иванычева Александра Николаевича к администрации г.Костромы о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г.Костромы обратился в суд с иском в интересах Иванычева Н.М., Иванычевой В.В., Иванычева А.Н. к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что на основании обращения Иванычева Н.М. прокуратурой г. Костромы проведена проверка соблюдения законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также жилищного законодательства администрацией г.Костромы. Установлено, что Иванычев Н.М. с 1996 года состоял на учете как воспитанник детского дома из числа детей-сирот, в 2004 году администрацией г.Костромы ему было предоставлено жилое помещение по (адрес обезличен), но с очереди он не был снят, т.к. предоставленное ему жилое помещение было с частичными видами благоустройства. В Дата обезличена в доме произошел пожар, жилое помещение выгорело, дом в августе 2008 года признан непригодным для проживания и в настоящее время снесен. В связи с тем, что Иванычев Н.М. утратил право пользования жилым помещением вследствие непринятия мер по его сохранению администрацией городского округа г. Кострома и решение о признании его непригодным для проживания и подлежащим сносу, принято данным органом местного самоуправления, обязанность по предоставлению ей жилья не ниже установленных социальных норм взамен закрепленного возложена на администрацию городского округу г. Кострома. По указанным основаниям прокурор просил суд обязать муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Иванычеву Н.М., с учетом членов его семьи: Иванычевой В.В., (ФИО ребёнка обезличено) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г.Костромы и в соответствии с нормой предоставления жилых помещений в г. Костроме.

В судебном заседании прокурор и истцы Иванычевы Н.М. и В.В. иск поддержали по указанным в нем основаниям.

Представитель администрации г. Костромы Храмов А.В. иск не признал, суду пояснил, что жилое помещение, в котором зарегистрированы семья Иванычевых, по адресу (адрес обезличен) признано непригодным для проживания, согласно заключения комиссии и акта обследования помещений указанного дома за Номер обезличен от Дата обезличена указанное жилое помещение является муниципальным, однако семья Иванычевых не состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации г.Костромы и у администрации города не имеется свободных жилых помещений, поэтому на администрацию г.Костромы может быть возложена обязанность по предоставлению истцам жилья только равноценного по площади ранее занимаемому.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика представитель Комитета ЖКХ администрации г.Костромы Бондарев Ю.С. с иском не согласился по тем же основаниям, что и представитель ответчика.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Судом установлено, что Иванычев Н.М. с Дата обезличена проживал в муниципальной квартире, расположенной по адресу (адрес обезличен) где зарегистрирован до настоящего времени с семьей (он, супруга и сын, Дата обезличенарождения), указанное жилое помещение было предоставлено ему с членом семьи Иванычевой В.В. Дата обезличена администрацией г.Костромы, как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающихся в получении жилья из числа детей - сирот и воспитанников детских домов.

Из акта городской междуведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена., заключения Номер обезличен от Дата обезличена, л.д.6-7) следует, что жилые помещения (адрес обезличен) не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не пригодны для проживания, жилой дом в целом, признан аварийным и подлежащим сносу. Проведение капитального ремонта дома экономически нецелесообразно, требуется отселение жителей.

Дом (адрес обезличен), в целом, находится в муниципальной собственности, на забалансовом счете МУ СМЗ по ЖКХ, что подтверждается актом междуведомственной комиссии и поквартирной карточкой МУ ЦРГ г.Костромы.

Как установлено судом, в настоящее время снос дома фактически произведен.

Таким образом, истец с членами семьи имеет право на внеочередное обеспечение его жилым помещением в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

На основании представленных суду доказательств, на муниципальное образование городской округ г.Костромы в лице администрации г. Костромы должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в г. Костроме, отвечающего санитарно-техническим требованиям по норме предоставления площади жилых помещений, установленной в г. Костроме.

Доводы представителя ответчика о том, что Иванычев Н.М. с членами семьи не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом быть приняты не могут, т.к. из содержания нормы ч. 1, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что граждане, имеющие право на получение жилья вне очереди, могут получать жилые помещения в социальный наем и в том случае, если они не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но могут быть признаны таковыми.

В соответствии с ч. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. До 01.01.2008 года функции органов опеки и попечительства в соответствии с ч. 2 ст. 121 СК РФ осуществляли органы местного самоуправления.

Судом установлено, что Иванычев Н.М. с Дата обезличена состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, это его право, при предоставлении ему жилого помещения, признанного в последствии не пригодным для проживания, в Дата обезличена, не было реализовано, ему предоставлено жилое помещение не отвечающее требованиям закона, физический износ дома на 1986 год составлял 54%, на 2008 -67%, в связи с чем с очереди нуждающихся в получении жилья он не был снят.

Таким образом, Иванычев Н.М. в соответствии с п.п. 1,2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное предоставление жилья вследствие признания предоставленного ему жилого помещения непригодным, а также как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей не имеющее закрепленного жилого помещения.

В соответствии с указанным и со ст. 49, 52 ч.2 ЖК РФ Иванычев Н.М. мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, но поскольку его право было реализовано путем оставления его в списках нуждающихся в получении жилья из числе детей-сирот, у него, по мнению суда, не возникло обязанности повторной постановки на учет при администрации г.Костромы, в настоящее время, в связи с изменением действующего законодательства, списки детей-сирот ведут органы опеки и попечительства.

Действительно, в силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Однако, как уже указывалось выше, в данном случае муниципальное образование в лице администрации г. Костромы обязано предоставить жилое помещение истцу вне очереди на основании пункта 1 части второй статьи 57 ЖК РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года № 376-О-П.

При таких обстоятельствах суд находит требования подлежащими удовлетворению и считает, что жилое помещение истцу с членами семьи должно предоставляться по норме предоставления, а не в порядке ст.89 ЖК РФ.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В указанном случае обращение прокурора связано с обращением Иванычева Н.М. на нарушение права его семьи на жилище в муниципальном жилом фонде, поэтому прокурор вправе обратиться в суд с указанным заявлением.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городского округа г. Костромы в лице администрации города Костромы предоставить Иванычеву Николаю Михайловичу с учетом членов его семьи: Иванычевой Валентины Васильевны, (ФИО ребёнка обезличено) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г.Костромы и в соответствии с нормой предоставления жилых помещений в г. Костроме.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней.

Федеральный судья -