дело № 2-1085 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 апреля 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего Лукьяновой С.Б. при секретаре Муравьевой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барановой Надежды Сергеевны к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, установил: Решением комиссии ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну КО Номер обезличен от Дата обезличена Барановой Н.С. было отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Баранова Н.С. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну КО об обязании ГУ УПФ РФ по г.Костроме назначить ей пенсию за выслугу лет с момента её обращения в УПФ с заявлением с Дата обезличена включении периодов её работы в специальный стаж: периодов нахождения на курсах повышения квалификации - (период 1), (период 2), (период 3), (период 4)., (период 6)., (период 7) с (период 8)., (период 10), периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет: (период 11), мотивируя свои требования тем, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 п.1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ и включение указанных периодов работы в специальный стаж. В судебном заседании истица Баранова Н.С. иск поддержала. Представитель ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну КО Кузнецов К.С. с иском не согласен, пояснил, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком и без сохранения заработной платы, были исключены из специального стажа работы, т.к. она не была занята на работе в связи с лечебной деятельностью полный рабочий день. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению. Согласно п/п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со п.п. 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Согласно п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). Таким образом, основополагающей для установления специального трудового стажа является лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в соответствующих учреждениях и в соответствующих должностях. Судом установлено, что на момент обращения в УПФ РФ по г.Костроме (Дата обезличена) с заявлением о назначении пенсии истица имела специальный стаж 28 лет 06 мес. 27 дней, при этом из него исключены: периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, и не включен в спецстаж период нахождения истицы в отпуске уходу за ребенком свыше 1,5 лет. В соответствии со ст.27 и 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня. Согласно ст.187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ. Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации: (период 1)., (период 2)., (период 3), (период 4)., (период 6)., (период 7)., (период 8)., (период 10). подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении (всего 2 месяца 01 день), поскольку в указанный период за ней сохранялась заработная плата, из которой производились отчисления в ПФ. Таким образом, истица продолжала работу в должности медицинской сестры в течение полного рабочего дня. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет - (период 11) также подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7 - 13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, и вступившими в силу с 23 июля 2002 года, действующими на момент обращения истицы к ответчику за назначением пенсии, предусмотрено, что в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, данный перечень является исчерпывающим и не содержит в себе периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Ранее в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком засчитывался в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию. Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3541-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившим в силу с 6 октября 1992 года, было внесено изменение в ст. 167 КЗоТ РСФСР о том, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях П. 21 Разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 « О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29 предусматривал, что в специальный трудовой стаж включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3541-1 « О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Таким образом, было предусмотрено сохранение права на включение в специальный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал исключает льготный порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции РФ. Как указал Конституционный Суд РФ, данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства. Соответственно, исчисление страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату. Исходя из смысла данного Постановления Конституционного Суда РФ периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, имевшие место до 6 октября 1992 года, подлежат включению в специальный трудовой стаж. При этом изложенные в решении комиссии ответчика доводы о возможности включения в специальный трудовой стаж только периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет, имевших место до 6 октября 1992 года, являются ошибочными. Ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действующей до принятия Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком независимо от возраста ребенка (до полутора лет или от полутора до трех лет) Кроме того, в оспариваемые периоды действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», в соответствии с которым с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет, указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. По указанным основаниям, исковые требования в части включения в специальный стаж работы периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком следует удовлетворить, включению дополнительно подлежит: 1 год 06 мес. Общий суммарный специальный стаж работы истицы составит с учетом включенных судом периодов: 30 лет 02 мес. 28 дней. Поскольку с учетом включенных судом указанных периодов работы специальный стаж у истицы, на момент обращения в УПФ, составит более 30 лет, она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии и её требования в части обязания ГУ УПФ по г.Костроме и Костромскому р-ну КО назначить досрочную трудовую пенсию с Дата обезличена подлежат удовлетворению. Согласно ч.2 ст. 333.20 части второй НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате….либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса. Ввиду того, что УПФ РФ по г. Костроме финансируется из бюджета. Специальной статьи расходов на уплату госпошлины не имеет, суд считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию с УПФ РФ в доход государства, до ... руб. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Барановой Надежды Сергеевны - удовлетворить. Обязать ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну Костромской области включить Барановой Надежде Сергеевне в специальный стаж, дающий ей право на назначение досрочной пенсии следующие периоды: - периоды нахождения на курсах повышения квалификации - (период 1)., (период 2), (период 3), (период 4) (период 6)., (период 7), (период 8)., (период 10), - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет: (период 11).; Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда по городу Костроме и Костромскому району Костромской области назначить Барановой Надежде Сергеевне досрочную трудовую пенсию по старости с Дата обезличена. Взыскать с ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну КО госпошлину в доход местного бюджета в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней через Свердловский районный суд г. Костромы.