Дело № 2-862/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 апреля 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Лукьяновой С.Б. при секретаре Муравьевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Костромы в интересах Лампадовой Юлии Андреевны к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор г.Костромы, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Костромы в интересах Лампадовой Ю.А., Дата обезличена.рождения мотивируя тем, что в прокуратуру г.Костромы поступило заявление Лампадовой Ю.А. о нарушении администрацией г.Костромы его права на предоставление жилого помещения как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что решением Ленинского районного суда г.Костромы от Дата обезличена родители Лампадовой Ю.А. были лишены родительских прав, постановлением администрации г.Костромы от Дата обезличена Номер обезличен администрация г.Костромы взяла на себя обязательство по предоставлению Лампадовой Ю.А. жилого помещения по достижению совершеннолетия. С (ПЕРИОД ОБЕЗЛИЧЕН) Лампадова Ю.А. обучалась в ГОУ СПО Костромском машиностроительном техникуме, регистрации по месту жительства и жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с Дата обезличена, до настоящего времени её право, предусмотренное законом на предоставление жилого помещения не реализовано, в связи чем, прокурор просит суд обязать администрацию городского округа г.Костромы обеспечить Лампадову Ю.А. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Комитет ЖКХ администрации г.Костромы, администрация Костромской области, Департамент социальной защиты населения Костромской области, Комитет СЗН, опеки и попечительства по г.Костроме. В судебном заседании прокурор Тыжук М.В. заявленные требования по указанным выше основаниям поддержала. Истица Лампадова Ю.А. в судебном заседании не участвует, в заявлении к суду просила дело рассматривать в её отсутствие, иск поддержала. Представитель ответчика администрации г. Костромы Хомина С.Н. иск не признала, пояснила, что Лампадова Ю.А. состоит на очереди на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данному основанию жилое помещение ей может быть предоставлено по достижению совершеннолетия, при этом при предоставлении жилья по данному основанию требования должны быть предъявлены к администрации Костромской области, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи. В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, считает, что заявленные исковые требования прокурора города Костромы к Администрации города Костромы не подлежат удовлетворению в полном объеме. Представитель третьего лица администрации Костромской области Поройкова С.В. исковые требования прокурора считает обоснованными, указала, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением лежит на органе местного самоуправления в лице администрации г.Костромы в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, поскольку администрация Костромской области не имеет в собственности жилых помещений. Представитель Комитета ЖКХ администрации г.Костромы ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, иск не признал, по основаниям, изложенным администрацией г.Костромы, также указанными в отзыве на иск л.д.17-18). Представитель Департамента социальной защиты населения Костромской области Овчаренко С.В. считал исковые требования обоснованными, по тем же основаниям, что и представитель администрации Костромской области. Представитель Комитета СЗН, опеки и попечительства г.Костромы Пашнева О.Н. иск прокурора поддержала, суду пояснила, что в учетном деле сведений о закреплении за несовершеннолетней жилья не имеется, после лишения родителей родительских прав Лампадова Ю.А. проживала у опекуна в (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН), затем обучалась в техникуме в г.Костроме. Выслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда. Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО « О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции от 06.07.2009 года № 490-4-ЗКО), Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 6.07.09 года), Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области». В соответствии со ст.3 п.2 Закона КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 06.07.09 года) жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области". В силу ст.6 Закона КО 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи. Судом установлено следующее: Лампадова Ю.А., Дата обезличенарождения, достигла совершеннолетия Дата обезличена, решением Ленинского районного суда г.Костромы от 15.06. 2000 года родители Лампадовой Ю.А. были лишены родительских прав (л.д.7-8). Постановлением администрации г.Костромы от Дата обезличена Номер обезличен администрация г.Костромы взяла на себя обязательство по предоставлению Лампадовой Ю.А. жилого помещения по достижению совершеннолетия. (ПЕРИОД ОБЕЗЛИЧЕН) Лампадова Ю.А. обучалась в ГОУ СПО Костромском машиностроительном техникуме, регистрации по месту жительства и жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с Дата обезличена в списке очередности воспитанников жилых домов л.д.6) Лампадова Ю.А. не имеет какого либо закрепленного за жилого помещения, временно проживает без регистрации в городе Костроме на (АДРЕС №2 ОБЕЗЛИЧЕН) в общежитии у знакомых. Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела Ленинского суда г.Костромы Номер обезличен года, что Лампадова Ю.А. проживала и была зарегистрирована в квартире по адресу (АДРЕС №3 ОБЕЗЛИЧЕН), принадлежащей (ФИО 2) и Лампадовой Ю.А. на основании договора приватизации, указанная квартира была продана её матерью Дата обезличена (ФИО 1), после чего Дата обезличена право собственности на квартиру перешло к (ФИО 4) по наследству после смерти (ФИО 1) Решением Ленинского районного суда г.Костромы от Дата обезличена было отказано в иске Управлению образования г.Костромы к (ФИО 1), (ФИО 2) о признании следки купли продажи указанной квартиры от Дата обезличена недействительной. В том же решении указано, что при продаже квартиры на имя несовершеннолетней Лампадовой Ю.А. её матерью Дата обезличена было приобретено 53/141 долей домовладения по (АДРЕС №4 ОБЕЗЛИЧЕН) у (ФИО 3) Решением Ленинского суда г.Костромы от Дата обезличена указанная сделка была признана недействительной, (ФИО 2) с дочерью были выселены из указанного жилого помещения, с (ФИО 3) в пользу (ФИО 2), взыскана стоимость комнаты ... рублей - компенсация за долю Лампадовой Ю.А. за утраченное жилое помещение. Решением Ленинского районного суда г.Костромы от 16 апреля 2003 года Лампадова Ю.А. по иску (ФИО 4) была признана утратившей право пользования квартирой по адресу (АДРЕС №3 ОБЕЗЛИЧЕН) и её регистрация в квартире была аннулирована. После вступления в силу указанного решения и было издано постановление администрации г.Костромы от Дата обезличена Номер обезличен о предоставлении жилья Лампадовой Ю.А. по достижению ею совершеннолетия. По сообщению УФРС по Костромской области от Дата обезличена Лампадова Ю.А. не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области. Таким образом, Лампадова Ю.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Надлежащим ответчиком по делу следует признать орган местного самоуправления в лице муниципального образования по городскому округу г. Костроме в лице администрации г. Костромы, в связи с этим, доводы представителя ответчика администрации г.Костромы в обоснование непризнания исковых требований судом приняты быть не могут по следующим основаниям. В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Поскольку местом жительства Лампадовой Ю.А.. при приобретении статуса сироты, оставшегося без попечения родителей являлся город Кострома, он состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья в г.Костроме, то жилое помещение должно ему быть предоставлено в черте г.Костромы. Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования в силу прямого указания закона, по норме ч.3 ст. 57 ЖК РФ, которая указывает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом КО от 6.07.09 года № 490-4-ЗКО учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения КО через Комитеты СЗН, опеки и попечительства. Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории. Однако данное положение противоречит требованиям п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ. По сообщению представителя администрации Костромской области, Департамента СЗН Костромской области, в настоящее время свободные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, в связи с чем, истец должен быть обеспечен жильем органом исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, п. 4 статьи 5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» в редакции, действовавшей на момент возникновения у Лампадовой Ю.А. права на внеочередное предоставление жилья (в момент достижения совершеннолетия) предусматривала, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления. Обязательство органа местного самоуправления на предоставление жилья Лампадовой Ю.А. возникло в момент издания соответствующего постановления от Дата обезличена и не было исполнено, на момент, указанный в данном акте - достижение совершеннолетия - Дата обезличена. По указанным основаниям, изменения редакции п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в части того, что жилые помещения предоставляются на основании решения администрации Костромской области и изменение порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4 ЗКО, не должны влиять на право истца на обеспечение его жилым помещением в порядке установленном нормами федерального законодательства ч. 3 ст. 57 ЖК РФ. Указанная норма должна быть применена судом в рассматриваемом споре, поскольку Администрация Костромской области не имеет свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. При таких обстоятельствах суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Костромы в лице Администрации г.Костромы, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцу решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом. С учетом изложенного, исковые требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению, с учетом п. 5 ст. 57 ЖК РФ на муниципальное образование городского округа г.Костромы подлежит возложению обязанность предоставить Лампадовой Ю.А. по договору социального найма жилое помещение, по нормам предоставления площади жилого помещения. При этом, суд не считает возможным указывать в решении суда обязанность предоставить жилые помещения вне очереди, поскольку это прямо предусмотрено законом. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Указанное право прокурора предусмотрено также и ст. 10 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил: Исковые требования прокурора г.Костромы удовлетворить. Обязать муниципальное образование городского округа г.Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Лампадовой Юлии Андреевне по договору социального найма жилое помещение, по нормам предоставления площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы. Судья