Дело № 2-1825/10 Решение Именем Российской Федерации 23 июля 2010г. Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Дедюевой М.в., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к МУЗ «Костромская ЦРБ» о возложении обязанности по соблюдению санитарных норм и правил, Установил: Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУЗ «Костромская ЦРБ» о возложении обязанности по соблюдению санитарных норм и правил. После уточнения требований просил обязать МУЗ «Костромская ЦРБ» обеспечить обеззараживание сточных вод от инфекционных отделений перед сбросом в наружную канализацию в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.1275-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», Методическими указаниями МУ 2.1.5.800-99 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов», «организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» в срок до 01.05.2011 года. Иск обоснован тем, что на территории МУЗ «Костромская ЦРБ» имеется инфекционное отделение (боксированное), рассчитанное на 30 коек, а также бокс с особо опасными инфекциями, в нарушение п.5.3.1. главы 5 «Требования к водоснабжению и канализации» санитарно эпидемиологических правил и нормативов «гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров СанПиН 2.1.3.1375-03», п.3.5, 3.6 Методических указаний 2.1.5-800-99, утв. Минздравом РФ 27.12.1999г. «Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водоёмов», «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружную канализацию от инфекционного отделения МУЗ «Костромская ЦРБ» не осуществляется, дополнительных устройств на выходе стоков в систему наружной канализации не имеется ни для обеззараживания, ни для взятия проб для исследования состава сточных вод. Помощник прокурора Зобнина О.И. в судебном заседании уточненный иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям, считала, что Методические указания утверждены Минздравом, имеют нормативную силу, обязательны к исполнению наравне с СанПиНом, они предусматривают необходимость обеззараживания сточных вод перед сбросом в наружную канализацию от инфекционного отделения на выходе из отделения, такое обеззараживание необходимо в каждом инфекционном отделении, независимо от контингента больных, в нормативных правовых документах отсутствует возможность освобождения отделения от обеззараживания сточных вод на выходе в том случае, если там содержатся больные, заболевания которых передаются воздушно-капельным путем, требование об обеззараживании стоков содержится и п. в. 9.5, 9,6 Инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционной больницы (отделений), утв. Приказом Минздрава СССР № 916 от 04.08.1983г., утверждение МУЗ о проводимом обеззараживании результатами такого обеззараживания не подтверждено, не представляется возможным взять каждодневную пробу стоков, проверить состав сточных вод на выходе из отделения перед сбросом в наружную канализацию, отсутствие финансов от исполнения законодательства не освобождает, напротив, вынесение судебного решения позволит запрашивать дополнительные финансовые ресурсы, заявленный иск вмешательством в хозяйственную деятельность не является, требования сформулированы в соответствии с законодательством, поскольку осуществлять хозяйственную, лечебную, иную деятельность по охране здоровья населения любой субъект вправе лишь в том случае, когда это безопасно для окружающих. Представитель МУЗ «Костромская ЦРБ» Быстрицкий Ю.Ю. в судебном заседании иск не признал, полагая, что природоохранный прокурор добивается создания дополнительных устройств на выходе стоков в систему наружной канализации, только изготовление проекта таких устройств повлечет затраты в сумме, превышающей десятки тысяч рублей, за изготовлением проекта необходимо будет выстроить эти дополнительные устройства, что является еще более затратным мероприятием, МУЗ финансируется учредителем администрацией Костромского района в пределах утвержденных лимитов, фактически иск прокурора представляет собой вмешательство в хозяйственную деятельность учреждения, что недопустимо (1), представитель утверждал, что обеззараживание сточных вод перед сбросом в наружную канализацию от инфекционного отделения МУЗ «Костромская ЦРБ» осуществляется в соответствии с Инструкцией по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционной больницы ( отделений), утв. Приказом Минздрава СССР № 916 от 04.08.1983г. (выделения больных обеззараживаются в горшках, белье обеззараживается при стирке и стерилизации и т.д.), доказательств неэффективности такого обеззараживания не представлено(2), не существует нормативной правовой базы о том, что сточные воды инфекционного отделения должны обеззараживаться еще и на выходе стоков в наружную канализацию - в СанПиН этого не написано, а Методические указания нормативной силы не имеют, это рекомендательный документ (3), в МУЗ содержится строго определенный контингент больных - те, которые больны инфекциями, передаваемыми воздушно-капельным путем, эти больные высокой эпидемиологической опасности не представляют, обеззараживать стоки отделения перед сбросом в канализацию еще и на выходе из отделения нужды нет ( 4). Представитель 3 лица Управления Роспотребнадзора по КО Неганов С.Н. в судебном заседании иск прокурора полагал подлежащим удовлетворению, пояснил, что нарушение было выявлено в ходе проверки Роспотребнадзора по КО в 2008г., акт по результатам мероприятий по контролю Роспотребнадзора по КО от 08.10.2008г. представителями МУЗ «Костромская ЦРБ» был получен на руки 10.10.2008г. ( п. 5.3.1 -л.д.20), оспорен не был, природоохранным прокурором по этому поводу вносилось представление об устранении нарушений от 05.05.2010г. № 02-07 (л.д.34-36), 02.07.2010г. в ходе дополнительной проверки Роспотребнадзора по КО на основании поручения Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры было установлено, что нарушение не устранено - обеззараживание сточных вод непосредственно перед сбросом в наружную канализацию от инфекционного отделения МУЗ «Костромская ЦРБ» не осуществляется, какие-либо сооружения или устройства по проведению обеззараживания сточных вод инфекционного отделения перед сбросом в наружную канализацию предъявлены не были, при обследовании подобные устройства, установки и т.д. отсутствуют (л.д.52), кроме того, 02.07.2010г. помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора с его, Неганова С.Н., участием, а также с участием зам. гл. врача по лечебной работе К., помощника врача-эпидемиолога А. был произведен осмотр территории инфекционного отделения МУЗ, по результатам которого также был составлен акт, в нем также отмечено, что очистных сооружений не имеется, на выходе в наружную канализацию сточных вод каких-либо сооружений нет, канализация не оборудована дополнительными устройствами для очистки сточных вод, обеззараживание происходит лишь внутри отделения (л.д.54), взять пробу для исследования состава сточных вод не представляется возможным, проб сточных вод в Управление Роспотребнадзора по КО МУЗ «Костромская ЦРБ» не предоставляется, водопользователь не подтвердил эффективность и результативность проводимого обеззараживания, МУЗ вправе самостоятельно определить, каким именно способом, не запрещённым действующим законодательством, будет обеспечено предотвращение попадания недостаточно очищенных сточных вод в систему наружной канализации, проект этого способа в Роспотребнадзор по КО не представлялся. Представитель 3-его лица МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» Красильщик А.М. в судебном заседании иск прокурора полагала подлежащим отклонению, пояснила, что между МУЗ и представляемым ею предприятием заключен договор № 182 на отпуск питьевой воды и ( или) прием сточных вод и загрязняющих веществ в коммунальную канализацию, согласно данному договору именно МУП «Костромагорводоканал» осуществляет очистку сточных вод, за что МУЗ «Костромская ЦРБ» вносит соответствующую оплату (л.д.65-69), МУП «Костромагорводоканал» периодически осуществляет проверку качества сбрасываемых МУЗ в общую канализацию сточных вод, поскольку сточные воды должны быть достаточно обеззараженными, за превышение ПДК по различного рода загрязняющим веществам МУЗ вносит дополнительную оплату, проверка качества производится в первом по отношению к общей канализации канализационном колодце, доступ к которому имеется только у сотрудников МУП «Костромагорводоканал», на отбор проб приглашаются и представители МУЗ, которые вправе взять во время отбора и свою пробу и провести ее независимое исследование. Выслушав представителей участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благополучную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. Ч.1 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается юрлицами в числе прочего и посредством соблюдения санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности. Понятие сточных вод дано в п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167, согласно которому сточные воды - это воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека ( бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций). Согласно требованиям СанПиН 2.1.3.1275-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003г. № 124, сточные воды инфекционных и туберкулезных лечебных учреждений (отделений) перед сбросом в наружную канализацию должны быть обеззаражены. По Условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Костромы, утв. Постановлением Главы г. Костромы от 20.02.2008г. № 256 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», запрещается сбрасывать в системы коммунальной канализации без обеззараживания сочные воды инфекционных больниц и других учреждений, сточные воды которых содержат микроорганизмы или вирусы - возбудители инфекционных заболеваний. Гигиенические требования к организации и контролю за обеззараживанием сточных вод устанавливаются Методическими указаниями МУ 2.1.5.800-99 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов», «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999г. Согласно п.3.2 данных Указаний к наиболее опасным видом сточных вод в эпидемическом отношении относят сточные воды инфекционных больниц. В соответствии с п.3.5, п.3.6 Методических указаний «3.5. В соответствии с санитарными правилами по охране поверхностных вод от загрязнения, сточные воды, опасные в эпидемическом отношении, должны подвергаться обеззараживанию. Необходимость обеззараживания сточных вод указанных категорий обосновывается условиями их отведения и использования при согласовании с органами госсанэпиднадзора в территориях….3.6. Обеззараживание сточных вод следует организовывать на заключительном этапе их очистки, поскольку эффект существенно зависит от качества поступающего на обеззараживание стока. Основное значение имеет вид и уровень микробного загрязнения, способ дезинфекции, доза, время контакта, условия внесения дезинфектанта, степень смешения и т.п. Кроме того, в зависимости от используемого способа дезинфекции имеют значение pH, температура воды, концентрация взвешенных веществ и другие факторы». В судебном заседании довод прокурора о том, что МУЗ «Костромская ЦРБ» обеззараживание сточных вод инфекционного отделения ( боксированного, на 30 коек) и бокса с особо опасными инфекциями на заключительном этапе их очистки перед сбросом в наружную канализацию не осуществляет, дополнительных устройств на выходе стоков в систему наружной канализации не имеется ни для обеззараживания, ни для взятия проб для исследования состава сточных вод. Указанное обстоятельство подтверждается актом по результатам мероприятий по контролю Роспотребнадзора по КО от 08.10.2008г., который представителями МУЗ «Костромская ЦРБ» был получен на руки 10.10.2008г. ( п. 5.3.1 -л.д.20), оспорен не был, природоохранным прокурором по этому поводу вносилось представление об устранении нарушений от 05.05.2010г. № 02-07 (л.д.34-36), 02.07.2010г. в ходе дополнительной проверки Роспотребнадзора по КО на основании поручения Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры также было установлено, что нарушение не устранено - обеззараживание сточных вод непосредственно перед сбросом в наружную канализацию от инфекционного отделения МУЗ «Костромская ЦРБ» не осуществляется, какие-либо сооружения или устройства по проведению обеззараживания сточных вод инфекционного отделения перед сбросом в наружную канализацию предъявлены не были, при обследовании подобные устройства, установки и т.д. отсутствуют (л.д.52), кроме того, 02.07.2010г. помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора с участием сотрудника Роспотребнадзора по КО Неганова С.Н., зам. гл. врача по лечебной работе МУЗ «Костромская ЦРБ» К., помощника врача-эпидемиолога А. был произведен осмотр территории инфекционного отделения МУЗ, по результатам которого был составлен акт, в нем также отмечено, что очистных сооружений не имеется, на выходе в наружную канализацию сточных вод каких-либо сооружений нет, канализация не оборудована дополнительными устройствами для очистки сточных вод, обеззараживание происходит лишь внутри отделения (л.д.54). Таким образом, нарушение требований СанПиН 2.1.3.1275-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», Методических указаний МУ 2.1.5.800-99 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов», «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» имеет место. Указанные правовые акты имеют нормативную силу, обязательны к исполнению. В них не предусмотрена возможность освобождения инфекционного отделения от обеззараживания сточных вод на выходе в том случае, если там содержатся больные, заболевания которых передаются воздушно-капельным путем. Отсутствие финансовых средств от исполнения законодательства не освобождает. Заявленные требования отвечают закону, поскольку осуществлять хозяйственную, лечебную, иную деятельность по охране здоровья населения любой субъект вправе с соблюдением норм безопасности окружающих. МУЗ «Костромская ЦРБ» не доказала эффективность обеззараживания, которое проводится в отделении, а не на выходе сточных вод в общую канализацию, поскольку не представляется возможным взять каждодневную пробу стоков, ежедневно проверять состав сточных вод на выходе из отделения перед сбросом в наружную канализацию. Между тем, в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений. Поскольку именно МУЗ «Костромская ЦРБ» выдвинула возражение о том, что проводить обеззараживание сточных вод на заключительном этапе очистки перед выходом в общую канализацию нет нужды из-за эффективного обеззараживания в отделении, то она и должна доказать это обстоятельство. Довод прокурора заключается в том, что на выходе в общую канализацию перед сбросом сточные воды инфекционного отделения не обеззараживаются, и это противоречит нормативным правовым актам в области санитарно-эпидемиологической безопасности, этот довод прокурор доказал. Нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов могут привести к загрязнению окружающей среды, причинению вреда здоровью граждан, что повлечет за собой нарушение экологических прав граждан, установленных ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Суд полагает, что заявленный срок для устранения нарушений является достаточным и разумным. Учитывает суд значимость устранения нарушений в максимально короткий срок, поскольку нарушение связано с охраной здоровья населения. Принимает суд во внимание и то, что при возникновении затруднений с соблюдением сроков исполнения может разрешаться вопрос о предоставлении отсрочки, но в настоящее время препятствий для исполнения в срок нет. На основании изложенного иск подлежит удовлетворению. Суд считает возможным на основании ст. 333.20 НК РФ уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета до ... руб., ввиду сложности финансового положения ответчика, который специальной статьи расходов на уплату госпошлины не имеет. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования удовлетворить. Обязать МУЗ «Костромская ЦРБ» обеспечить обеззараживание сточных вод от инфекционных отделений перед сбросом в наружную канализацию в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.1275-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», Методическими указаниями МУ 2.1.5.800-99 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов», «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» в срок до 01.05.2011 года. Взыскать с МУЗ «Костромская ЦРБ» в доход бюджета городского округа город Кострома ... руб. - госпошлину. Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через Свердловский суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья: Дедюева М.В.