о назначении досрочной пенсии по старости



Дело № 2-2068/10

Решение

Именем Российской Федерации

28 июля 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Дедюевой М.В., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спасовой О.Ю. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о зачете в специальный стаж периодов и о назначении досрочной пенсии по старости,

Установил:

Спасова О.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области.

Просила обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, в календарном исчислении периоды с 17.10.1983 г. по 02.01.1985 г., с 26.01.1998г. по 07.02.1998г., с 04.11.2002г. по 29.11.2002г., с 06.04.2007г. по 11.05.2007г., назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 11 марта 2010 года.

Иск обоснован тем, что в первый период она работала в должности медицинской сестры в детской спортивной школе, занималась лечебной деятельностью, три других периода представляют из себя курсы повышения квалификации, также подлежат зачету в спецстаж, при включении спорных периодов в спецстаж в календарном исчислении его для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с даты 11.03.2010г. будет достаточно.

В судебном заседании истица требования поддержала, дополнительно пояснила, что на курсы повышения ее направлял работодатель, сохраняя за ней рабочее место, средний заработок, прохождение повышения квалификации для медицинских сестер обязательно, обязательно и наличие медсестры в спортшколе из-за повышенного риска травматизма, уплаченную при обращении в суд госпошлину взыскивать с ответчика не желала.

Представитель УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Кузнецов К.С. иск не признал по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии УПФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальный учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В спорный период с 17.10.1983 г. по 02.01.1985 г. истица принята на должность медсестры в Детскую спортивную школу № ... ГОРОНО ... 17.10.1983г. по приказу № ... от 17.10.1983г., уволена 02.11.1985г. по приказу № ... от 29.12.1984г., среди учреждений здравоохранения Детская спортивная школа не предусмотрена с Списках № ..., № ..., Номенклатуре № ... от 03.11.1999г., что и послужило основанием для невключения спорного периода в спецстаж пенсионным органом.

В спорный период действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет - Приложение к Постановлению СМ СССР от 17.12.1959г. № 1397. Его раздел 2 посвящен врачам и другим медицинским работникам. Указано, что право на льготную пенсию имеют все медицинские сестры, независимо от наименования должности, среди учреждений раздела 2 детская спортивная школа не указана, при этом имеется указание на детские учреждения и учебные заведения, перечисленные в разделе 1 Перечня, который посвящен учителям и другим работникам просвещения. В разделе 1 указаны детские школы различных наименований, включая начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования, средние музыкальные и художественные школы и т.д., детской спортшколы не указано. То есть, при буквальном прочтении Перечня медсестра детской музыкальной или детской художественной школы вправе претендовать на льготную пенсию, медсестра детской спортшколы - не вправе. Суд предполагает, что детская спортивная школа в Перечне не указана из-за того, что такие школы создавались в более позднее время, нежели 1959 год, следуя смыслу закона, из-за повышенного риска травматизма медсестра в детской спортивной школе необходима, обеспечена занятостью, должна иметь право на льготную пенсию, наравне с медсестрой детской музыкальной и художественной школы. Истицей в материалы дела представлена должностные обязанности медицинской сестры детской спортивной школы, из них следует, что истица занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Кроме того, в спорный период действовало Инструктивное письмо от 30 июня 1986г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в п.4.1 которого предусмотрена возможность при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет суммировать время работы на должностях, предусмотренных разделами 1 и 2 указанного выше Перечня. Таким образом, если истица намерена получать пенсию, как работник здравоохранения, то вправе присовокупить к спецстажу время работы в учреждениях просвещения.

Суд полагает, что спорный период с 17.10.1983 г. по 02.01.1985г. подлежит включению в спецстаж истицы в календарном исчислении.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Курсы повышения квалификации медицинских работников непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Без своевременного прохождения подобных курсов медицинский работник может быть лишен права осуществлять лечебную деятельность. Это свидетельствует о том, что прохождение медицинскими работниками учебы по повышению квалификации входит в их должностные обязанности. Данный вывод подтверждается Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 года № 409, согласно подпункту «е» пункта 4 которого повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, является обязательным лицензионным требованием и существенным условием труда.

На подобные курсы работники направляются работодателем, и за время нахождения на курсах за ними сохраняется заработная плата и рабочее место.

Следовательно, в период нахождения работника на курсах повышения квалификации производятся и соответствующие отчисления в Пенсионный фонд.

Согласно п.1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения времени нахождения работника на курсах повышения квалификации и в специальный стаж, таким образом, оснований для исключения времени нахождения на курсах повышения квалификации у ответчика не имелось.

С учетом зачтенных ответчиком в специальный стаж 29 лет 1 месяца 7 дней и подлежащих зачету в специальный стаж вышеуказанных периодов в календарном исчислении, стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, у истицы составлял на день рассмотрения вопроса о реализации ее пенсионных прав 11.03.2010г. более 30 лет, то есть истица имела право на досрочную трудовую пенсию по старости.

При таких обстоятельствах требования истицы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области включить Спасовой О.Ю. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, в календарном исчислении периоды с 17.10.1983 г. по 02.01.1985 г., с 26.01.1998г. по 07.02.1998г., с 04.11.2002г. по 29.11.2002г., с 06.04.2007г. по 11.05.2007г., назначить и выплачивать Спасовой О.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с 11 марта 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд г. Костромы в течение 10 дней.

Судья: Дедюева М.В.