о восастановлении в числе участников программы по обеспечению жильем



Дело № 2-1936/10РешениеИменем Российской Федерации

22 июля 2010г. Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Дедюевой М.В., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снычевой О.Б. к администрации г. Костромы о признании решения жилищной комиссии об исключении из числа участников подпрограммы незаконным и восстановлении семьи в числе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы,

Установил:

Снычева О.Б. обратилась в суд с иском к администрации г. Костромы о признании решения жилищной комиссии об исключении из числа участников подпрограммы незаконным и восстановлении семьи в числе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Иск обоснован тем, что истица с 26.03.2004г. состоит в зарегистрированном браке со Снычевым А.Н., от брака имеются двое детей сын Никита и дочь Анастасия, оба ребенка Дата обезличена г.р., 07.04.2008г. семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», т.к. занимает однокомнатную квартиру ..., 08.04.2008г. семья признана участницей указанной подпрограммы, в апреле 2010г. из телефонного разговора с сотрудником Комитета ЖКХ истице стало известно о том, что семья из списков участников подпрограммы исключена, 04.05.2010г. она направила в Комитет ЖКХ письмо о предоставлении документов, из письма Комитета ЖКХ от 13.05.2010г. ей стало известно о том, что решением городской жилищной комиссии от 11.01.2010г. семья из числа участников подпрограммы исключена, т.к. она 27.12.2009г. достигла возраста 36 лет, истица считает эти действия незаконными, т.к. на момент принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году ее возраст 35 лет не превышал, право на получение социальной выплаты не было реализовано по независящим от нее причинам.

В судебном заседании истица и ее представитель Воробьева Н.А. иск поддержали, полагали, что городская жилищная комиссия не вправе исключать молодую семью из числа участников подпрограммы, такое право есть лишь у органа исполнительной власти субъекта РФ, до принятия такого решения семья должна находиться в списках участников до подхода очереди на реализацию права на социальную выплату независимо от достижения истицей 36-ти летнего возраста, возможно, к тому времени в законодательство будут внесены изменения, и предельный возраст для получения субсидии будет отменен, социальную субсидию будут получать все, кто стал участником подпрограммы, находясь в возрасте 35 лет, включая истицу.

Представитель администрации г. Костромы Хомина С.Н. в судебном заседании иск не признала, указала, что орган исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не принимал, решение в отношении семьи истицы принималось лишь жилищной комиссией города, а это орган муниципального уровня, и речь в решении шла не о списке претендентов, а о списке участников, поскольку истица, еще, будучи только участником подпрограммы, достигла возраста 36 лет, а претендентами могут стать лишь лица, не достигшие 36 летнего возврата, то истицу с семьей обоснованно исключили из списка участников, права на участие в подпрограмме у нее нет.

Представитель привлеченного к делу соответчиком Комитета ЖКХ Бондарев Ю.С. в судебном заседании иск не признал, считал, что поскольку жилищная комиссия города осуществляет постановку в очередь на участие в подпрограмме, то она и вправе исключить лиц из этой очереди при наличии должных к тому оснований, и специального указания на такое право в нормативных правовых актах, посвященных подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», не требуется, претендовать на участие в подпрограмме могут лишь лица, не достигшие 36 лет, истица этого возраста достигла, соответственно, в список претендентов включена быть не может, соответственно, она не может находиться и в списке участников - лиц, которые в порядке очереди ожидают включения в список претендентов, об исключении истица была проинформирована письмом, по независящим от Комитета причинам письмо получено не было, истица узнала об исключении с опозданием, но на ее правах это не отражается, т.к. право на участие в подпрограмме она утратила с достижением предельного возраста.

Дело судом рассмотрено в отсутствие 3 лица Снычева А.Н. по его просьбе.

Представитель 3 лица Комитета по делам молодежи КО Синяева Г.И. в судебном заседании иск полагала не подлежащим удовлетворению, считала, что истица не уясняет разницы между участником подпрограммы и претендентом, между органом муниципальным и органом исполнительной власти субъекта, истица и ее семья стали лишь участниками подпрограммы, т.к. на день постановки в очередь участников семья отвечала предъявляемым законодательством требованиям, список участников учетный, составляется он не на определенный год администрацией города, сейчас в нем состоит около ... семей, в сентябре каждого года Комитет по делам молодежи КО готовит сводный список участников по области, он подкреплен средствами муниципальных бюджетов и областного бюджета, в него в 2009г. было включено лишь ... семей, этот список направляется на федеральный уровень в Москву на рассмотрение, возвратился этот список из Москвы в 2009г. содержащим лишь ... семьи, таким стало участие федерального бюджета в финансировании, этот список и является списком претендентов, он утверждается Губернатором, если на день утверждения списка претендентов Губернатором лицу не исполнилось 36 лет, а это произошло после, то претендент субсидию получит, в ситуации со Снычевой О.Б. 36 исполнилось еще до формирования сводного списка, Комитет не вправе направлять в Москву списки, в которых состоят претенденты с возрастом 36 лет, такие лица должны исключаться еще из списка семей-участников, Правительство РФ в соответствии со своей компетенцией, определив первоначально в разделе 3 подпрограммы и в Правилах условие о возрасте 30 лет, своим Постановлением от 29.12.2007г. № 979 расширило возможность участия в этой подпрограмме, увеличив возраст до 35 лет, перспективы развития законодательства о возрасте участников могут быть различны, но отбор происходит лишь в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав участников процесса и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. а п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 ( ред. от 27.01.2009г.), «Участницей подпрограммы может быть молодая семья…., соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов ….на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет…».

В силу ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.

08.04.2008г. Снычева О.Б. изъявила желание включить свою семью в составе себя. супруга и двоих детей в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, подав об этом заявление на имя главы города Костромы (л.д.25). На эту дату семья уже состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в данной подпрограмме с 07.04.2008г. (л.д.27).

С даты подачи заявления на участие в подпрограмме Снычева О.Б. с семьей стали участниками подпрограммы (л.д.15).

При разрешении дела имеет спор о праве Снычевой О.Б. претендовать на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Снычева О.Б. полагает, что такое право у нее есть, т.к. на момент принятия в очередь для участия в подпрограмме она предельного возраста не достигла, ей было лишь 35 полных лет.

Суд считает, что соответствие по возрасту на момент принятия в очередь для участия в подпрограмме права на участие в ней при достижении возраста 36 лет не дает, такое право согласно законодательству имеют лица, которым не исполнилось 36 лет не на момент постановки в очередь для участия в подпрограмме, а на момент принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, такого решения в отношении Снычевой О.Б. не принималось.

27.12.2009г. Снычевой О.Б. исполнилось 36 лет, и орган исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году принять не вправе, т.к. Снычева О.Б. не отвечает предъявляемым законодательством требованиям.

Таким образом, права на участие в подпрограмме у Снычевой О.Б. и ее семьи не имеется.

Довод истицы и ее представителя о возможных изменениях в законодательстве по поводу возраста в основу решения положен быть не может. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к указанным выше Правилам, устанавливающего иное понятие молодой семьи и даты, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте, не имеется. Дело следует разрешать, руководствуясь действующим законодательством, органы местного самоуправления, в частности, городская жилищная комиссия, также принимают решения в соответствии с действующим законодательством.

Ссылка истицы на то, что подпрограмма реализуется медленно, в чем нет ее вины, судом не принимается, права истицы на участие в подпрограмме и по достижении возраста 36 лет не создает. При постановке в очередь участников подпрограммы истица была информирована о том, что количество участников рассчитано на 150 семей и срок реализации программы ограничен 2010 годом, что уже на 10.04.2008г. в Комитете ЖКХ администрации г. Костромы зарегистрировано ... заявление от молодых семей л.д.15).

При разрешении дела спорным вопросом является и правомерность действий по исключению Снычевой О.Б. и ее семьи из числа участников подпрограммы.

Такое исключение имело место 11.01.2010г., произведено городской жилищной комиссией (л.д.24).

Суд находит убедительным довод представителя Комитета ЖКХ Бондарева Ю.С. о том, что поскольку жилищная комиссия города осуществляет постановку в очередь на участие в подпрограмме, то она и вправе исключить лиц из этой очереди при наличии должных к тому оснований, и специального указания на такое право в нормативных правовых актах, посвященных подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», не требуется, городская жилищная комиссия осуществляет постоянный контроль за очередью.

Письмом от 15.01.2010г. об исключении из списка участников подпрограммы истице было сообщено по почте (л.д.23), неполучение истицей письма на ее правах не отразилось ( поскольку право на участие в подпрограмме утрачено).

На запрос истицы о представлении документов (л.д.16), требуемые документы были высланы письмом от 13.05.2010г. (л.д.17-18).

Довод истицы и ее представителя о том, что исключать должен орган исполнительной власти субъекта России и такое исключение должно иметь место уже из списка претендентов, на законодательстве не основан, не отвечает он и соображениям разумности, по которым в список претендентов не должны включаться лица, которые заведомо не отвечают требованиям на участие в подпрограмме.

Таким образом, иск следует оставить без удовлетворения.

Поскольку в иске отказано, то и уплаченная истицей при обращении в суд госпошлина взысканию в пользу истицы с ответчиков не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Снычевой Ольги Борисовны к администрации г. Костромы о признании решения жилищной комиссии об исключении из числа участников подпрограммы незаконным и восстановлении семьи в числе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через Свердловский суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: Дедюева М.В.