о предоставлении благоустроенного жилого помещения.



                                                                                                                    Дело № 2-2413/10РешениеИменем Российской Федерации

11 октября 2010г. Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Дедюевой М.В., с участием адвоката Шульга С.С., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кустовой Ю.А. к администрации г. Костромы о предоставлении благоустроенного жилого помещения,       

Установил:

Кустова Ю.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Костромы о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Просила обязать администрацию г. Костромы предоставить ей благоустроенное жилое помещение по установленной норме предоставления на условиях договора социального найма.

           Иск обоснован тем, что истица является нанимателем жилого помещения, которое не пригодно для проживания, полагает, что ей должно быть ответчиком предоставлено жилье, отвечающее всем санитарным и техническим нормам во внеочередном порядке, однако до настоящего времени этого не сделано.

11.10.2010г. истица требования уточнила. Просила обязать администрацию г. Костромы предоставить ей благоустроенное жилое помещение в г. Костроме общей площадью не менее занимаемого 22,1 кв.м. на условиях договора социального найма.

В судебном заседании истица и ее представитель адвокат Шульга С.С. уточненные исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям, истица пояснила, что проживает одна, ее взрослый сын с ней не проживает и не зарегистрирован по данному адресу, членом ее семьи никогда не являлся, она регистрировала его по данному адресу лишь по месту пребывания, но такая регистрация закончилась в 2008г., где сын живет, ей не известно, он проживает в Костроме с женщиной, они оба злоупотребляют спиртным, отношений с ним она не поддерживает, разрешать вопрос о предоставлении жилья сыну не нужно, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий она не состоит, ее пенсия составляет около <данные изъяты> руб., малоимущей она признана не будет, но объективно из-за состояния дома она является нуждающейся в улучшении жилья, недвижимости в собственности у нее нет, сначала она приватизировала занимаемую квартиру, затем вновь возвратила ее в собственность администрации города, сейчас с ней заключен договор соцнайма.

Представитель администрации г. Костромы Котин А.Ю. исковые требования не признал, пояснил, что право истицы требовать предоставления благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, находящегося в черте г. Костромы обусловлено совокупностью условий о непригодности ее жилья для проживания и состояния на учете нуждающихся, на учете истица не состоит, и по размеру пенсии не может быть поставлена на такой учет, как малоимущая, представитель отметил и то, что свободные жилые помещения для предоставления отсутствуют.

Выслушав истицу, адвоката Шульга С.С., представителя администрации города, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

По п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Кустова Ю.А. проживает в муниципальном жилом помещении по адресу <адрес> зарегистрирована в нем по месту жительства.

Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 22,1 кв.м.

Приведенная норма ч. 2 ст. 57 ЖК РФ говорит о признании жилых помещений непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции в установленном порядке.

В настоящее время такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. В соответствии с данным Положением признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки, о несоответствии помещения требования, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Ранее действовало Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 552, до этого - Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года.

Актом и заключением Межведомственной комиссии от 14 августа 2009 года за № 21 <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В акте обследования указано, что процент износа дома составляет 70%, стены бревенчатые, снаружи обшиты тесом, под металлической и шиферной кровлей, оборудован печным отоплением, баллонным газоснабжением, дворовым туалетом ( в неудовлетворительном состоянии), водоразборная колонка 50-60 метров от дома, техническое состояние строительных конструкций дома, бревенчатых стен характеризуется потерей несущей способности и находится в аварийном состоянии, чердачное и междуэтажное перекрытия и крыша находятся в недопустимом состоянии, проведение капитального ремонта нецелесообразно, до отселения жителей для безопасности проживания необходимы страховочные мероприятия.

Признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для постоянного проживания, невозможность приведения его в пригодное для проживания состояние путем капитального ремонта или реконструкции дает истице право требовать от администрации г. Костромы предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пп. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ независимо от того, что истица на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, и поставлена на такой учет быть не может по размеру ее пенсии <данные изъяты> руб. и пороговому значению дохода для признания граждан малоимущими <данные изъяты> руб. (утвержден постановлением администрации г. Костромы № 440 от 15.03.2010г.). Суд полагает, что норма ч. 1 ст. 57 ЖК РФ об обязательности состояния на учете на предусмотренную ч.2 ст. 57 ЖК РФ ситуацию не распространяется.

При этом внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не изменение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Поэтому истица вправе требовать предоставления во внеочередном порядке жилья, равнозначного по ныне занимаемой площади.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).

В качестве правового обоснования иска суд применяет приведенную норму ст. 57 ЖК РФ, при этом считает необходимым отметить, что нормы ст. 87, ст. 89 ЖК РФ, которые также предусматривают предоставление жилого помещения по договору социального найма, являются различными по содержанию, в рассматриваемом споре именно истица обратилась с иском к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения, а не администрация г. Костромы производит выселение истицы из занимаемого ими жилого помещения, если бы такие действия ответчиком проводились и между сторонами возник бы спор по поводу выселения в соответствии со ст. 85 ЖК РФ, то при разрешении спора в судебном порядке в решении суда должно было быть указано конкретное жилое помещение, в данном же случае в соответствии со ст. 57 ЖК РФ суд только возлагает на ответчика обязанность предоставить истице соответствующее определенным требованиям жилое помещение без указания конкретного такого жилого помещения.

Отсутствие свободного жилья для предоставления основанием для отказа в иске являться не может.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Кустовой Ю.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, в размерах по общей площади не менее занимаемого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения суда в Костромской областной суд с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья                                                                                   Дедюева М.В.