о предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-2373/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2010 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой С.Б.

при секретаре Муравьевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Костромы в интересах Бернацкого Артура Николаевича и Бернацкого Валентина Николаевича к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г.Костромы, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Костромы в интересах Бернацкого А.Н., ... г.рождения мотивируя тем, что в прокуратуру г.Костромы поступило заявление Бернацкого А.Н. о нарушении администрацией г.Костромы его права на предоставление жилого помещения как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что решением Ленинского районного суда г.Костромы от Дата обезличена года его родители были лишены родительских прав, постановлением администрации г.Костромы от Дата обезличена года № 401 Бернацкий А.Н. был направлен в детское государственное учреждение для детей сирот, при этом, администрация г.Костромы взяла на себя обязательство по предоставлению Бернацкову А.Н. жилого помещения по окончании срока его пребывания в детском учреждении либо по достижении совершеннолетия. С ... г. Бернацкий А.Н. находился в ... школе-интернате, с .... по ... года обучался в .... Бернацкий А.Н. жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с Дата обезличена года, до настоящего времени его право, предусмотренное законом на предоставление жилого помещения не реализовано, в связи чем, прокурор просит суд обязать администрацию городского округа г.Костромы обеспечить Бернацкого А.Н. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Прокурор г.Костромы также обратился в суд с аналогичным иском и по тем же основаниям к администрации городского округа г. Костромы в интересах Бернацкого В.Н., ... г.рождения - родного брата Бернацкого А.Н., в иске прокурор также просил суд обязать администрацию городского округа г.Костромы обеспечить Бернацкого В.Н. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, основания заявленного иска аналогичны, указанным в исковом заявлении в интересах Бернацкого А.Н.

Определением Свердловского районного суда г.Костромы от 09 июля 2010 года дела по искам прокурора г.Костромы объединены в одно производство.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Комитет ЖКХ администрации г.Костромы, администрация Костромской области.

В судебном заседании прокурор Широкова И.Н., истцы Бернацкие А.Н. и В.Н. заявленные требования по указанным выше основаниям поддержали.

Представитель ответчика администрации г. Костромы Сорокин М.В. иск не признал, пояснил, что Бернацкие А.Н. и В.Н. состоят на очереди на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данному основанию жилое помещение может быть предоставлено, при этом при предоставлении жилья по данному основанию требования должны быть предъявлены к администрации Костромской области, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи. В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, считает, что заявленные исковые требования прокурора города Костромы к Администрации города Костромы не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации Костромской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Комитета ЖКХ администрации г.Костромы ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, иск не признал, по основаниям, изложенным администрацией г.Костромы, также указанными в отзыве на иск л.д.68-70).

Выслушав стороны, исследовав предоставленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО « О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма, Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области».

В соответствии со ст.3 п.2 Закона КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области".

В силу ст.6 Закона КО 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.

Судом установлено следующее:

Бернацкие А.Н. и В.Н., Дата обезличена года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими доказательствами.

Решением Ленинского районного суда г.Костромы от Дата обезличена года родители истцов были лишены родительских прав, Бернацкие А.Н. и В.Н. переданы органам опеки и попечительства л.д.6-7).

Постановлением администрации г.Костромы от ... года № 401 Бернацкие А.Н. и В.Н. были направлены в детское государственное учреждение для детей сирот, при этом, администрация г.Костромы взяла на себя обязательство по предоставлению Бернацкову А.Н. жилого помещения по окончании срока его пребывания в детском учреждении либо по достижении совершеннолетия (л.д.18).

С ... г. Бернацкий А.Н. и Бернацкий В.Н. находились в ... школе-интернате, с Дата обезличена г. по Дата обезличена года обучались в ....

Бернацкие А.Н. и В.Н. не имеют какого либо закрепленного за ними жилого помещения, Дата обезличена года им предоставлено по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу ... ..., площадью 19 кв.м. ( комната в общежитии коридорного типа) до подхода очередности на получение жилья, соответствующего требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Бернацкий А.И. и Бернацкий В.Н. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в список очередности воспитанников детских домов Дата обезличена л.д.19), жилое помещение при направлении в детский дом за ним не было закреплено, поскольку при отобрании их у родителей, последние не имели собственного жилья, что подтверждается текстом Постановления администрации г.Костромы от Дата обезличена года Номер обезличен и поквартирными карточками на домовладение по ... где проживали их родители.

По сообщению УФРС по Костромской области, на запрос суда, Бернацкие А.Н. и В.Н. не имеют в собственности жилых помещений на территории Костромской области.

Таким образом, истцы имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Суд полагает, что орган местного самоуправления в лице муниципального образования по городскому округу г. Костроме в лице администрации г. Костромы является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, в связи с этим, доводы представителя ответчика администрации г.Костромы и представителя третьего лица Комитета ЖКХ в обоснование непризнания исковых требований судом приняты быть не могут по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Поскольку местом жительства истцов при приобретении ими статуса сирот, оставшихся без попечения родителей являлся город Кострома, они состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилья в г.Костроме, то жилое помещение должно им быть предоставлено в черте г.Костромы.

Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования в силу прямого указания закона, по норме ч.3 ст. 57 ЖК РФ, которая указывает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом КО от 6.07.09 года № 490-4-ЗКО учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения КО через Комитеты СЗН, опеки и попечительства.

Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области.

Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории.

Однако данное положение противоречит требованиям п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ, в связи с чем, истцы должны быть обеспечены жильем органом исполнительной власти по месту жительства.

Обязательство органа местного самоуправления на предоставление жилья истцам возникло в момент издания соответствующего постановления от Дата обезличена и не было исполнено, на момент, указанный в данном акте - достижение совершеннолетия - Дата обезличена г.

По указанным основаниям, изменения редакции п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в части того, что жилые помещения предоставляются на основании решения администрации Костромской области и изменение порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4 ЗКО, не должны влиять на право истцов на обеспечение их жилым помещением в порядке установленном нормами федерального законодательства ч. 3 ст. 57 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Костромы в лице Администрации г.Костромы, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцу решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению, с учетом п. 5 ст. 57 ЖК РФ на муниципальное образование городского округа г.Костромы подлежит возложению обязанность предоставить Бернацкому А.Н. и Бернацкому В.Н. по договору социального найма жилые помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения.

При этом, суд не считает возможным указывать в решении суда обязанность предоставить жилые помещения вне очереди, поскольку это прямо предусмотрено законом.

Ссылка представителя ответчика и третьего лица Комитета ЖКХ администрации г.Костромы на определение Конституционного Суда РФ 250-О-П от 22.04.2010 года не может быть принята судом, поскольку Конституционным Судом РФ была рассмотрена жалоба конкретного муниципального образования - администрации городского округа г.Волгореченка по конкретному делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Указанное право прокурора предусмотрено также и ст. 10 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования прокурора г.Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городского округа г.Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Бернацкому Артуру Николаевичу по договору социального найма жилое помещение, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Обязать муниципальное образование городского округа г.Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Бернацкому Валентину Николаевичу по договору социального найма жилое помещение, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья