Дело № 2-3179/2010 Решение Именем Российской Федерации 20 октября 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Лукьяновой С.Б., при секретаре Муравьевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Костромского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Костромской области о возложении обязанности устранения нарушений в области пожарной безопасности, Установил: Военный прокурор Костромского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области о возложении обязанности устранения нарушений в области пожарной безопасности. Просил обязать ответчика устранить имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности, а именно понудить военный комиссариат Костромской обл. оборудовать здание отдела <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес> автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовать окна помещений здания распашными металлическими решетками, провести замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, а также привести в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности электропроводку в помещениях 2-го отделения, в срок до 01 ноября 2010 года. Требования обоснованы тем, что в указанном учреждении не в полной мере соблюдаются требования пожарной безопасности, имеются нарушения, которые нуждаются в устранении, что установлено в результате проверки, а именно: в здании отдела <данные изъяты> по <адрес> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, что противоречит требованиям п.3 п.16 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», п.п.7.1 табл.1 НПБ 110-03 «Перечень зданий сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», табл. 4.5 НПБ 104-03 « Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», требованиям ФЗ «О пожарной безопасности», на окнах помещений установлены глухие решетки, которые препятствуют проведении эвакуационных мероприятий в случае возникновения пожара, что противоречит требованиям п.40 ППБ 01-03 «ППБ в РФ», не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, что не соответствует требованиям ППБ 01-03 п.57 «ППБ в РФ», электропроводка в помещениях 2-го отдела здания выполнена с нарушением существующих правил устройства и эксплуатации электропроводки, что не соответствует требованиям п.3,57 ППБ 01-03 «ППБ в РФ». Непринятие мер по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности и дальнейшая эксплуатация здания ответчиком, при наличии указанных нарушений, может повлечь за собой трагические последствия, в т.в. связанные с гибелью людей на пожаре, в т.ч. призывников на военную службу в период проведения призывных кампаний, в связи с чем, прокурор и обратился в суд с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ. Определением Свердловского районного суда г.Костромы от 27.09. 2010 года по делу в порядке досудебной подготовки, в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное КЭЧ «Костромская КЭЧ» МО РФ. Представитель истца - военного прокурора Костромского гарнизона Шостка С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, полагал, что срок устранения нарушений должен быть обозначен до 01.11.10 года включительно с учетом финансирования ответчика со стороны Федерального государственного КЭЧ Костромская КЭЧ МО РФ, не возражал, если срок будет установлен на усмотрение суда с учетом сроков рассмотрения дела и вступления в силу решения суда. Представитель ответчика Военного комиссариата КО Полянцева О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что вздании <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес> действительно имеют место указанные нарушения правил пожарной безопасности, указанные прокурором, однако Военный комиссариат КО, являясь бюджетным учреждением, осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии с классификацией, утвержденной приказом МО РФ № 200 дсп от 30.04.2008 года, в соответствии с которым статья расходов на обеспечение пожарной безопасности отнесена к расходам, выделяемым Военному комиссариату через Федеральное государственное КЭУ «Костромская КЭЧ» МО РФ в целевом порядке. Представитель соответчика Федерального государственного КЭУ «Костромская КЭЧ МО РФ» Горбанев А.В. исковые требования прокурора поддержал, суду пояснил, что действительно у Военного комиссариата Костромской области отсутствуют финансовые средства для оборудования здания отдела <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовать окна помещений здания распашными металлическими решетками, провести замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, а также привести в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности электропроводку в помещениях 2-го отделения. Представитель третьего лица УГПН ГУ МЧС России по Костромской обл. о дне слушания дела извещен, своего представителя в судебное заседание не направил. Выслушав стороны, изучив материала дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В силу п.16 Правил в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относятся нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные приказами МЧС России от 20.06.2003 N 323 и от 18.06.2003 N 315, СНиП 2.01.02-85. НПБ 110-03 утверждены Перечни зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, которые представлены в обязательных приложениях (Таблицы). Согласно п.9 таблицы 1 Норм Пожарной безопасности (НПБ 110-03) здания общественного и административно-бытового обеспечения подлежат обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п. 1.1 и п. 1.2 НПБ 104-03 настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях). Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами, к которому здание отдела <данные изъяты> относится. Согласно п.40 ППБ 01-03 «ППБ в РФ» в административных зданиях запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке; Согласно п.57 ППБ 01-03 «ППБ в РФ» проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Согласно п.3,57 ППБ 01-03 «ППБ в РФ» проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Судом установлено, что в административном здании отдела <данные изъяты>, расположенном по адресу <адрес>, не имеется автоматической пожарной сигнализацией и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на окнах помещений установлены глухие решетки, которые препятствуют проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения пожара, не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, электропроводка в помещениях 2-го отдела здания выполнена с нарушением существующих правил устройства и эксплуатации электропроводки. Данный факт подтверждается актом проверки организации и состояния противопожарной защиты от 08.04.2009 г. (л.д.35-43), сообщением от 21.09.2010 года ГПН ГУ МЧС по Костромской области о результатах проверки выполнения требований пожарной безопасности по состоянию на 20.09.2010 года (л.д.6) и не оспаривается представителем Военного комиссариата КО. Данный факт свидетельствует о нарушении Военным комиссариатом КО требований в области пожарной безопасности, указанных выше, поэтому исковые требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению. Исковые требования в части оборудования здания отдела <данные изъяты> распашными металлическими решетками следует удовлетворить с учетом требований приказа МО РФ № 010 от 20.10.05 года «Об утверждении инструкции по режиму секретности в ВС РФ», согласно которого режимные кабинеты должны иметь заделанные в стены металлические решетки, т.е. оборудованию распашными решетками подлежат кабинеты, не имеющие статуса режимных. Вместе с тем представитель ответчика Военного комиссариата КО полагает, что ответственность за выявленные нарушения должно нести Федеральное государственное КЭУ «Костромская КЭЧ» МО РФ, как распорядитель финансовых средств. Данный довод является ошибочным и судом не принимается в силу следующего. Согласно части 1 статьи 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Как установлено судом, Военный комиссариат Костромской области является субъектом указанной ответственности, поскольку является самостоятельным юридическим лицом (бюджетным учреждением), имущество, в котором выявлены нарушения правил пожарной безопасности, закреплено за ВК КО на праве оперативного управления, на основании п.2 Указа Президента РФ от 1.09.07 года № 1132, как за территориальным органом МО РФ в субъекте РФ. В силу ст. 161, 162 Бюджетного кодекса РФ Военный комиссариат самостоятельно осуществляет операции по расходованию выделяемых ему бюджетных средств Федеральным государственным КЭУ «Костромская КЭЧ» МО РФ. Таким образом, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на ВК КО, именно указанный ответчик является надлежащим ответчиком по делу. Ссылка ответчика Военного комиссариата КО на невозможность соблюдения указанных норм пожарной безопасности ввиду отсутствия достаточных финансовых средств судом не принимается, посколькувоенным прокурором в настоящем судебном заседании не заявляется исковых требований к Федеральному государственному КЭУ «Костромская КЭЧ» МО РФ об обязании финансирования мероприятий в области пожарной безопасности. Вопрос финансирования указанных работ подлежит разрешению между Военным комиссариатом КО и Федеральным государственным КЭУ «Костромская КЭЧ» МО РФ в порядке исполнения настоящего решения суда. Заявленный срок, в течение которого следует устранить нарушения, указанный в исковом заявлении 01.11. 2010 года на момент вступления решения суда в законную силу истекает, поэтому с учетом порядка вступления в силу судебного решения, срок его исполнения должен быть установлен до 01.12.2010 года. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона РФ «О прокуратуре» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований. Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Военного прокурора Костромского гарнизона удовлетворить. Обязать Военный комиссариат Костромской области в срок до 01 декабря 2010года включительно, устранить нарушения в области пожарной безопасности: оборудовать здание отдела <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовать окна помещений здания (за исключением режимных помещений) распашными металлическими решетками, провести замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силовой и осветительной сети и контура заземления, привести электропроводку в помещениях 2-го отделения здания в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через Свердловский районный суд г.Костромы в течение 10 дней. Судья -