Дело № 2-2336/10 Решение Именем Российской Федерации 10 сентября 2010 г. Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Щербовой Т.Н., при секретаре Мокеевой З.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Галины Леонидовны к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Установил: Согласно протокола № 1455 от 13.05.2010г. заседания Комиссии УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, и решению об отказе в установлении пенсии № 3108 от этого же числа медицинскому работнику Куликовой Галине Леонидовне в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, с 21.04.2010г., отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. В соответствии с протоколом специальный стаж Куликовой Г.Л. составляет 14 лет 04 месяца 13 дней ь, в специальный стаж не включены следующие периоды : - в должности заведующей Лодыгинским ФАП Макарьевской ЦРБ с 01.04.1978 года по 28.02.1981 года, - в должности заведующей здравпунктом ПАТП 2 МУЗ «Первая городская больница » с 14.04.1981 года по 06.01. 1986 года, с 10.01.1986 года по 06.02.1992 года, с 21.02.1993 года по 11.07.1993 года, - курсы повышения квалификации - с 26.01.1998года по 28.02.1998 года, с 01.03.1998 года по 02.03.1998 года, с 30.11.2003 года по 31.12.2003 года, 05.02.2008 года по 12.02.2008 года, с 17.03.2008 года по 24.03.2008 года, с 07.04.2008 года по 15.04.2008 года, с 12.05.2008 года по 19.05.2008 года, с 04.06.2008 года по 05.06.2008 года, - отпуск по уходу за ребенком свыше 1.5 лет с 07.02.1992 года по 05.10.1992 года. Куликова Г.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о включении указанных периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом указала, что период работы в должности Лодыгинским ФАП Макарьевской ЦРБ с 01.04.1978 года по 28.02.1981 года должен быть включен в ее специальный стаж в льготном исчислении как работа в сельской местности 1 год работы за 1 год 3 месяца. В судебном заседании Куликова Г.Л. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, обосновывая требования тем, что спорные периоды не включены в специальный стаж либо включены в него лишь в календарном исчислении неосновательно, при включении в заявленном исчислении специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости будет достаточно. На курсы повышения квалификации она направлялась работодателем, не проходить повышение квалификации нельзя, это входило в ее должностные обязанности, она это делала не по собственному желанию, а по направлению работодателя, на что издавался соответствующий приказ, когда она повышала квалификацию, за ней сохранялось рабочее место и средний заработок. Работая в должности заведующей Лодыгинским ФАП она выполняла работу фельдшера, это была ее основная работа, заведование было лишь дополнительной нагрузкой, фактически ее должность должна была иметь наименование заведующая ФАП, фельдшер. Кроме того, поскольку она работала в сельской местности, то этот период должен быть включен в ее стаж в льготном исчислении. Работая заведующей здравпунктом ПАТП -2 МУЗ «Первая городская больница» она также выполняла обязанности фельдшера, почему ее должность называлась просто заведующей здравпунктом, ей не известно, очевидно это не доработка отдела кадров МУЗ «Первая городская больница», где она принималась на работу. Указала, что при включении указанных периодов в ее специальный стаж, у нее специальный стаж будет достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии с момента ее обращения в ГУ УПФ РФ г.Костромы и Костромскому району 21.04.2010 года. Представитель УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области Макарова Н.А., в судебном заседании не присутствует, имеется телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствии. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3 лица МУЗ «Первая городская больница», Магомедова В.А., исковые требования Куликовой Г.Л. поддержала в полном объеме, указала, что Куликова Г.Л. всегда выполняла работу, связанную с лечебной деятельностью. Работая в должности заведующей здравпунктом ПАТП-2, она выполняла работу фельдшера, указанный здравпункт был структурным подразделением МУЗ «Первая городская больница». На должность заведующей здравпунктом назначались лица со средним медицинским образованием по специальности фельдшер или медицинская сестра. Истица имеет среднее специальное медицинское образование по специальности «фельдшер». Работая на здравпункте, в её должностные обязанности входило: оказание доврачебной помощи при травмах, отравлениях, направление пострадавших в поликлинику, разработка мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма, проведение профилактических прививок, санитарно-просветительная работа и др. Согласно Положению о фельдшерском здравпункте фельдшерский здравпункт - это структурное подразделение учреждения здравоохранения или предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, предназначенное для оказания первой медицинской помощи трудящимся или учащимся учебных заведении. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.10.1982 года № 999 были утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, которые устанавливали при численности работников от 1501-2000 человек- 1 ставку заведующий здравпунктом - фельдшер или медицинская сестра. Истица закончила медицинское училище по специальности «фельдшер», поэтому должность ее должна была называться : заведующая здравпунктом - фельдшер. В указанном здравпункте была всего одна должность заведующей, но фактически это была должность фельдшера- заведующей здравпунктом. Фактически, работая заведующей здравпунктом, истица выполняла обязанности фельдшера (должность эта относится к числу среднего медицинского персонала). Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 81 закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Согласно ст. 83 указанного закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации. С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон « О трудовых пенсиях в РФ», согласно ст.31 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Согласно п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах….. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. При определении права на досрочную пенсия истице до 1.11.1999 года применяется утверждённый Постановлением СМ РСФСР № 464 от 6.09.1991 г. Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию по выслуге лет. В указанных Списках профессий и должностей работников были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, а именно указано наименование - «медицинская сестра, фельдшер». Судом установлено, что на момент обращения в УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району (21.04.2010 года) с заявлением о назначении пенсии Куликова Г.Л. имела страховой стаж 32 года 6 дней, специальный стаж 14 лет 4 месяца 13 дней, при этом в ее стаж ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району не включило следующие периоды работы. - в должности заведующей Лодыгинским ФАП Макарьевской ЦРБ с 01.04.1978 года по 28.02.1981 года, - в должности заведующей здравпунктом ПАТП-2 « МУЗ «Первая городская больница » с 14.04.1981 года по 06.01. 1986 года, с 10.01.1986 года по 06.02.1992 года, с 21.02.1993 года по 11.07.1993 года, - курсы повышения квалификации - с 26.01.1998 года по 28.02.1998 года, с 01.03.1998 года по 02.03.1998 года, с 30.11.2003 года по 31.12.2003 года, 05.02.2008 года по 12.02.2008 года, с 17.03.2008 года по 24.03.2008 года, с 07.04.2008 года по 15.04.2008 года, с 12.05.2008 года по 19.05.2008 года, с 04.06.2008 года по 05.06.2008 года. - отпуск по уходу за ребенком свыше 1.5 лет с 07.02.1992 года по 05.10.1992 года. Их не включение в специальный стаж, не соответствует закону по следующим основаниям. Факт работы истицы в указанные периоды подтверждается трудовой книжкой истицы и протоколом комиссии УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району. В соответствии со ст. 27 и 28 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня. Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, установлен исчерпывающий перечень иных периодов, которые наряду с работой, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, это периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды работы истицы - в должности заведующей здравпунктом ПАТП- 2 « МУЗ «Первая городская больница » с 14.04.1981 года по 06.01. 1986 года, с 10.01.1986 года по 06.02.1992 года, с 21.02.1993 года по 11.07.1993 года также подлежат включению в спецстаж. Приказом № 67 от 13.04.1981 года истица была принята на должность заведующей здравпунктом ПАТП-2 и работала там до 01.10.1995 года, до перевода участковой медицинской сестрой в ПВ № 6. Указанное подтверждено как трудовой книжкой истицы, так и документами представленными ГУ УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району, имеющимися в ее пенсионном деле. Согласно пояснениям представителя 3 лица - В.А. Магомедовой. , здравпункт ПАТП -2, входит в структуру МУЗ «Первая городской больница». Согласно приказа Министерства здравоохранения СССР от11.10.1982 года № 999 были утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, которые устанавливали при численности работников от 1501-2000 человек- 1 ставку заведующий здравпунктом - фельдшер или медицинская сестра. Здравпункт возглавляется фельдшером или медицинской сестрой с законченным медицинским образованием, в должностные обязанности истицы входило: оказание доврачебной помощи при травмах, отравлениях, направление пострадавших в поликлинику, разработка мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма, проведение профилактических прививок, санитарно-просветительная работа и др. Истица имеет законченное среднее специальное образование по специальности «фельдшер». Истица закончила медицинское училище по специальности «фельдшер», поэтому должность ее должна была называться : заведующая здравпунктом-фельдшер. Указанные периоды должны быть включены в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, так как фактически, работая заведующей здравпунктом, истица выполняла обязанности фельдшера (должность относится к числу среднего мед. персонала), здравпункт является структурным подразделением МУЗ «Первая городская больница», а в соответствии с Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 г. № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности. Что касается периодов работы истицы в должности заведующей Лодыгинским ФАП Макарьевской ЦРБ с 01.04.1978 года по 28.02.1981 года, то несмотря на то, что в Списке № 781 предусмотрено, что заведующий должен именоваться акушеркой, фельдшером или медицинской сестрой, у суда не вызывает сомнений, что истица занималась лечебной и профилактической деятельностью и выполняла обязанности фельдшера: оказывала экстренную медицинскую помощь в самом пункте и на дому населению близ расположенных деревень, при необходимости направляла больных в ЦРБ для лечения. В ее должностные обязанности входило : оказание доврачебной помощи при травмах, отравлениях, направление пострадавших в поликлинику, разработка мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма, проведение профилактических прививок, санитарно - просветительская работа и др. В своей деятельности подчинялась непосредственно руководству Макарьевской районной больницы Костромской области. На работу принималась именно этим медицинским учреждением и состояла в его штате. Работала одна, несмотря на то, что вместе с ней должна была работать медицинская сестра. Фельдшерско-акушерский пункт был специально оборудован как лечебное учреждение для оказания первой экстренной медицинской помощи. Кроме того, поскольку Лодыгинский ФАП находится в сельской местности, а в соответствии с Постановлением Совета Министров от 06 сентября 1991 года № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности, а врачам и среднему медицинскому персоналу, работающему в сельской местности или в поселке городского типа один год работы засчитывается за 1 год 3 месяца, то указанный период работы истицы должен быть зачтен в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1год работы за 1 год и 3 месяца. Не зачтен в специальный стаж истицы период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет. С этим выводом согласиться нельзя. Ранее действующее законодательство не позволяло исчислять периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в ином порядке по сравнению с порядком исчисления трудового стажа работы, во время которой был предоставлен такой отпуск. Такой вывод суда основан на анализе ст. 167 КЗоТ РСФСР, постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 22.01.1981г. № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», постановления ЦК КПСС, СМ СССР И ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982г. № 7/10-30, в соответствии с которыми исчисление стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно было производиться в таком же порядке, как и работа, в период которой предоставлен такой отпуск. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, изменения, вносимые в пенсионное законодательство, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывал гражданин до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). Законодательство, действовавшее до 6 октября 1992 года, предусматривало включение времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в общий, специальный стаж и стаж работы по специальности, в том числе для назначения пенсии на льготных условиях. В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР ( в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971г.), кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Указание на иное исчисление стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в законодательстве отсутствовало. Напротив, Разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС о порядке предоставления указанных отпусков, утвержденные Постановлениями от 22.01.1981г. № 256 и от 29.11.1989г. № 375/24-11, ориентировали на то, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены такие отпуска. Поэтому исковые требования о включении спорных периодов отпуска по уходу за ребенком до достижения полутора лет в специальный трудовой стаж в льготном исчислении следует удовлетворить. При этом суд исходит из того, что действовавшее до 06.10.1992г. законодательство не разделяло отпуска на оплачиваемые и не оплачиваемые, из чего можно сделать вывод, что речь шла обо всех отпусках по уходу за ребенком. Поэтому исковые требования о включении спорного периода отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет с 07.02.1992 года по 05.10.1992 в специальный трудовой стаж в календарном исчислении следует удовлетворить. Согласно Приказа МЗ РФ № 186 от 5 июня 1998 года, средний медицинский персонал обязан к повышению квалификации не реже одного раза в 5 лет, это является лицензионным требованием и для медицинского учреждения, где протекает работа указанного медперсонала, согласно Постановления Правительства РФ № 499 от 4 июля 2002 года, следовательно, повышение квалификации входит в должностные обязанности медицинских работников. Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ. Приказами по медицинскому учреждению подтверждено, что на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, за ней сохранялось рабочее место. Из лицевых счетов усматривается, что во время прохождения курсов за истицей сохранялся средний заработок. Также из приказов усматривается, что обучение истица проходила по своей профессии, углубляла и расширяла имеющиеся знания, совершенствовала профессиональные навыки. Нормативно - правовыми актами в области здравоохранения предусмотрено обязательное периодическое обучение медицинских работников на курсах повышения квалификации для подтверждения сертификата. На основании изложенного суд считает, что в специальный трудовой стаж спорные периоды обучения на курсах повышения квалификации с 26.01.1998 года по 28.02.1998 года, с 01.03.1998 года по 02.03.1998 года, с 30.11.2003 года по 31.12.2003 года, 05.02.2008 года по 12.02.2008 года, с 17.03.2008 года по 24.03.2008 года, с 07.04.2008 года по 15.04.2008 года, с 12.05.2008 года по 19.05.2008 года, с 04.06.2008 года по 05.06.2008 года следует включить в календарном исчислении. При включении в специальный стаж истицы спорных периодов в заявленном истицей исчислении ее специальный стаж на момент обращения (21.04.2010 г.) в ГУ УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области составит 30 лет 03 месяца (14 лет 4 месяца 13 дней засчитанный ответчиком + ( 11 лет 02 месяца 11 дней + 3 года 8 месяцев 26 дней +7 месяцев 29 дней+ 3 месяца 11 дней) ), что более необходимых 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поэтому ответчика следует обязать назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 21.04.2010 года. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Куликовой Галины Леонидовны удовлетворить. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области включить в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости Куликовой Галине Леонидовне периоды ее работы : - в должности заведующей Лодыгинским ФАП Макарьевской ЦРБ с 01.04.1978 года по 28.02.1981 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, - в должности заведующей здравпунктом ПАТП-2 « МУЗ «Первая городская больница » с 14.04.1981 года по 06.01. 1986 года, с 10.01.1986 года по 06.02.1992 года, с 21.02.1993 года по 11.07.1993 года в календарном исчислении, - курсы повышения квалификации - с 26.01.1998 года по 28.02.1998 года, с 01.03.1998 года по 02.03.1998 года, с 30.11.2003 года по 31.12.2003 года, 05.02.2008 года по 12.02.2008 года, с 17.03.2008 года по 24.03.2008 года, с 07.04.2008 года по 15.04.2008 года, с 12.05.2008 года по 19.05.2008 года, с 04.06.2008 года по 05.06.2008 года в календарном исчислении, - отпуск по уходу за ребенком свыше 1.5 лет с 07.02.1992 года по 05.10.1992 года в календарном исчислении. Назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 21.04.2010 года Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд г. Костромы в течение 10 дней. Судья: Щербова Т.Н.