Дело № 2-3153/10 Решение Именем Российской Федерации 28 сентября 2010 г. Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Щербовой Т.Н., при секретаре Каретниковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарина Сергея Николаевича к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Установил: Согласно протокола № 3204 от 13.09.2010г. заседания Комиссии УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, и решению об отказе в установлении пенсии № 6203 от этого же числа медицинскому работнику Самарину Сергею Николаевичу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, с 06.09.2010 года, отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. В соответствии с протоколом специальный стаж Самарина С.Н. составляет 27 лет 15 дней, в специальный стаж включены в календарном исчислении следующие периоды его работы : - период прохождения интернатуры с 01.08.1988г. по 30.06.1989г., - период работы в должности врача травматолога-ортопеда в травмпункте Первой городской больнице г. Костромы с 01.07.1989г. по 31.07.1993г., которые по его мнению должны быть включены в его специальный стаж в льготном исчислении, - периоды обучения на курсах повышения квалификации: с 05.01.1994г. по 03.02.1994г., с 14.10.1996г. по 11.11.1996г., 01.02.1999г. по 18.02.1999г., с 01.03.1999г. по 06.03.1999г., с 13.02.2006г. по 14.03.2006г., не включены в его специальный стаж вообще, которые также должны быть включены, по его мнению, в его специальный стаж в льготном исчислении из расчета как 1 год работы за 1 год 6 месяцев в льготном исчислении. Самарин С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району о включении указанных периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истец не присутствует, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Куликовой Е.Н. Куликова Е.Н.. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, обосновывая требования тем, что спорные периоды не включены в специальный стаж либо включены в него лишь в календарном исчислении неосновательно, при включении в заявленном исчислении специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости будет достаточно. Указала, что после окончания обучения в Ярославском государственном медицинском институте он был принят на должность врача интерна для прохождения интернатуры в хирургическом отделении в Костромской 2-ой городской больнице. В соответствии с положением об одногодичной специализации (интернатуре), утвержденным Приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 года №44 (далее - Положение), одногодичная специализация является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Согласно п. 7 ст.б ФЗ от 22.08.1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» интернатура является одной из обязательных форм послевузовской профессиональной подготовки, без завершения которой невозможно занимать определенные должности в лечебно-профилактических учреждениях. Заработная плата врачам-интернам в течении всего периода времени прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений, в которых проходят интернатуру, (п. 9 Положения). Заработная плата истцу выплачивалась Костромской 2-ой городской больницей. В период работы в должности врача-интерна он участвовал в плановых и внеплановых операциях. Его работа не отличалась от работы врача-хирурга. Период работы должности врача травматолога-ортопеда в травмпункте Первой Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 установлено, что врачам-хирургам всех наименований отделений хирургического профиля стационаров исчислять сроки выслуги как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев. Врач травматолог-ортопед является оперирующим врачом, а травматологический пункт, это первичное звено хирургического профиля, куда попадает пациент с травмой по экстренным показаниям перед госпитализацией. Полагает, что курсы повышения квалификации должны быть засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет. В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичная норма содержалась и в ранее действующем КЗоТ РСФСР. В соответствии с Приказами по медицинскому учреждению истец направлялся работодателем на курсы повышения квалификации, за нимсохранялось рабочее место, с сохранением заработной платы. Обучение осуществлялось по занимаемой должности. Стажировка осуществлялась по травматологии и ортопедия. Кроме того, поскольку данный период подлежит зачету в стаж в льготном исчислении, то и курсы повышения квалификации подлежат зачету стаж в льготном исчислении. При зачете в специальный стаж Самарина С.Н. указанных периодов его работы его специальный стаж будет достаточным для назначения пенсии на момент его обращения в ГУ УПФ РФ 06.09.2010 года. Представитель УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области Кузнецов К.С. исковые требования не признал по доводам, изложенным в протоколе Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области № 3204 от 13 сентября 2010 года. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно п/п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. При установлении специального трудового стажа принимаются периоды работы в соответствующих учреждениях и в соответствующих должностях, предусмотренные Списком должностей и учреждений, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449). В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 года в рамках Закона РФ от 20.11.1990 года, причем продолжительность стажа на указанную дату значения не имеет.) При оценке периодов стажа на соответствующих видах работ к периодам работы до 01.11.1999 года могут быть применены Списки профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии и Правила исчисления специального стажа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Соответствующие Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы. Одновременно со Списком № 781 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж как 1 год и 6 месяцев. Согласно п.1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, как год и шесть месяцев, льготный порядок исчисления трудового стажа применяется к работе оперирующих врачей специалистов всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров. Согласно п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 правом на льготное исчисление специального стажа пользуются врачи -хирурги всех наименований отделений (палат) хирургического профиля. В ходе судебного разбирательства установлено, что Самарин С. Н.. , в 1988 году окончил полный курс Ярославского медицинского института по специальности «лечебное дело», в период с 01.08.1988 года по 30.06.1989 года проходил годичную интернатуру по хирургии во 2 городской больнице г.Кострома, будучи зачисленным на штатную должность врача-интерна по хирургии, принимал участие в хирургических вмешательствах. В соответствии с Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР № 14 от 20.01.1982 года, выпускник медицинского института на основании приказа о направлении для прохождения годичной интернатуры зачисляется в учреждение здравоохранения в качестве врача-интерна по соответствующей специальности, на него оформляется трудовая книжка (пункт 8); заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа (пункт 9); врачи-интерны подчиняются руководству учреждения здравоохранения, осуществляют функции врача, обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе, на них полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников, в отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункт 16). На основании приведенных норм период работы истца врачом-интерном как период работы по должности врача-хирурга в хирургическом отделении подлежит включению в стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев такой работы. В таком же порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, подлежит исчислению и спорный период его работы в должности врача травматолога -ортопеда по оказанию экстренной помощи в травматологическом пункте Первой городской больницы с 01.07.1988 года по 31.07.1993 года. Как следует из протокола заседания Комиссии по реализации прав на пенсионное обеспечение указанный период нельзя зачесть в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку наименование структурного подразделения «травматологический пункт» не предусмотрено п.2 «Перечня структурных подразделений…», утвержденного постановлением Правительства РФ № 781, «Списком …», утвержденным Постановлением Российской Федерации от 06.09.1991 года № 464 и перечнем хирургических отделений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1997 года № 3777. Однако с таким выводам согласиться нельзя. В соответствии с п.1 приложения №2 к приказу Министерства здравоохранения СССР В соответствии с пунктом 1 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 16.04.1986 г. «об организации круглосуточной экстренной травматологической помощи населению», предусмотрено, что круглосуточная экстренная травматологическая помощь населению организуется в больницах городов с населением не менее 200 (а в областных, краевых, республиканских центрах - не менее 100) тыс. человек, имеющих в своем составе отделение травматологии-ортопедии. В исключительных случаях, впредь до организации в стационаре соответствующих отделений травматологии- ортопедии, эта помощь может быть организована в поликлиниках. В его обязанности врача травматолога-ортопеда в период работы в травматологическом пункте входило, в том числе оказание экстренной травматологической помощи при обращении пострадавших и своевременная их госпитализация при наличии показаний. Кроме того, в этот период он, как врач, участвовал в проведении операций. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 установлено, что врачам - хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров исчислять сроки выслуги как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев. Врач травматолог-ортопед является оперирующим врачом, а травматологический пункт, в свою очередь, это первичное звено хирургического профиля лечебно-профилактического учреждения, куда попадает пациент с травмой по экстренным показаниям перед госпитализацией в отделение. Кроме того, в материалах дела имеется справка выданная МУЗ «Первая городская больница» без даты и номера, из которых следует, что в оспариваемый период работы истец принимал участие в операциях как врач-хирург. Справка выдана на сновании операционных журналов за указанный период работы, лицевых счетов, книги приказов. Требования истца о включении в его специальный стаж времени нахождения на курсах повышения квалификации в льготном порядке наравне с периодами работы также подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичная норма содержалась в ст.112 КЗОТ РФ, действовавшей до 01.02.2002 года. Периодическое повышение квалификации медицинских работников, юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, не реже 1 раза в 5 лет, согласно пп. «е»п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 года № 409, является лицензионным требованием для таких учреждений и существенным условием труда. Таким образом, повышение квалификации труда входит в должностные обязанности медицинских работников, оформляется приказами работодателя с сохранением средней заработной платы, в том числе надбавок за работу в особых условиях. Следовательно, в период нахождения работника на курсах повышения квалификации производятся соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, времени нахождения работника на курсах повышения квалификации, стажировках и семинарах. На курсы повышения квалификации истец направлялся соответствующими приказами руководителя МУЗ «Первая городская больница города Костромы» с должностей, работа в которых подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной работой, обучение производилось по специальности, что подтверждается представленными суду документами о повышении квалификации, в силу закона время повышения квалификации учитывается как время исполнения трудовых обязанностей, таким образом, оно также включается в специальный стаж. При этом время повышения квалификации подлежит включению в стаж в таком же порядке, как и работа по должности, в период нахождения в которой осуществлялось обучение. Во все спорные периоды истец направлялся на курсы повышения квалификации, семинары, стажировку с должности хирурга, работа в которой подлежит включению в стаж в льготном исчислении, поэтому периоды обучения должны исчисляться подобным образом, то есть в льготном исчислении. Доводы ответчика об обратном являются ошибочными. На основании изложенного суд считает, что в специальный трудовой стаж спорные периоды обучения на курсах повышения квалификации с 05.01.1994 г. по 03.02.1994 г., с 14.10.1996 г. по 11.11.1996 г., 01.02.199 г. по 18.02.1999 г., с 01.03.1999 г. по 06.03.1999 г., с 13.02.2006 г. по 14.03.2006 г. следует включить в льготном исчислении. При включении в специальный стаж всех спорных периодов в заявленном истцом исчислении его специальный стаж на момент обращения (06.09.2010 года) в ГУ УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области составит 30 лет 05 дней, что более необходимых 30 лет и о свидетельствует о наличии у него права на досрочную трудовую пенсию по старости. В соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, т.е пенсия истцу должна быть назначена с 06.09.2010 года. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Самарина Сергея Николаевича к ГУ УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области удовлетворить. Обязать ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому р-ну Костромской области включить в специальный стаж Самарина Сергея Николаевича, дающий ему право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев такой работы : - период его работы в должности врача-интерна по хирургии с 01.08.1988 года по 30.06.1989 года во Второй городской больнице г.Кострома, - период его работы в должности врача травматолога - ортопеда с 01.07.1989 года по 31.07.1993 года в травматологическом пункте МУЗ «Первая городская больница» г.Кострома, - периоды обучения на курсах повышения квалификации с 05.01.1994 г. по 03.02.1994 г., с 14.10.1996 г. по 11.11.1996 г., 01.02.199 г. по 18.02.1999 г., с 01.03.1999 г. по 06.03.1999 г., с 13.02.2006 г. по 14.03.2006 г. Обязать ГУ УПФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области назначить Самарину Сергею Николаевичу досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 06.09.2010 года. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд г. Костромы в течение 10 дней с момента его оглашения.
городской больнице г. Костромы с 01.07.1989г. по 31.07.1993г. был зачтен в специальный стаж в календарном исчислении. Полагает, что указанный период времени должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в соответствии с п.1 Приложения №2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 16.04.1986г. предусмотрено, что круглосуточная экстренная травматологическая помощь населению организуется в больницах городов с населением не менее 200 тыс. человек, имеющих в своем составе отделение травматологии-ортопедии. В обязанности врача травматолога- ортопеда входило, в том числе оказание экстренной травматологической помощи при обращении пострадавших и своевременная их госпитализация при наличии показаний. Кроме того, в этот период работы Самарин С.Н., как врач, участвовал в проведении операций.