Дело № 2-2369/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 21 октября 2010 года. г. Кострома. Свердловский районный суд города Костромы в составе: председательствующего судьи Ворониной М.В., с участием прокурора Митрофанова Д.А., представителя истца Колоколкина Н.А., представителя Департамента финансов Костромской области Романова В.И., при секретаре Наместниковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Костромы в интересах Колоколкиной Л.И. к Департаменту здравоохранения Костромской области, ГУЗ «Областной онкологический диспансер» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств за приобретенные лекарственные средства, Установил: Прокурор города Костромы обратился в суд с заявлением в интересах Колоколкиной Лидии Ивановны о признании действий Департамента здравоохранения Костромской области, ГУЗ «Областной онкологический диспансер» незаконными, указав, что Прокуратурой города Костромы проведена проверка по обращению Колоколкина Николая Анатольевича в интересах Колоколкиной Л.И. о нарушении федерального законодательства в деятельности Департамента здравоохранения Костромской области, Государственного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер».Проверкой установлено, что Колоколкина Л.И., проживающая по адресу: <адрес> страдает онкологическим заболеванием.В период с ноября 2009 года по март 2010 года Колоколкиной Л.И. проведено амбулаторное лечение путем курса химиотерапии препаратом «Кселода» в объеме 8 курсов (упаковок).Закупка лекарственных средств производилась Колоколкиной Л.И. за счет собственных средств. Было приобретено 6 упаковок препарата Кселода на сумму <данные изъяты>Письмом № 380 от 30.06.2010 года Главный врач ГУЗ «Областной онкологический диспансер» сообщает о том, что выписка рецептов на получение Колоколкиной Л.И. препарата «Кселода» бесплатно не производилась в связи с отказом Колоколкиной Л.И. от обеспечения лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета в пользу денежных выплат.По изложенным основаниям ей было отказано в выписке рецепта в процессе лечения.При обращении в Департамент здравоохранения Костромской области с просьбой о решении вопроса о возврате затраченных на закупку препарата «Кселода» средств Колоколкиной Л.И. были получены письма департамента от 14.03.2010 года № 1237, от 14.04.2010 года № 808 о том, что ей не полагается бесплатного обеспечения лекарственными средствами в связи с тем, что в 2010 году она выбрала получение социальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в виде денежных выплат.При этом согласно Перечню органов государственной власти Костромской области, осуществляющих администрирование доходов местных бюджетов, утвержденному Законом Костромской области от 16.12.2009 № 552-4-ЗКО «Об областном бюджете на 2010 год», Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет администрирование доходов бюджета.Таким образом, в действиях Департамента здравоохранения Костромской области, ГУЗ «Областной онкологический диспансер» допущены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ22.07.1993 № 5487-1, Постановления Правительства Российской Федерации от30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской В судебном заседании прокурор поддержал исковые заявленные требования по основаниям, приведенным в заявлении. Просил суд признать действия ГУЗ «Областной онкологический диспансер», выраженные в отказе в предоставлении рецепта на бесплатное получение Колоколкиной Л.И. препарата «Кселода» в период амбулаторного лечения, незаконными; признать действия Департамента здравоохранения Костромской области, выраженные в непринятии мер по возмещению Колоколкиной Л.И. затрат на приобретение препарата «Кселода» в количестве 6 упаковок, незаконными; взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Колоколкиной Л.И. затраты на приобретение препарата «Кселода» в количестве 6 упаковок, в размере <данные изъяты> Представитель Колоколкиной Л.И. - Колоколкин Н.А., действующий по доверенности, требования прокурора поддержал. Ответчик - Департамент здравоохранения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, просили суд рассмотреть дело без участия представителя, в своем отзыве указали, что в соответствии с положениями статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Колоколкина Л.И., являясь инвалидом, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.В настоящее время Колоколкина Л.И. получает лекарственные средства на основании Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи ».В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.Постановлением администрации Костромской области от 31.12.2009г. № 456-а «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год» утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецепта врачей бесплатно (Приложение №5). В соответствии с положениями Приложения выше указанного постановления население, указанное в данном Приложении обеспечивается лекарственными средствами, за исключением граждан, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.Аналогичная норма изложена и в постановлении администрации Костромой области от 15.01.2010 г. №2-а «Об организации обеспечения отдельных категорий граждан Костромской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно».Также в Приложении №5 указаны перечни заболеваний, по которым предоставляется лекарственное обеспечение: ревматические болезни, инфаркт миокарда, диабет, бронхиальная астма, неврология.Таким образом, Колоколкина, являясь инвалидом получателем государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг согласно 178-ФЗ от 17.07.1995 г., имея онкологическое заболевание, не имеет прав на лекарственное обеспечение за счет бюджета Костромской области.Полномочия субъекта Российской Федерации, в том числе по лекарственному обеспечению должны быть определены именно федеральными законами, a не постановлением правительства РФ.Данное обоснование подтверждается положениями пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», согласно которому, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 г. №184-ФЗ, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. Однако, прокуратурой не указаны Федеральные законы РФ, которыми установлены полномочия субъектов РФ по своевременному обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (часть 3 пункта 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890) согласно Перечням определенного постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 (пункт 3). Таким образом, требования прокуратуры, основанные на положениях постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890, являются не законными. Просили отказать прокуратуре города Кострома в удовлетворении заявленных требований к департаменту здравоохранения Костромской области в полном объеме. Ответчик - ГУЗ «Областной онкологический диспансер» в судебное заседание своего представителя не направили, просили суд рассмотреть дело без участия представителя, в предыдущих судебных заседаниях представитель разделял позицию представителя Департамент здравоохранения Костромской области, суду пояснял, что Колоколкина Л.И. имеет группу инвалидности, пользуется федеральными льготами, но на момент приобретения лекарственных средств она отказалась от льгот в пользу денежных выплат, поэтому ей не могли выписать рецепты на бесплатное получение лекарств. Администрация Костромской области в судебное заседание своего представителя не направила, просили суд рассмотреть дело без участия представителя, в отзыве указали, что при рассмотрении заявления, в суде было установлено, что Колоколкина Л.И. пользуется льготами в виде набора социальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».Колоколкина Л.И. получала бесплатно лекарственные средства в числе набора социальных услуг (НСУ), на основании статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ.В соответствии со ст. 6.2 Закона 178-ФЗ гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Закона и к которым относится Колоколкина Л.И.,предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), осуществляемая в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.Дополнительное лекарственное обеспечение осуществляется по рецептам врача (фельдшера) при амбулаторном лечении в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665 (статья 6.2 п. 2 Закона № 178-ФЗ), без ограничения стоимости лекарственных средств.Статьей 6.3 Закона № 178-ФЗ установлено право граждан, имеющих право на получение социальных услуг, отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление об отказе от получения набора социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.Колоколкина Л.И. воспользовалась данным правом и отказалась от социальных услуг, получив взамен денежную выплату. В случае отказа гражданина от предоставления НСУ полностью или частично: назначенный размер единовременной денежной выплаты (ЕДВ) увеличивается на сумму стоимости всего НСУ или его части;в течение всего года приостанавливается право на получение государственной социальной помощи в виде НСУ или его части и не может быть предоставлено за счет иных источников финансирования субъектов Российской Федерации или муниципального образования;гражданин, подавший заявление об отказе от НСУ (части НСУ), предупреждается о его личной ответственности за возможные социальные последствия (Разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2005 №4677-ВС).После отказа от обеспечения необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) при амбулаторном лечении, Колоколкина Л.И. была вынуждена для лечения онкологического заболевания приобрести 6 упаковок препарата «Кселода» общей стоимостью <данные изъяты> Единовременной денежной выплаты, полученной взамен от отказа от набора социальных услуг, предоставляющихся в соответствии со ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ оказалось недостаточно для оплаты препарата «Кселода».По мнению Истца, в данном случае, оплатить расходы Колоколкиной Л.И. по приобретению препарата «Кселода», обязан департамент здравоохранения Костромской области на основании пункта 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» за счет средств областного бюджета. Однако обосновывать данным правовым актом оплату расходов Колоколкиной Л.И. на приобретение препарата «Кселода» неправомерно, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 84, п.1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходных обязательств субъекта РФ (в данном случае -Костромской области) в связи с принятием постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 не возникает. Кроме того, Администрацией Костромской области 31 декабря 2009 года принято постановление № 456-а «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год». Данным постановлением утвержден «Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно», где препарат «Кселода» и другие лекарственные средства для лечения онкологических заболеваний не предусмотрены.Таким образом, оплата расходов Колоколкиной Л.И. по приобретению препарата «Кселода» под действие постановления администрации Костромской области от 31.12.2009 № 456-а «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год» не подпадает.Кроме того, Колоколкина Л.И. имеет льготу на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Законом № 178-ФЗ за счет средств федерального бюджета. При таких обстоятельствах она не имеет права получать аналогичную льготу за счет средств областного бюджета. Просили суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. Представитель департамента финансов Костромской области разделил позицию Департамента здравоохранения Костромской области. Представитель Управления пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромской области в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, в предыдущем судебном заседании пояснил, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему. Как видно из материалов дела Колоколкина Л.И. страдает онкологическим заболеванием, что подтверждается выпиской из ее амбулаторной карты ( л.д.20).В период с ноября 2009 года по апрель 2010 года Колоколкиной Л.И. проведено 8 курсов химиотерапии препаратом «Капецитабин» (Кселода), что подтверждается справкой главного врача ГУЗ «Областной Онкологический диспансер» ( л.д.23).Закупка лекарственных средств производилась Колоколкиной Л.И. за счет собственных средств. Было приобретено 6 упаковок препарата Кселода на общую сумму <данные изъяты> л.д.17-19). 2.02.2010 года Колоколкина Л.И. обратилась к директору Департамента здравоохранения Костромской области с заявлением, в котором просила решить вопрос о возмещении ей потраченных на лечение денежных средств ( л.д.21). Письмом от 15.03.2010 года Департамент здравоохранения Костромской области отказал в возмещении стоимости приобретенных лекарств, сославшись на то, что ей не полагается бесплатного обеспечения лекарственными средствами в связи с тем, что в 2010 году она выбрала получение социальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в виде денежных выплат. Кроме того, указали, что бесплатный отпуск лекарственных средств на территории Костромской области в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 15.01.2010 г. № 2-а «Об организации обеспечения отдельных категорий граждан Костромской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно» не осуществляется гражданами, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. ( л.д.12). В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76Конституции РФ). Статьей 20 ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" предусмотрено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, включая меры социального характера. Согласно перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с последующими изменениями), предусмотрена такая категория граждан как лица, страдающие онкологическими заболеваниями, к которым и относиться Колоколкина Л.И., которым все лекарственные средства отпускаются при амбулаторном лечении бесплатно. При этом данным Постановлением не предусмотрено изъятие для граждан, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Доводы ответчиков о том, что Колоколкина Л.И. является инвалидом, а для инвалидов меры социальной поддержки установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не могут быть приняты. Как следует из преамбулы, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной помощи. Поскольку названный Закон не регулирует правоотношения в области охраны здоровья граждан, он не подлежит применению к спорному правоотношению. А потому суд считает, что Колоколкина Л.И. независимо от того, что она являясь инвалидом отказалась от набора социальных услуг в пользу ежемесячных денежных выплат, имела право на получение лекарственных средств бесплатно. Суд не принимает и доводы представителей Департамента здравоохранения Костромской области, Администрации Костромской области о том, что Администрацией Костромской области 31 декабря 2009 года принято постановление № 456-а «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год», в соответствии с которым утвержден «Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно», и в данном перечне исключены из всех групп населения граждане, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, поскольку вступившим в законную силу решением Костромского областного суда от 19 августа 2010 года приложение № 5 к Программе «Перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно», в части слов «за исключением граждан, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета..» признано противоречащим федеральному законодательству. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Поскольку приложение № 5 к Программе в той мере, в какой оно не предоставляет бесплатное лекарственное обеспечение гражданам, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета..» было предметом судебной проверки, то при рассмотрении настоящего спора в силу статьи 61 ГПК РФ данные обстоятельства имеют преюдициальное значение. Кроме того, не могут быть приняты и доводы о том, что Постановление Правительства № 890 от 30 июля 1994 года противоречит федеральному законодательству, поэтому не должно применяться, поскольку на день рассмотрения заявления данные обстоятельства ничем не подтверждены, решения Верховного суда РФ о признании Постановления полностью либо в части недействительным не представлено. Таким образом, все представленные доводы в опровержение позиции прокурора не основаны на установленных по делу обстоятельствах и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При таких обстоятельствах суд считает, что ГУЗ «Областной Онкологический диспансер» необоснованно отказал Колоколкиной Л.И., страдающей онкологическим заболеванием, в выписке рецептов на бесплатное получение лекарственных средств и в свою очередь Департамент здравоохранения Костромской области, который в силу Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденном Постановлением губернатора Костромской области № 546 от 27 декабря 2007 года является исполнительным органом власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области, также необоснованно отказал возместить затраченные ею денежные средства на приобретение лекарств, в связи с чем их действия следует признать незаконными. А поскольку необходимые препараты были самостоятельно приобретены Колоколкиной Л.И., то затраченные ею денежные средства в сумме <данные изъяты> в силу статьи 15 ГК РФ являющиеся для нее убытками, должны быть ей возмещены за счет средств областного бюджета, так как в силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. При этом согласно Перечню органов государственной власти Костромской области, осуществляющих администрирование доходов местных бюджетов, утвержденному Законом Костромской области от 16.12.2009 № 552-4-ЗКО «Об областном бюджете на 2010 год» и в соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденном Постановлением губернатора Костромской области № 546 от 27 декабря 2007 года, Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет администрирование доходов областного бюджета, а потому именно Департамент здравоохранения Костромской области обязан возместить Колоколкиной Л.И. убытки. Учитывая, что ГУЗ «Областной онкологический диспансер» и Департамента здравоохранения Костромской области являются учреждениями, финансируемыми из бюджета, суд в соответствии со ст. 333.20 НК РФ считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей каждому. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Признать действия ГУЗ «Областной онкологический диспансер» по отказу в предоставлении рецепта на бесплатное получение Колоколкиной Л.И. препарата «Кселода» в период амбулаторного лечения, незаконными. Признать действия Департамента здравоохранения Костромской области по отказу в возмещении Колоколкиной Л.И. затрат на приобретение препарата «Кселода» в количестве 6 упаковок, незаконными. Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Колоколкиной Л.И. затраты на приобретение препарата «Кселода» в количестве 6 упаковок в размере <данные изъяты> Взыскать с ГУЗ «Областной онкологический диспансер» и Департамента здравоохранения Костромской области госпошлину в доход бюджета города Костромы по <данные изъяты> рублей с каждого. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: М.В.Воронина
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в соответствии с которым при амбулаторном лечении лиц, страдающих онкологическими заболеваниями лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Просит признать действия ГУЗ «Областной онкологический диспансер», выраженные в отказе в предоставлении рецепта на бесплатное получение Колоколкиной Л.И. препарата «Кселода» в период амбулаторного лечения, незаконными; признать действия Департамента здравоохранения Костромской области, выраженные в отказе от возмещения Колоколкиной Л.И. затрат на приобретение препарата «Кселода» в количестве 6 упаковок, незаконными; обязать Департамент здравоохранения Костромской области возместить Колоколкиной Л.И. затраты на приобретение препарата «Кселода» в количестве 6 упаковок, в размере <данные изъяты>