решениепо иску о включении периодов в специальный трудовой стаж, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью



                                                              

                                                                                                                                          Дело № 2 - 2250

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 06» октября 2010 г.

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Щербовой Т.Н.

при секретаре Мокеевой З.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мишеневой Любови Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме о включении периодов в специальный трудовой стаж, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью,

установил :

Мишенева Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району, в котором просит включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья,

-период отпуска по беременности и родам с 25.02.1978 года по 13.06.1978 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с14.06.1978 года по 18.01.1979 года в льготном исчислении,

- период работы в должности медицинской сестры ясли-сада № 56 ПМК -77 с 29.10.1979 года по 06.08.1981 года,

- период работы в должности заведующей здравпунктом СПТУ № 29 (ВПУ-29) с 01.09.1992 года по 26.10.1992 года, с 15.01.1993 года по 01.02.1994г., с 04.05.1994г. по 14.08. 1994 года, с 01.09.1994 года по 13.08.1995 года, с 26.08.1995 года по 08.11.1995 года, с 11.11.1995 года по 25.01.1998 года, с 10.02.1998 года по 31.12.1998 года, с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года,

- период работы в должности заведующей здравпунктом ГУЗ «Автобаза департамента здравоохранения Костромской области» с 17.01.2003 года по 21.01.2007 года, с 27.01.2007 года по 11.02.2007 года, с 17.02.2007 года по 11.03.2007 года, с 17.03.2007 года по 13.05.2007 года, с 19.05.2007 года по 03.06.2007 года, с 9.06.2007 года по 06.04.2010 года;

- периода обучения на курсах повышения квалификации с 27.10.1992 года по 14.01.1993 года, с 02.02.1994 года по 03.05.1994 года, с 26.01.1998 года по 09.02.1998 года, с 01.04.2002 года по 28.04.2002 года, с 22.01.2007 года по 26.01.2007 года, с 12.02.2007 года по 16.02.2007 года, с 12.03.2007 года по 16.03.2007 года, с 14.05.2007 года по 18.05.2007 года, с 04.06.2007 года по 08.06.2007 года.

Назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме, т.е. с 07 апреля 2010 года.

Свои требования обосновывала тем, что период отпуска по беременности и родам с 25.02.1978 года по 13.06.1978 года необоснованно не включен в ее специальный стаж, поскольку она работала в хирургическом отделении, а работа в хирургическом отделении включается в стаж именно в льготном исчислении. При этом этот период является периодом получения пособия во временной нетрудоспособности, а периоды получения пособий в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

    Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет : с 14.06.1978 г. по 18.01.1979 г. подлежит включению в ее стаж, так как согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР отпуска по уходу за ребенком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений.

Кроме того, указанные выше периоды с 25.02.1978 по 13.06.1978 г. и с 14.06.1978 г. по 18.01.1979 г. должны быть включены в специальный медицинский стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев).

Ранее действовавшим Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений № 464 от 06.09.1991 г., лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, было установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров -один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. Она работала в этот период в хирургическом отделении 3 городской больницы. Согласно разъяснениям, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, от 06.07.1982 г. № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

          В специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, не был включен период работы в должности медицинской сестры ясли-сада № 56 ПМК-77 с 29.10.1979 г. по 06.08.1981 г. (1 год 9 месяцев 8 дней). Считает, что указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. В ее обязанности медицинской сестры яслей-сада входило: оказание первой медицинской помощи больным детям; прием и осмотр детей ясельных групп; иммунопрофилактика; профилактика туберкулеза; профилактика вирусного гепатита; диспансеризация; питание; составление меню, бракераж готовой продукции, контроль за выполнением норм; физическое воспитание. Ее работа была подконтрольна врачу, который руководил ее работой, давал указания по проведению медицинских мероприятий. Все ее должностные обязанности были связаны с лечебно-профилактической работой по охране здоровья детей.

Приложением к Приказу Министра здравоохранения СССР№ 60 от 19.01.1983г. установлено, что медицинская сестра (фельдшер) детского сада принимает участие в осмотрах детей врачом, проводит антропометрию детям, по назначению врача проводит мероприятия по закаливанию, профилактическим прививкам, диагностические пробы, забирает материалы для лабораторных исследований и выполняет другие медицинские назначения. Эти обязанности медицинской сестры детского сада составляют лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По роду своих обязанностей медицинская сестра занимается исключительно деятельностью по охране здоровья населения, а не образовательной и воспитательной работой. Считает, что то обстоятельство, что она была в штате детского сада (ясли-сада), а не в штате поликлиники, не должно влиять на реализацию ее пенсионных прав.

Не были зачтены в специальный стаж в связи с отсутствием наименования должности «заведующая здравпунктом» в «Списке должностей и учреждений...», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 периоды работы в должности заведуюшей здравпунктом СПТУ № 29(ВПУ -29): с 01.09.1992 г. по 26.10.1992г. с 15.01.1993г. по 01.02.1994г.; с 04.05.1994г. по 14.08.1994 г., с 01.09.1994 по 13.08.1995 г., с 26.08.1995 по 08.11.1995 г., с 11.11.1995 г.по 25.01.1998 г., с 10.02.1998 г. по 31.12.1998 г.; с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

Полагает, что указанные периоды необоснованно исключены из ее стажа, поскольку на работу она оформлялась в отделе кадров Первой городской больницы. Здравпункт СПТУ №29 (ВПУ-29, входил в структуру Первой городской больницы.

На должность заведующего здравпунктом назначались лица со средним медицинским образованием по специальности фельдшер или медицинская сестра. Диплом ею был получен по специальности медицинская сестра в 1976г. Работая на здравпункте, в ее должностные обязанности входило: оказание доврачебной помощи при травмах, отравлениях, направление пострадавших в поликлинику, разработка мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма, проведение профилактических прививок, санитарно-просветительная работа и др. По каким причинам в ее трудовой книжке и в штатном расписании МУЗ «Первая городская больница» данная должность называлась просто заведующий здравпунктом, ей неизвестно. Считает, что указанные периоды должны быть включены в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, так как фактически, работая заведующей здравпунктом, она выполняла обязанности медицинской сестры (должность относится к числу среднего мед. персонала), здравпункт являлся структурным подразделением МУЗ «Первая городская больница», а в соответствии с Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 г. № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.

Не были зачтены в ее специальный стаж в связи с отсутствием наименования должности «заведующая здравпунктом» в «Списке должностей и учреждений...», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 периоды ее работы в должности заведующей здравпунктом ГУЗ «Автобаза департамента здравоохранения» с 17.01.2003 по 21.01.2007 года, с 27.01.2007 по 11.02.2007 года, с 17.02.2007 по 11.03.2007 г., с 17.03.2007 по 13.05.2007 г., с 19.05.2007 по 03.06.2007 г., с 09.06.2007 по 06.04.2010 г.

Работая на здравпункте, в ее должностные обязанности входит: оказание неотложной доврачебной помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф, проведение профилактических прививок, проведение диспансеризации и др. данный здравпункт имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.10.1982г. № 999 были утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, которые устанавливали при численности работников от 1501-2000 человек - 1 ставку заведующего здравпунктом - фельдшера или медицинской сестры. Почему в штатном расписании здравпункта ГУЗ «Автобаза департамента здравоохранения Костромской области» данная должность называется просто заведующий здравпунктом, ей не известно.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Список, утвержденный Постановлением Совмина № 464, установил, что правом на пенсию за выслугу лет наделены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. содержит должность заведующий фельдшерским здравпунктом -фельдшер (медицинская сестра).

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в фельдшерских здравпунктах. Также ГУЗ «Автобаза ДЗКО» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Считает, что указанный период должен быть включен в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, так как фактически, работая заведующей здравпунктом, она выполняла обязанности медицинской сестры (должность относится к числу среднего мед. персонала).

Кроме того, согласно протокола, не подлежат зачету, в то время как она считает, должны быть зачтены периоды обучения на курсах повышения квалификации: с 27. 10. 1992 по 14.01.1993 г.; с 02.02.1994 по 03.05.1994 г. ; с 26.01.1998 г. по 09.02.1998 г.; с 01.04.2002 по 28.04.2002 г.; с 22.01.2007 по 26.01.2007 г.; с 12.02.2007 по 16.02.2007 ; с 12.03.2007 по 16.03.2007 г. ; с 14.05.2007 по 18.05.2007 г.; с 04.06.2007 г. по 08.06.2007 года.

В соответствии, со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, осуществляются соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ.

В настоящем судебном заседании истица Мишенева Л.М. и ее представитель Малашенко Г.В. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в ее исковом заявлении.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Макарова Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в решении Комиссии ГУ УПФ РФ № 2739 от 21.05.2010 года.

Выслушав истицу, ее представителя Малашенко Г.В., представителя ответчика Макарову Н.Г., свидетелей гражданку С.., гражданку З., гражданку К.., гражданку К.., гражданку С.., гражданку С1.., гражданку О.., гражданку О1., исследовав имеющиеся письменные доказательства, обозрев материалы пенсионного дела Мишеневой Л.М., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.11 ст.28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений ( организаций ), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7 - 13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы ( деятельности ) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден « Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.11 п.1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Список № 781.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, исчисление страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.

Ранее до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а к периодам работы с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09. 1999 года № 1066 периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего постановления.

Должность медицинской сестры предусмотрена указанными Списками. Истица весь оспариваемый период работы работала в должности медицинской сестры, имеет средне- специальное медицинской образование.

По мнению суда, спорные периоды работы истицы подлежат включению в специальный стаж с учетом ее требований.

Как следует из представленных документов в специальный стаж истицы были включены в календарном порядке период нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 25.02.1978 года по 13.06.1978 года и период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет с14.06.1978 года по 18.01.1979 года. Эти периоды приходятся на льготную работу истицы, которая подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, установлен исчерпывающий перечень иных периодов, которые наряду с работой, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, это периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Ранее действующее законодательство не позволяло исчислять периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в ином порядке по сравнению с порядком исчисления трудового стажа работы, во время которой был предоставлен такой отпуск. Такой вывод суда основан на анализе ст. 167 КЗоТ РСФСР, постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 22.01.1981г. № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», постановления ЦК КПСС, СМ СССР И ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982г. № 7/10-30, в соответствии с которыми исчисление стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно было производиться в таком же порядке, как и работа, в период которой предоставлен такой отпуск.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, изменения, вносимые в пенсионное законодательство, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывал гражданин до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Законодательство, действовавшее до 6 октября 1992 года, предусматривало включение времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в общий, специальный стаж и стаж работы по специальности, в том числе для назначения пенсии на льготных условиях.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР ( в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971г.), кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Указание на иное исчисление стажа в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в законодательстве отсутствовало.

Напротив, Разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС о порядке предоставления указанных отпусков, утвержденные Постановлениями от 22.01.1981г. № 256 и от 29.11.1989г. № 375/24-11, ориентировали на то, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены такие отпуска.

В оспариваемый период работы истица работала в должности медицинской сестры хирургического отделения 3 городской больницы.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений №464 от 06.09.1991 года, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, было установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.

Поэтому исковые требования о включении спорного периода отпуска по уходу за ребенком до достижения полутора лет с 14.06.1978 года по 18.01.1979 года в специальный трудовой стаж в льготном исчислении следует удовлетворить. При этом суд исходит из того, что действовавшее до 06.10.1992г. законодательство не разделяло отпуска на оплачиваемые и не оплачиваемые, из чего можно сделать вывод, что речь шла обо всех отпусках по уходу за ребенком.

Отпуск по беременности и родам с 25.02.1978 года по 13.06.1978 года предшествовал отпуску по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ему, в свою очередь, предшествовала льготная работа. Социальные гарантии государства, связанные с рождением ребенка ( ст. 165 КЗОТа РСФСР), не позволяют зачислить период этого отпуска в специальный стаж в ином исчислении, нежели в том, в каком засчитываются периоды работы, поэтому данный отпуск подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Подлежит зачету в специальный стаж истицы и период ее работы в должности медицинской сестры ясли-сада № 56 ПМК 77 с 29.10.1979 года по 06.08.1981 года.

Как установлено в судебном заседании истица работала медсестрой, вся ее работа была связана именно с медицинской деятельностью по охране здоровья детей. В ее обязанности медицинской сестры яслей-сада входило: оказание первой медицинской помощи больным детям; прием и осмотр детей ясельных групп; иммунопрофилактика; профилактика туберкулеза; профилактика вирусного гепатита; диспансеризация; питание; составление меню, бракераж готовой продукции, контроль за выполнением норм; физическое воспитание. Ее работа была подконтрольна врачу детской поликлиники, который руководил ее работой, давал указания по проведению медицинских мероприятий. Все ее должностные обязанности были связаны с лечебно-профилактической работой по охране здоровья детей.

Указанное подтверждается показаниями свидетелей, допрошенных в ходе судебного заседания.

Так свидетель гражданка С. суду пояснила, что истицу знает по совместной работе в ясли-саду № 56 ПМК 77 в период с 1979 года по 1981 год. Истица работала в должности медицинской сестры. Она подчинялась непосредственно врачу поликлиники, выполняла все функции медсестры, оказывала первую медицинскую помощь, вела прием и осмотр детей ясельной группы. Проводила иммунопрофилактику, профилактику туберкулеза, вирусного гепатита, диспансеризацию больных. Следила за питанием, занималась составлением меню.

Свидетель гражданка З. дала аналогичные показания.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года № 1379, утвердившему перечень учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, указанным правом пользуются медицинские сестры, независимо от наименования должности детских яслей, детских садов, объединенных яслей-садов. Кроме того, в период ее работы в ясли-саде действовала Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.10.1978г. № 100, по которой к числу ЛПУ были отнесены детские ясли. Она работала в учреждении ясли-сад, которое объединяло в себе как ясли, где находились дети в возрасте до 3 лет и сад, где находились дети в возрасте от 3 до 7 лет. При этом ее должностные обязанности были такими же как и в детских яслях.

Приложением к Приказу Министра здравоохранения СССР № 60 от 19.01.1983г. установлено, что медицинская сестра (фельдшер) детского сада принимает участие в осмотрах детей врачом, проводит антропометрию детям, по назначению врача проводит мероприятия по закаливанию, профилактическим прививкам, диагностические пробы, забирает материалы для лабораторных исследований и выполняет другие медицинские назначения. Эти обязанности медицинской сестры детского сада составляют лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По роду своих обязанностей медицинская сестра занимается исключительно деятельностью по охране здоровья населения, а не образовательной и воспитательной работой.

То обстоятельство, что она была в штате детского сада (ясли-сада), а не в штате поликлиники, не должно влиять на реализацию ее пенсионных прав.

              Подлежит включению в специальный стаж работы истицы период ее работы в должности заведующей здравпунктом СПТУ № 29 ( ВПУ -29) с 01.09.1992 года по 26.10.1992 года, с 15.01.1993 года по 01.02.1994г., с 04.05.1994г. по 14.08. 1994 года, с 01.09.1994 года по 13.08.1995 года, с 26.08.1995 года по 08.11.1995 года, с 11.11.1995 года по 25.01.1998 года, с 10.02.1998 года по 31.12.1998 года, с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года.

Как установлено в судебном заседании в указанные периоды работы истица работала в указанном здравпункте, на работу она оформлялась в отделе кадров Первой городской больницы. Здравпункт СПТУ №29 (ВПУ-29), входил в структуру Первой городской больницы.

На должность заведующего здравпунктом назначались лица со средним медицинским образованием по специальности фельдшер или медицинская сестра.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР от 30.04.1968г. № 340 были утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, которые устанавливали при численности работников от 500-2000 человек - 1 ставку заведующего здравпунктом - фельдшера. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.10.1982г. № 999 были утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, которые устанавливали при численности работников от 1501-2000 человек - 1 ставку заведующего здравпунктом - фельдшера или медицинской сестры.

Диплом ею был получен по специальности медицинская сестра в 1976г. Работая на здравпункте, в ее должностные обязанности входило: оказание доврачебной помощи при травмах, отравлениях, направление пострадавших в поликлинику, разработка мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма, проведение профилактических прививок, санитарно-просветительная работа и др. таким образом фактически, работая заведующей здравпунктом, она выполняла обязанности медицинской сестры (должность относится к числу среднего мед. персонала), в штате указанного здравпункта других работников не было.

Указанное подтверждается показаниями свидетелей, допрошенных в ходе судебного заседания.

Так свидетель гражданка К. суду пояснила, что с истицей работала совместно в училище № 29. Истица работала на здравпункте медиком, она работала одна. обеспечивала медосмотр на соревнованиях, делала прививки, выписывала направления на анализы, оказывала первую медицинскую доврачебную помощь.

Свидетель гражданка К1. суду пояснила,. что знает истицу по работе в СПТУ № 29, свидетель в это время работала в поликлинике. Истица проводила оздоровительную работу с подростками, делала прививки, проводила медицинские осмотры перед соревнованиями, оказывала доврачебную помощь,

Свидетель гражданка С.. дала аналогичные показания. Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется. Факт их работы с истицей подтверждается представленными ими трудовыми книжками.

          ГУ УПФ РФ по городу Костроме и Костромскому району не были включены в специальный стаж периоды работы истицы в должности заведующей здравпунктом ГУЗ «Автобаза департамента здравоохранения Костромской области» с 17.01.2003 года по 21.01.2007 года, с 27.01.2007 года по 11.02.2007 года, с 17.02.2007 года по 11.03.2007 года, с 17.03.2007 года по 13.05.2007 года, с 19.05.2007 года по 03.06.2007 года, с 09.06.2007 года по 06.04.2010 года.

Согласно Положения о фельдшерском здравпункте на промышленном предприятии утвержденном Министерством здравоохранения СССР №329 от 27.08.1957 года здравпункт является первичным лечебно- профилактическим учреждением. Здравпункт входит в состав поликлиники и находится на бюджете поликлиники и работает под ее руководством.

Как установлено в судебном заседании, истица работала в здравпункте, ее работа была связана с лечебной деятельностью, здравпункт, в котором работала истица, находился на предприятии, вместе с тем, вся ее работа была подконтрольна медицинскому учреждению 1 городская больница г.Костромы, ГУЗ Автобаза ДЗКО имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, сам медицинский пункт также имеет лицензию на оказание медицинской деятельности.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. содержит должность заведующий фельдшерским здравпунктом -фельдшер (медицинская сестра).

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в фельдшерских здравпунктах.

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан указанные периоды работы истцы не были включены в ее стаж поскольку наименование ее должности не соответствует «Списку …», утвержденному постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, кроме того наименование структурного подразделения как «отдел эксплуатации», в котором работала истица, данным Перечнем не предусмотрен.

Неправильное указание должности и неправильное оформление кадровой документации не должно влиять на право истицы на получение ею досрочной пенсии, гарантированное ей Конституцией РФ.

В судебном заседании установлено, что истица фактически работала в должности медицинской сестры, обязанности заведующей здравпунктом были её дополнительными обязанностями, которыми она занималась в свободное время от основной работы медицинской сестры.. Работая в должности заведующей здравпунктом (медсестры ) она работала полный рабочий день согласно графика работы, установленного приказом руководителя учреждения.. Здравпункт фактически был самостоятельным структурным подразделением.

Указанное подтверждается как представленными и обозренными в судебном заседании документами: положением о здравпункте МУЗ «Автобаза Департамента здравоохранения Костромской области», должностной инструкцией Мишеневой Л.М., лицензиями на осуществление медицинской деятельности, штатными расписаниями, картой аттестации рабочего места по условиям труда №21, журналами проводимых медицинских мероприятий здравпункта, а также      показаниями свидетелей.

Свидетель гражданка С1. суду пояснила, что она является заместителем директора Автобазы Департамента здравоохранения Костромской области. Здравпункт в котором работает истица, подчиняется непосредственно ей, вместе с тем в своей работе она руководствуется рекомендациями 1 городской больницы. Истица числилась заведующей здравпунктом, вместе с тем фактически ее должность должна была называться «заведующая здравпунктом (медсестра)». Истица выполняла работу как медицинской сестры, так и заведующей здравпунктом, работала по графику два дня через два дня, ставила уколы, делала прививки, кроме того, проводила предрейсовые осмотры водителей автобазы и дополнительно других водителей. Здравпункт согласно штатного расписания не был выделен как отдельное структурное подразделение, входил в отдел эксплуатации, вместе с тем, фактически же это было отдельное структурное подразделение, которое напрямую подчинялось руководству автобазы, а не начальнику отдела эксплуатации. Ранее здравпункт был в составе 1 медобъединения и фактически являлся их подразделением, но потом был введен в штат автобазы, хотя фактически вся его работа и должностные обязанности работников пункта остались прежними.

Свидетель гражданка О. суду пояснила, она работает совместно с истицей в здравпункте Департамента здравоохранения. Свидетель работает медсестрой, истица также работает медсестрой, исполняет такие же обязанности, кроме того дополнительно ведет документацию, закупает медикаменты и оборудование, организует различные медицинские осмотры, профилактические мероприятия на предприятии.

Свидетель гражданка О1. являющаяся заместителем главного бухгалтера, суду пояснила, что истица работает заведующей здравпунктом автобазы, здравпункт, хотя и не выделен в штате Департамента отдельным структурным подразделением, но фактически это было отдельное структурное подразделение Автобазы, об этом указано и в положении о здравпункте, утвержденном Начальником Автобазы. Здравпункт в своей работе подконтролен руководству автобазы, а все лечебные мероприятия проводятся под контролем 1 городской больницы. Мишенева Л.М. выполняет работу медсестры, при этом она дополнительно являлась материально ответственным лицом, вела документацию по здравпункту.

Кроме того, суд учитывает и то, что согласно Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, правом на назначение досрочной пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений независимо от наименования должности.

При этом согласно п. 6 Правил исчисления стажа …, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.

Таким образом, периоды работы истицы в должности заведующей здравпунктом ГУЗ «Автобаза департамента здравоохранения Костромской области» с 17.01.2003 года по 21.01.2007 года, с 27.01.2007 года по 11.02.2007 года, с 17.02.2007 года по 11.03.2007 года, с 17.03.2007 года по 13.05.2007 года, с 19.05.2007 года по 03.06.2007 года, с 09.06.2007 года по 06.04.2010 года подлежат включению в специальный стаж истицы.

Относительно периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 27.10.1992 года по 14.01.1993 года, с 02.02.1994 года по 03.05.1994 года, с 26.01.1998 года по 09.02.1998 года, с 01.04.2002 года по 28.04.2002 года, с 22.01.2007 года по 26.01.2007 года, с 12.02.2007 года по 16.02.2007 года, с 12.03.2007 года по 16.03.2007 года, с 14.05.2007 года по 18.05.2007 года, с 04.06.2007 года по 08.06.2007 года и зачету этих периодов в специальный стаж истицы суд приходит к следующим выводам.

Приказами по медицинскому учреждению подтверждено, что на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, за ней сохранялось рабочее место. Из лицевых счетов усматривается, что во время прохождения курсов за истицей сохранялся средний заработок. Также из приказов усматривается, что обучение истица проходила по своей профессии, углубляла и расширяла имеющиеся знания, совершенствовала профессиональные навыки. Нормативно - правовыми актами в области здравоохранения предусмотрено обязательное периодическое обучение медицинских работников на курсах повышения квалификации для подтверждения сертификата. На основании изложенного суд считает, что в специальный трудовой стаж подлежат включению спорные периоды обучения на курсах повышения квалификации с 27.10.1992 года по 14.01.1993 года, с 02.02.1994 года по 03.05.1994 года, с 26.01.1998 года по 09.02.1998 года, с 01.04.2002 года по 28.04.2002 года, с 22.01.2007 года по 26.01.2007 года, с 12.02.2007 года по 16.02.2007 года, с 12.03.2007 года по 16.03.2007 года, с 14.05.2007 года по 18.05.2007 года, с 04.06.2007 года по 08.06.2007 года.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии назначается со дня обращения за указанной пенсией ( за указанной частью трудовой пенсии ), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию ( указанную часть трудовой пенсии).

У Мишеневой Л.М.     на момент обращения ее за назначением пенсии 07 апреля 2010 года специальный трудовой стаж по подсчету суда с учетом включения оспариваемых периодов составлял 30 лет 08 месяцев 29 дней ( 13 лет 9 месяцев 26 дней засчитанные ответчиком + 05 месяцев 11 дней +1 год 09 месяцев 08 дней + 06 лет 10 месяцев 25 дней + 7 лет 1 месяц 25 дней + 7 месяцев 27 дней, засчитанные судом), что достаточно для назначения пенсии, соответственно, на ответчика должна быть возложена обязанность назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с учетом имевшего место обращения с момента возникновения права, то есть с 07 апреля 2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мишеневой Любови Михайловны удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме Костромскому району Костромской области назначить Мишеневой Любови Михайловне     досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 07 апреля 2010 года с включением в ее специальный трудовой стаж :

-период отпуска по беременности и родам с 25.02.1978 года по 13.06.1978 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 14.06.1978 года по 18.01.1979 года в льготном исчислении,

- период работы в должности медицинской сестры ясли-сада № 56 ПМК -77 с 29.10.1979 года по 06.08.1981 года,

- период работы в должности заведующей здравпунктом СПТУ № 29 (ВПУ-29) с 01.09.1992 года по 26.10.1992 года, с 15.01.1993 года по 01.02.1994г., с 04.05.1994г. по 14.08. 1994 года, с 01.09.1994 года по 13.08.1995 года, с 26.08.1995 года по 08.11.1995 года, с 11.11.1995 года по 25.01.1998 года, с 10.02.1998 года по 31.12.1998 года, с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года,

- период работы в должности заведующей здравпунктом ГУЗ «Автобаза департамента здравоохранения Костромской области» с 17.01.2003 года по 21.01.2007 года, с 27.01.2007 года по 11.02.2007 года, с 17.02.2007 года по 11.03.2007 года, с17.03.2007 года по 13.05.2007 года, с 19.05.2007 года по 03.06.2007 года, с 9.06.2007 года по 06.04.2010 года;

- периода обучения на курсах повышения квалификации с 27.10.1992 года по 14.01.1993 года, с 02.02.1994 года по 03.05.1994 года, с 26.01.1998 года по 09.02.1998 года, с 01.04.2002 года по 28.04.2002 года, с 22.01.2007 года по 26.01.2007 года, с 12.02.2007 года по 16.02.2007 года, с 12.03.2007 года по 16.03.2007 года, с14.05.2007 года по 18.05.2007 года, с 04.06.2007 года по 08.06.2007 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного текста решения.

Судья                                                                             Щербова Т.Н.