Дело № 2-1244/2010 Решение Именем Российской Федерации 23 ноября 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Лукьяновой С.Б., при секретаре Муравьевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Департаменту здравоохранения Костромской области о признании незаконным отказа о включении УФСИН России по Костромской области в заявку на поставку в 2010 году диагностических средств, установил: Прокурор Костромской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ГУЗ «Костромская областная больница», Департаменту здравоохранения Костромской области об организации проведения лабораторных исследований на безвозмездной основе. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Костромской области в порядке надзора за законностью исполнения уголовных наказаний проведена проверка в части организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу. Установлено, что с июня 2009 года обследование на наличие ВИЧ-инфекции методом ИФА лиц, содержащихся в учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области, осуществляется ГУЗ «Костромская областная больница» на возмездной основе. Письмом Департамента здравоохранения Костромской области от 16.12.2009 года № 6612 отказано в проведении бесплатных исследований на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции и предложено заключить соответствующие соглашения с ГУЗ «Костромская областная больница» на проведение указанных исследований на возмездной основе. Прокурор полагает, что действия ГУЗ «Костромская областная больница» по проведению исследований на наличие ВИЧ-инфекции методом ИФА для лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, на возмездной основе, а также действия Департамента здравоохранения Костромской области по отказу УФСИН России по Костромской области в проведении бесплатных исследований на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции методом ИФА, противоречат действующему законодательству и подлежат признанию судом незаконными в силу ст. 7, 41 части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положениям ст. 2, 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 года №5487-1. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утверждены соответствующие перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В соответствии с указанным нормативным правовым актом, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), включена как в перечень социально значимых заболеваний, так и в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (код заболеваний по МКБ-10 -«В 20 - В 24»). Статьей 4 Федерального закона от 30.03.1995 №38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в редакции от 23.07.2008 года) установлены гарантии государства в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, а именно доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 года №913 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» специализированная медицинская помощь при заболеваниях, вызываемых ВИЧ-инфекцией и синдроме приобретенного иммунодефицита, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительства РФ от 02.10.2009 №811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год». В соответствии с постановлением Администрации Костромской области от 31.12.2009 года №456-а «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год», специализированная медицинская помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, финансируется за счет средств областного бюджета (п.п.2 п.40). Постановлением Администрации Костромской области от 16.09.2008 года №329-А «Об организации предоставления платных медицинских услуг», установлен исчерпывающий перечень оснований для оказания государственными учреждениями здравоохранения Костромской области платных медицинских услуг: 1) отсутствие соответствующих медицинских услуг в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи; В соответствии с требованиями пункта 35 раздела III совместного приказа Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от 17.10.2005 года №640/190 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находящиеся в следственных изоляторах, с целью выявления ВИЧ-инфекции обследуются лабораторно. Вместе с тем, в структуре медицинских подразделений учреждений УФСИН России по Костромской области отсутствует иммунологическая лаборатория. Данная лаборатория отсутствует также в ГУЗ «Костромской областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». В связи с чем, забранный лабораторный материал у подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, направляется в иммунологическую лабораторию ГУЗ «Костромская областная больница», единственное учреждение на территории Костромской области, осуществляющее исследование на ВИЧ-инфекцию методом ИФА за счет ассигнований бюджета Костромской области. Таким образом, оказание ГУЗ «Костромская областная больница» медицинских услуг по проведению лабораторных исследований в иммунологической лаборатории методом ИФА для нужд учреждений УФСИН России по Костромской области на возмездной основе противоречит требованиям действующего законодательства, у ГУЗ «Костромская областная больница» отсутствуют правовые основания для взимания платы за оказанные услуги, данная услуга должна оказываться на бесплатной основе. Отказ Департамента здравоохранения Костромской области в проведении бесплатных исследований на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции на базе иммунологической лаборатории ГУЗ «Костромская областная больница» также противоречит требованиям действующего законодательства. Заявление подано в интересах неопределенного круга лиц -подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УФСИН России по Костромской области, работников учреждений УФСИН России по Костромской области, так как незаконными действиями ГУЗ «Костромская областная больница» и Департамента здравоохранения Костромской области нарушены гарантированные статьями 7, 41 Конституции права указанных лиц на охрану жизни и здоровья, так как непринятие мер по своевременному выявлению больных ВИЧ-инфекцией создает предпосылки для распространения данного заболевания. Кроме того, исковое заявление подано в интересах Российской Федерации, так как в результате незаконных действий Департамента здравоохранения Костромской области и ГУЗ «Костромская областная больница» Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний РФ причинен материальный ущерб, в силу недопущения распространения ВИЧ-инфекции в учреждениях УФСИН России по Костромской области, предупреждения данного заболевания среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, УФСИН России по Костромской области было вынуждено оплатить проведение соответствующих исследований ГУЗ «Костромская областная больница» до урегулирования спорных правоотношений. На основании изложенного, прокурор просил суд: признать незаконными действия ГУЗ «Костромская областная В процессе рассмотрения дела Прокурор Костромской области неоднократно изменял и уточнял исковые требования и окончательно они им сформулированы в следующей редакции: Признать незаконным отказ Департамента здравоохранения Костромской области о включении УФСИН России по Костромской области в заявку на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека. Измененные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой установлено, что 02.02.2010 года с целью выполнения возложенных на УФСИН России по Костромской области функций по медико-санитарному обеспечению лиц, содержащихся в подведомственных учреждениях, в связи с отсутствием в составе медицинских учреждений иммунологической лаборатории, необходимостью исполнения требований Федерального закона № 38-ФЗ, директору Департамента здравоохранения Костромской области был направлен запрос о включении УФСИН России по Костромской области в заявку ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и гепатитов В и С, с учетом потребности в проведении данных видом исследований. Департаментом здравоохранения Костромской области в письме от 12.03.2010 года № 1198 УФСИН России по Костромской области было отказано во включении на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и гепатитов В и С, с учетом потребности в проведении данных видов исследований. Основанием для отказа послужил тот факт, что федеральная служба самостоятельно направляет заявки на поставку препаратов. Указанные действия департамента являются незаконными, противоречат Правилам финансового обеспечения в 2010 году закупки диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1143. Из анализа вышеприведенных норм следует, что Федеральная служба исполнения наказания формирует указанную заявку только при наличии необходимого оборудования - иммунологической лаборатории, состоящей на балансе подведомственных ей учреждений. В составе учреждений УФСИН по Костромской области отсутствует иммунологическая лаборатория, таким образом, у УФСИН России по Костромской области отсутствуют правовые возможности для самостоятельного формирования и направления заявки, а его потребности в необходимых медицинских средствах не могут быть включены в заявку от Федеральной службы исполнения наказания. Данные исследования, в виду отсутствия соответствующих условий у Управления ФСИН по Костромской области должны проводится в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, имеющих право на проведение исследований. Такая лицензия имеется только у ГУЗ «Костромская областная больница», которая в настоящее время и обеспечивает потребности в проведении данных исследований. В силу вышеизложенного обязанность по формированию заявки на поставку в 2010 году диагностических средств, применяемых в целях выявления и мониторинга эффективности лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека для нужд УФСИН России по Костромской области возлагается на орган исполнительной власти субъекта, т.е. должна быть включена в заявку предоставляемую департаментом здравоохранения Костромской области. При включении потребностей УФСИН в данную заявку препараты предоставляются за счет средств федерального бюджета, а работа по проведению исследований оплачивается за счет средств субъекта РФ в рамках общих полномочий (обязанностей) предусмотренных Конституцией РФ, Основ законодательства об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.1993 № 5487-1, Федерального закона № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Возложение обязанностей по финансированию данных исследований не только из федерального бюджета, но и из бюджета субъекта РФ, предусмотрена также Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 640 и Министерства юстиции № 190 от 17 октября 2005 года. Согласно п. 2 данного Порядка медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом в силу п. 8 Порядка организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья и оказывается за счет средств соответствующего субъекта. В связи с принятием к производству измененных исковых требований прокурора, судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, привлечены: УФСИН России по Костромской области, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Департамент финансов Костромской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области, ГУЗ «Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», процессуальное положение ГУЗ «Костромская областная больница» также изменено на третье лицо на стороне ответчика. В судебном заседании представитель истца Прокурора Костромской области Хрящева Е.Ю. уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Представители третьего лица УФСИН России по Костромской области Марьева Н.В., Смирнов А.А. исковые требования прокурора поддержали. Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Кукушкина Е.С. исковые требования не признала, суду предоставлен мотивированный отзыв на иск, в котором указано, чтосогласно постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1143 «О закупке и передаче в 2010 году диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения» предусмотрена самостоятельная обязанность Федеральной службы исполнения наказаний, предоставлять в Министерство здравоохранения и социального развития РФ заявки на поставку имущества с указанием в них объема поставок. Т.е. данным постановлением Правительства, установлено, что УФСИН по Костромской области самостоятельно занимается закупкой препаратов (тест-систем, оборудования) необходимых для лабораторных исследований на ВИЧ-инфекцию, которой для этих целей и выделяются средства соответствующего бюджета. По указанным основаниям из заявки Департамента Здравоохранения Костромской области, первоначально направленной в Министерство здравоохранения и социального развития РФ в феврале 2010 года были исключены потребности УФСИН России по Костромской области. Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития РФ Андреева А.А. полагала разрешение исковых требований прокурора на усмотрение суда, суду предоставлен мотивированный отзыв на иск, в котором указано, что заявка ФСИН России на поставку диагностических средств, применяемых в целях профилактики и выявления лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, в учреждения ФСИН России по утвержденной форме с обоснованием была представлена в Минздравсоцразвития России 5 мая 2010 г., при этом учреждения исполнения наказаний по Костромской области в заявке не указаны. Согласно заявке Департамента здравоохранения Костромской области на поставку в 2010 г. диагностических средств, применяемых в целях профилактики и выявления лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, утвержденной 08.04.2010 г., потребность Костромской области в 2010 году в тест системах для совместного выявления антител и антигена к ВИЧ для анализаторов открытого типа составляет 92 544 единицы, тест системах для выявления р24 антигена ВИЧ - 192 единицы, тест системах для выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов - 500 единиц. С учетом полученных заявок Минздравсоцразвития России были проведены открытые аукционы в электронной форме на поставку диагностических средств в том числе в учреждения ФСИН России и учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации, по результатам проведения которых 23.07.2010 был заключен государственный контракт № 16621/1082924/1. В рамках данного государственного контракта в соответствии с приложением № 4 «План распределения» 14 учреждениям ФСИН России предусмотрено 17 018 единиц тест систем для выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов, Департаменту здравоохранения Костромской области - 500 единиц. По условиям контрактов обязательства по поставке имущества должны быть исполнены не позднее 15.11.2010 г. В связи с изложенным, Минздравсоцразвития России в полном объеме и надлежащим образом исполнило заявки ФСИН России и Департамента здравоохранения Костромской области на поставку в 2010 г. диагностических средств. Кроме того, Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития РФ суду пояснила, что в феврале 2010 года отказа Департаменту здравоохранения Костромской области в принятии заявки на поставку и закупку препаратов (тест-систем, оборудования) необходимых для лабораторных исследований на ВИЧ-инфекцию с указанием и учетом потребностей УФСИН России по Костромской обл. не имело место, в апреле 2010 года из Департамента здравоохранения Костромской области поступила окончательная заявка на закупку и поставку указанных препаратов, которая была удовлетворена Министерством в полном объеме. В связи с чем Департаментом здравоохранения Костромской области в заявках от февраля и апреля 2010 года были уменьшены объемы запрашиваемых препаратов, Министерству не известно, это может быть обусловлено многими факторами, в т.ч. уменьшением населения в Костромской области, наличием остатка нереализованных препаратов и других причин. С учетом сложившейся в РФ практики, Министерство удовлетворяет заявки органов здравоохранения субъектов РФ с учетом потребностей Федеральной службы исполнений наказаний в субъектах, в которых ФСИН не располагает оборудованием для проведения лабораторных исследований на ВИЧ инфекцию, такое оборудование у ФСИН России имеется примерно лишь в 10-15 субъектах РФ, в которых учреждения ФСИН самостоятельно обращаются в Минсоцздравразвития РФ с указанными заявками. Наличие оборудования, необходимого для проведения исследования на ВИЧ, является необходимым условием для направления заявки в Министерство, без наличия указанного оборудования, заявка не может быть принята. Представитель третьего лица Департамента финансов Костромской области Курохтина О.С. исковые требования полагает необоснованными по тем же основаниям, что и Департамент здравоохранения Костромской обл., суду предоставлен отзыв на иск, в котором указано, что, в соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 30.03.1995г. № Обязанность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на включение в заявку субъекта Российской Федерации контингента УФИН России действующим законодательством не возложена. Соответственно, в случае удовлетворения судом данного требования прокурора, исполнение судебного акта будет невозможным в связи с отказом Министерства здравоохранения в увеличении заявленной департаментам здравоохранения Костромской области потребности на поставку диагностических средств и антивирусных препаратов с учетом контингента УФСИН России по Костромской области. Принимая во внимание, что в 2010 году услуги по лабораторным исследованиям в иммунологической лаборатории на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции осуществляется в плановом режиме (отказов в проведении лабораторных исследованиях не было) - оснований для закупки дополнительных диагностических средств не имеется. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области в разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда, в судебном заседании 23.11.2010 года не присутствовал, просил дело рассматривать без участия представителя. Представители третьих лиц ГУЗ «Костромская областная больница» Усацкая Л.В., ГУЗ «Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Бекренев П.Ю. полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, что и представитель ответчика. Представитель ГУЗ «Костромская областная больница» дополнительно пояснила, что в настоящее время (с 01.01.2010 года) договорные отношения между ГУЗ «Костромская областная больница» и УФСИН России по Костромской области отсутствуют, указанные лабораторные исследования проводятся бесплатно. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что 02.02.2010 года начальником УФСИН России по Костромской области на имя директора Департамента здравоохранения Костромской области был направлен запрос о включении УФСИН России по Костромской области в заявку ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и гепатитов В и С, с учетом потребности в проведении данных видом исследований. Департаментом здравоохранения Костромской области в письме от 12.03.2010 года за № 1198 УФСИН России по Костромской области было отказано во включении на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и гепатитов В и С, с учетом потребности в проведении данных видов исследований, со ссылкой на то, что федеральная служба самостоятельно направляет заявки на поставку препаратов. Суд считает данный отказ не соответствующим требованиям закона по следующим основаниям. В соответствии со ст. 41, 42 Основ законодательства Российской Федерации « Об охране здоровья граждан», п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, является специализированной медицинской помощью и оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию такой медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), относится к социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих. Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 811, также предусмотрено, что специализированная медицинская помощь в специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации предоставляется за счет бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 31.12.2009 № 456-а, специализированная медицинская помощь при заболеваниях ВИЧ - инфекции, оказываемая гражданам Российской Федерации на территории Костромской области, предоставляется за счет областного бюджета. Согласно Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 № 640/190, а также Правилам обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 № 22, предоставляемая медицинская помощь данной категории лиц оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ - инфекции проводится бесплатно в специализированных медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, имеющих лицензию на проведение таких освидетельствований (пункты 3, 4 Правил). Таким образом, действующее законодательство предусматривает бесплатное оказание специализированной медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, при заболеваниях ВИЧ - инфекции в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Бюджетные ассигнования на закупку диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С предусмотрены Минздравсоцразвития России Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2010 год (приложение 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения с 2010 года. До 2010 года функции государственного заказчика на поставку диагностических средств и антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных осуществлялись Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно п. 1 ч.1,2 ст. 9 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» порядок использования бюджетных ассигнований на закупку диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также порядок передачи их федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и находящимся в его ведении федеральным органам исполнительной власти, Федеральной службе исполнения наказаний, Российской академии медицинских наук, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В рамках указанных полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление № 1143, которым утверждены Правила финансового обеспечения в 2010 году закупки диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - Правила финансового обеспечения), Правила передачи в 2010 году диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - Правила передачи диагностических средств и антивирусных препаратов) и Перечень закупаемых в 2010 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С (далее - Перечень диагностических средств и антивирусных препаратов). Согласно пункту 2 Правил финансового обеспечения Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, Российская академия медицинских наук, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии Перечнем представляют в Минздравсоцразвития России заявки на поставку диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С (далее -имущество) с указанием в них объема поставок. Минздравсоцразвития России на основании поданных заявок осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение заказов на поставку имущества в соответствующие учреждения (пункт 4 Правил финансового обеспечения). В соответствии с государственными контрактами на поставку имущества, заключенными Минздравсоцразвития России с организациями, осуществляющими эту поставку, имущество доставляется в федеральные учреждения (учреждения), оказывающие медицинскую помощь, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе исполнения наказаний, Российской академии медицинских наук, учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил передачи диагностических средств и антивирусных препаратов). Из анализа вышеприведенных норм следует, что Федеральная служба исполнения наказания может самостоятельно направить указанную заявку в Минздравсоцразвития России только при наличии необходимого оборудования - иммунологической лаборатории, состоящей на балансе подведомственных ей учреждений. Судом установлено, чтов составе учреждений УФСИН по Костромской области отсутствует иммунологическая лаборатория, таким образом, у УФСИН России по Костромской области отсутствуют правовые возможности для самостоятельного формирования и направления заявки, а его потребности в необходимых медицинских средствах не могут быть включены в заявку от Федеральной службы исполнения наказания. Таким образом, обязанность по формированию заявки на поставку в 2010 году диагностических средств, применяемых в целях выявления и мониторинга эффективности лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека для нужд УФСИН России по Костромской области возлагается на орган исполнительной власти субъекта, т.е. должна быть включена в заявку предоставляемую Департаментом здравоохранения Костромской области. При включении потребностей УФСИН в данную заявку препараты предоставляются за счет средств федерального бюджета, а работа по проведению исследований оплачивается за счет средств субъекта РФ в рамках общих полномочий (обязанностей) предусмотренных Конституцией РФ, Основ законодательства об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.1993 № 5487-1, Федерального закона № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Судом установлено, что Заявка ФСИН России на поставку диагностических средств, применяемых в целях профилактики и выявления лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, в учреждения ФСИН России по утвержденной форме с обоснованием была представлена в Минздравсоцразвития РФ 5 мая 2010 г. с указанием в том числе потребности: в тест системах для совместного выявления антител и антигена к ВИЧ для анализаторов открытого типа - 400 704 единицы, тест системах для выявления р24 антигена ВИЧ - 3 120 единиц, простых бесприборных тест системах для выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов - 17 018 единиц. При этом учреждения исполнения наказаний по Костромской области в заявке не указаны. Согласно заявке Департамента здравоохранения Костромской области на поставку в 2010 г. диагностических средств, применяемых в целях профилактики и выявления лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, утвержденной 08.04.2010 г., потребность Костромской области в 2010 году в тест системах для совместного выявления антител и антигена к ВИЧ для анализаторов открытого типа составляет 92 544 единицы, тест системах для выявления р24 антигена ВИЧ - 192 единицы, тест системах для выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов - 500 единиц. Указанная заявка направлена без учета потребностей УФСИН России по Костромской области, что подтверждено представленными суду заявками Департамента здравоохранения КО от 11.02.2010 года с учетом потребностей ФСИН России по КО на 106 848 тест-систем (л.д. 164-165 том 1), аналогичной скорректированной заявкой и письмом Департамента здравоохранения КО (л.д.161 -163 том 1) без учета потребностей УФСИН России по Костромской области на 102 219 тест-систем. Суду не представлено доказательств того, на каком основании Департаментом здравоохранения Костромской области направлена заявка без учета потребностей ФСИН Костромской области, заявленных в письме УФСИН России по КО от 02.02.2010 года, а доводы ответчика в той части, что это произведено в виду отказа Минздравсоцразвития РФ, опровергнуты в судебном заседании представителем Минздравсоцразвития РФ, пояснившем, что такого отказа не имело место и потребность Департамента здравоохранения Костромской обл. в указном оборудовании в т.ч. и с учетом потребностей УФСИН России по КО, в случае включения её в заявку, была бы удовлетворена, т.к. в учреждениях ФСИН Костромской области отсутствует необходимое оборудование для проведения исследований на ВИЧ. Таким образом, требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению. При этом, судом не принимаются во внимание доводы представителя Департамента финансов КО в той части, что в настоящее время права лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, не нарушаются, т.к. лабораторные исследования проводятся и потребность Костромской области в указанном оборудовании на 2010 год удовлетворяет в т.ч. и потребности УФСИН России по Костромской области. Как указано выше, прокурор обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, требованиям закона противоречат конкретные действия Департамента здравоохранения Костромской области в отказе УФСИН России по КО включить в заявку на поставку в 2010 году диагностических средств в конкретном размере, с учетом потребностей данного ведомства в определенном размере. Тот факт, что на момент рассмотрения дела, исследования лиц, содержащихся в системе УФСИН России по КО проводятся и потребности Костромской области, заявленной ответчиком в Минздравсоцразвития РФ, достаточно, правового значения для рассмотрения заявленных требований, не имеют. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Костромской области удовлетворить. Признать незаконным отказ Департамента здравоохранения Костромской области о включении УФСИН России по Костромской области в заявку на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека. Решение может быть обжаловано в Костромской облсуд через Свердловский районный суд г.Костромы в течение 10 дней. Судья -
услугу, в том числе по видам медицинской помощи, предусмотренным
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской
помощи. При этом согласие пациента на оказание медицинской услуги на
платной основе должно быть зафиксировано в медицинской документации;
подлежащим обязательному медицинскому страхованию на территории
Российской Федерации.
больница» по оказанию медицинских услуг по проведению лабораторных
исследований в иммунологической лаборатории методом ИФА на наличие у
лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области,
ВИЧ-инфекции, на возмездной основе. Признать незаконным отказ Департамента здравоохранения Костромской области в проведении бесплатных лабораторных исследований в иммунологической лаборатории методом ИФА на базе ГУЗ «Костромская областная больница» на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции, на безвозмездной основе за
счет средств бюджета Костромской области. Обязать Департамент здравоохранения Костромской области и ГУЗ «Костромская областная больница» организовать проведение лабораторных исследований в иммунологической лаборатории методом ИФА для нужд учреждений УФСИН России по Костромской области на безвозмездной основе за счет средств бюджета Костромской области.
38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-
инфекции)» финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации. Системный анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что Федеральная служба исполнения наказаний отнесена к одному из немногих ведомств, которому предписано самостоятельно формировать заявки в Министерство здравоохранения на поставку диагностических средств и антивирусных препаратов (независимо от наличия либо отсутствия в территориальном подразделении Федеральной службы исполнения наказаний специализированной лаборатории).