дело № 2-3113/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 ноября 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего Лукьяновой С.Б. при секретаре Муравьевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайличенко Николая Ивановича к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Михайличенко Н.И. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда по г. Костроме и Костромскому р-ну Костромской обл. об обязании ответчика назначить ему досрочную пенсию в связи с достижением возраста <данные изъяты> лет, мотивируя тем, что 19 июля 2009 года он обратился в ГУ УПФ РФ по г. Костроме с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости согласно ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с вредными и тяжёлыми условиями труда. Решением комиссии ГУ УПФ РФ по г. Костроме от 06.08.09 года № 5297, исключены из специального стажа его работы периоды работы в <данные изъяты> в качестве слесаря по ремонту подвижного состава с 26.07.1989г. по 24.09.1990 г. и с 09.12.1993 г. по 31.12.1996 года и отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку указанное предприятие выполняло ремонт локомотивов, а не вагонов. Считая данный отказ необоснованным, истец обратился в суд с указанными выше требованиями, мотивируя их тем, что представил в УПФ все необходимые документы, подтверждающие его стаж работы во вредных условиях труда. В судебном заседании истец Михайличенко Н.И. исковые требования уточнил и просил суд: обязать ответчика включить в специальный стаж периоды его работы в <данные изъяты> в качестве слесаря по ремонту подвижного состава с 26.07.1989 г. по 24.09.1990 г. и с 09.12.1993 г. по 31.12.1996 года и назначить ему досрочную пенсию с 19 июля 2009 года. Представитель ГУ УПФ по г.Костроме и Костромскому району КО Лаврова Н.Э.с иском не согласна суду пояснила, что указанные периоды работы истца не включены в специальный стаж, поскольку Постановлением Правительства РФ № 272 от 24.04.1992 года утвержден Список профессий локомотивных бригад, которым установлено право на досрочное назначение пенсии, который предусматривает наименование профессии «слесарь по ремонту подвижного состава, занятый на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог», истец, согласно данных его пенсионного дела, такую должность не занимал, а предприятие в котором он работал производило ремонт локомотивов, а не подвижного состава. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с п\п. 5 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; Судом установлено,что 15 июля 2009 года Михайличенко Н.И., достигающий ДД.ММ.ГГГГ, возраста 55 лет, обратился в ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п\п. 5 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с 19 июля 2009 г.(л.д.25). Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.08.2009 года № 1481 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.5 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. По представленным документам страховой стаж работы истца определен в 32 года 10 мес. 03 дня, специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда ( по п\п5 п.1 ст. 27 ФЗ-173) - 09 лет 04 мес. 25 дней. Согласно данным трудовой книжки истца, данных его пенсионного дела, он работал в <данные изъяты> в качестве слесаря по ремонту подвижного состава с 26.07.1989г. по 24.09.1990 г. и с 09.12.1993 г. по 31.12.1996 года, справки, уточняющей особый характер работ или условий труда, по указанному периоду работы не имеет. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 (подпункт "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Принцип компенсации работы в особых (вредных, тяжелых, в данном случае - интенсивных) условиях труда назначением пенсий на льготных условиях сохранялся и в законодательстве РФ ( в период, когда протекали спорные периоды работы истца). Пунктом "д" ч.1 ст. 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" было предусмотрено, что пенсии мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет назначаются, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей) Следовательно, правовое регулирование пенсионных отношений в этой части, включая такое условие, как интенсивность движения поездов для рабочих локомотивных бригад, обеспечивающих безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте, не изменялось. В списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, указаны «осмотрщики - ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог», «Слесари по ремонту подвижного состава, занятые на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, 1 и 2 класса магистральных железных дорог». Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 38-О подтверждено, что Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель, как и ранее, связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Именно поэтому в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, указаны слесари по ремонту вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог». Таким образом, при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал должность), указанной (указанную) в названном выше Списке, а также была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке а именно его занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для слесарей по ремонту подвижного состава. Таких доказательств истцом не представлено. Так, согласно актов проверки страхового стажа истца, проведенного ОПФ по Буйскому р-ну Костромской области в присутствии представителя <данные изъяты> - филиала ОАО РЖД от 11.06.09 года (л.д.35-36) основными направлениями деятельности Локомотивного дело Буй является производство технического обслуживания и ремонта локомотивов, содержание в исправном состоянии парка локомотивов, организация выполнения графика движения норм эксплуатации подвижного состава, соблюдение режима работы локомотивных бригад и др. Согласно ответа <данные изъяты> - филиала ОАО РЖ, полученного по запросу суда от 18.11.2010 года, предприятие (Локомотивное депо) проводило и проводит ремонт локомотивов, Михайличенко Н.И. в спорные периоды работы осуществлял ремонт локомотивов в качестве слесаря по ремонту подвижного состава. К слесарям по ремонту подвижного состава, занятых на пунктах технического обслуживания вагонов не относится и данные периоды работы в специальный стаж не могут быть включены. На основании изложенного, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований истца о включении в его спецстаж указанных спорных периодов его работы, не включение указанных периодов в специальный стаж работы истца пенсионным органом, является обоснованным. Таким образом, исковые требования в части обязания ответчика включить в специальный стаж работы периоды работы в локомотивном депо <данные изъяты> в качестве слесаря по ремонту подвижного состава с 26.07.1989г. по 24.09.1990 г. и с 09.12.1993 г. по 31.12.1996 года не подлежат удовлетворению. Поскольку специальный стаж у истца на момент его обращения в УПФ составляет менее требуемого предела стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости( 12 лет 6 мес.), у истца, при достижении им возраста <данные изъяты> лет на момент его обращения в пенсионный орган, не возникло права для назначения пенсии и его исковые требования в части обязания ответчика назначить ему досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении иска Михайличенко Николаю Ивановичу к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в <данные изъяты> в качестве слесаря по ремонту подвижного состава с 26.07.1989г. по 24.09.1990 г. и с 09.12.1993 г. по 31.12.1996 года в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 19 июля 2009 года - отказать. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней через Свердловский районный суд г. Костромы.