о предоставлении денежной компенсации на приобретение жилья.



Дело № 2-3308/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2010 г.

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой С.Б.,

при секретаре Муравьевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каптикова Петра Егоровича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий и обязании произвести социальную выплату на улучшение жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Каптиков П.Е. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий и обязании произвести социальную выплату на улучшение жилищных условий, в обоснование иска указал, что является Ветераном Великой Отечественной войны, имеет удостоверение ветерана о праве на льготы на основании статей 17 ФЗ «О ветеранах». Проходил службу в рядах советской армии с 1944 по 1951 годы, не входивших в состав действующей армии. Проживает один в деревянном доме в <адрес>, без удобств, что в преклонном возрасте является затруднительным. В связи с чем, он обратился в Департамент СЗН Костромской области с заявлением на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Однако Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области отказал ему в предоставлении указанной выплаты, то, что в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» жильем за счет средств федерального бюджета обеспечиваются ветераны в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений. В Указе Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов» №174 от 7 мая 2008 года поясняется, что реализовываться он должен на основании закона «О ветеранах», поэтому он как лицо, попадающее под категорию «участник войны» по ст. 17 ФЗ «О ветеранах», должен пользоваться объемом прав, льгот и компенсаций наравне с инвалидами войны.

В судебное заседание истец не явился, его представитель Зарубина Н.П. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

В предварительном судебном заседании истец Каптиков П.Е. требования поддержал.

Представитель ответчика ДСЗН Костромской области Евдокимова С.В. иск не признала, суду пояснила, что Каптиков П.Е. относится к ветеранам-участникам ВОВ, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 ФЗ «О ветеранах». Так как истец не принимал участие в боевых действиях в период ВОВ, он относится к участникам ВОВ, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные статьей 17 указанного Закона. Согласно данной статье обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в форме социальной выплаты, предусмотрено только в случае выселения участников ВОВ из служебных жилых помещений. Истец же из служебного жилья не выселяется, проживает в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, поэтому социальная выплата за счет средств федерального бюджета ему не полагается.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ОГУ «Центр социальных выплат» Давидьян Т.Н. иск не признала по тем же основаниям, что представитель ответчика.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев учетное дело истца Каптикова П.Е., суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Судом установлено, что Каптиков П.Е.., <данные изъяты> года рождения, проходил действительную военную службы с 19.11.1944 года по 17.06.1951 года в рядах Советской Армии, с ноября 1944 г. по август 1945 в качестве курсанта школы сержантов 99 зап. стрелкового полка, с августа 1945 г. по апрель 1946 г. - в качестве стрелка тоже школы, с апреля 1946 г. по ноябрь 1947 г. в качестве курсанта в\ч <данные изъяты> и далее по июнь 1951 года в то же части.

Из материалов учетного дела истца следует и подтверждено в судебном заседании Каптиковым П.Е., что указанные войсковые части в состав действующей армии не входили.

22.12.2009 года истец обратился в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Костромского муниципального р-на КО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения Костромского муниципального р-на КО от 19.01.2010 года он принят на такой учет.

В числе других учетных дел ветеранов войны, претендующих на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, учетное дело Каптикова П.Е. было направлено в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области для решения вопроса осуществления социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Решением Департамента СЗН КО от 16 июля 2010 года, в соответствии с Протоколом заседания рабочей группы по мониторингу обеспечения жильем ветеранов ВОВ, Каптикову П.Е. отказано в предоставлении социальной выплаты из средств федерального бюджета, поскольку он отнесен к ст.17 ФЗ « О ветеранах» и не имеет факта выселения из служебного жилого помещения, о чем Каптикову П.Е. сообщено письменно 12.08.2010 года (л.д.5).

Истцом заявлен иск о праве на меру социальной поддержки, предусмотренную статьей 17 ФЗ «О ветеранах».

Так, на основании пп. «3» п.1 ч.1 ст.2 и п.4 ст.17 указанного Федерального закона предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

В целях реализации переданных государством полномочий администрация Костромской области приняла постановление № 224-а от 08.07.2008 года «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области», пунктом 1 которого определено, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предоставляется в форме социальной выплаты на обеспечение жильем.

Порядок предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области за счет средств федерального бюджета, утвержден пунктом 2 этого же постановления.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны также относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества.

Частью 2 статьи 4 Закона "О ветеранах" установлено, что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в Законе "О ветеранах", пользуются мерами социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны.

Подпунктом "з" пункта 1 части 1 статьи 2 и пунктом 4 статьи 17 Закона "О ветеранах" установлено, что военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период, подлежат обеспечению жильем как участники Великой Отечественной войны.

Судом установлено, что истец Каптиков П.Е. относится к ветеранам ВОВ из числа участников ВОВ, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах» и п.4 ст. 17 Закона: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Данный факт подтвержден материалами дела, учетным делом истца и сторонами не оспаривается.

Для указанной категории ветеранов - участников ВОВ меры социальной поддержки предусмотрены статьей 17 ФЗ «О ветеранах».

Согласно подпункту 4 данной статьи они имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что истец проживает не в служебном жилом помещении, а в доме, принадлежащем ему на праве собственности, по адресу: <адрес>, не имел факта выселения из служебного жилого помещения, поэтому обеспечение жилым помещением в форме социальной выплаты по нормам ст.17 ФЗ «О ветеранах» ему не полагается.

Статья 17 ФЗ «О ветеранах», а также другие статьи этого закона, не содержат положений, распространяющих на лиц, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 этого закона, к которым относится и истец, право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 14 этого закона для инвалидов ВОВ.

Меры социальной поддержки для каждой категории ветеранов, участников и инвалидов ВОВ предусмотрены в отдельных статьях закона, поэтому доводы истца и его представителя о том, что они одинаковы для инвалидов ВОВ и участников ВОВ, несостоятельны.

Не может быть признан обоснованным истца и о том, что в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года все ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены жильем на основании ст.14 ФЗ «О ветеранах».

Подобных положений Указ не содержит.

Статьей 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".

По смыслу данного правового акта обеспечение жильем перечисленных в нем граждан должно осуществляться в том случае, если их право на это установлено законом, и должно осуществляться в том объеме и порядке, которые установлены законом для каждой категории.

При таких обстоятельствах исковые требования истца, основанные на ошибочном толковании закона, не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Каптикову Петру Егоровичу к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий и обязании произвести социальную выплату на улучшение жилищных условий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней.

Судья