Дело №2-1341/2010 08 ноября 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Лукьяновой С.Б. при секретаре Муравьевой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смуреевой Алевтины Анатольевны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Смуреева А.А. 21.01.2010 года, обратилась в ГУ УПФ по г.Костроме и Костромскому р-ну КО за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ по г.Костроме и Костромскому р-ну КО от ДД.ММ.ГГГГ № Смуреевой А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за отсутствием требуемого специального стажа. Смуреева А.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению ПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району КО, мотивируя свои требования тем, что ответчик неосновательно не засчитывает ей ряд периодов в спецстаж, при включении которых спецстажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости будет достаточно. Просила обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в должности инструктора по оздоровительной физкультуре, инструктора по физической культуре в ясли-саде <данные изъяты>»: с 01.07.1984г. по 11.07.1987г., с 30.11.1987г. по 17.07.1989г.; периоды работы в должности инструктора по физической культуре <данные изъяты>»: с 01.09.2004г. по 17.04.2005г., с 01.05.2005г. по 31.08.2005г., с 01.09.2005г. по 20.01.2010г.; период работы в должности учителя физкультуры в <данные изъяты> с 01.09.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 31.08.2003г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 2.10.1981 г. по 16.10.1981 г., с 2.12.1982 г. по 27.12.1982 г., с 18.04.2005 г. по 30.04.2005 г. и назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировала тем, что все указанные периоды работы она была занята педагогической деятельностью. В судебном заседании истица Смуреева А.А. требования поддержала, пояснила, что в детском учреждении <данные изъяты> и в ясли-саде <данные изъяты> в спорные периоды она работала в должностях «инструктора по оздоровительной физкультуре», «инструктора по физической культуре», «учителя по физической культуре», при этом в её должностные обязанности были включены функции по оздоровительной, образовательной и воспитательной работе с детьми, то есть фактически выполняла те же должностные функции, что и «воспитатель физической культуры». Представители ГУ УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району КО Макарова Н.Г., Пристова М.К. исковые требования не признали, пояснив, что наименование должности «инструктор по оздоровительной и физической культуре», «инструктор физической культуре», «инструктор учитель по физической культуре» не предусмотрены «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О гос.пенсиях в РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463. Выслушав стороны, эксперта А. изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Смуреева А.А. работала в должности инструктора по оздоровительной физкультуре, инструктора по физической культуре в <данные изъяты>»: с 01.07.1984г. по 11.07.1987г., с 30.11.1987г. по 17.07.1989г.; - в должности инструктора по физической культуре <данные изъяты> с 01.09.2004г. по 17.04.2005г., с 01.05.2005г. по 31.08.2005г., с 01.09.2005г. по 20.01.2010г.; - в должности учителя физкультуры в <данные изъяты> с 01.09.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 31.08.2003г. (л.д.10-14). С заявлением о назначении досрочной пенсии к ответчику истица обратилась 21.01.2010 года. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ по г.Костроме и Костромскому р-ну КО от ДД.ММ.ГГГГ № Смуреевой А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за отсутствием требуемого специального стажа. В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № указанные периоды работы Смуреевой А.А. исключены из специального стажа истицы, решение мотивировано тем, наименование должности «инструктор по оздоровительной и физической культуре», «инструктор физической культуре», «инструктор учитель по физической культуре» не предусмотрены «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463. Периоды работы в должности учителя физкультуры в <данные изъяты> с 01.09.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 31.08.2003г. не включены в спецстаж, т.к. отсутствует занятость на 1 ставку, т.е. нет условия выполнения нормы рабочего времени, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены в специальный стаж, т.к. истица имела отвлечения от работы. В соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют женщины достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; В разделе "Наименование должностей" указанного Списка утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.должность «инструктор по оздоровительной и физической культуре», «Инструктор по физической культуре», «инструктор-учитель по физической культуре» не предусмотрена. Не предусматривались названные должности и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами: Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Советом Министров РСФСР от 07 сентября 1991 года № 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 ;Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397(действующего до 1993 года). По делу была проведена государственная экспертиза условий труда истицы в спорные периоды времени. Согласно заключению по результатам государственной экспертизы труда № 80 от 01.10.10 годав штатное расписание детских дошкольных учреждений во исполнение приказа Министерства просвещения СССР от 31.08.1987 года № 167 «О дополнении штатов детских дошкольных учреждений, условий оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений» была введена должность инструктора по физической культуре. В инструктивном письме Государственного комитета СССР по народному образованию № 5 от 2.02.1990 года дано разъяснение, что обучение детей плаванью в дошкольных учреждениях, имеющих малоразмерные плавательные бассейны, в соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 31.08.1987 года № 167 «О дополнении штатов детских дошкольных учреждений, условий оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений» организует и осуществляет инструктор по физической культуре, в соответствии с Типовой программой «Физическая культура в детском саду» и Методическими рекомендациями по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста, разработанными Управлением дошкольного воспитания Минпроса СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Должность вводится из расчета 0,25 единицы должности на каждые 2 группы, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию. По данному инструктивному письму оплата труда инструктора по физической культуре производится в порядке, предусмотренном пунктом 18 Инструкции о порядке начисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса от 16.05.1985 г. № 94 для воспитателей дошкольных учреждений, и время работы засчитывается в педагогический стаж. Ставка заработной платы для данной должности устанавливалась за 5 часов работы в день /30 часов работы в неделю/, из которых 18 часов отводились на учебные занятия по плаванию в бассейне, а 12 часов на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, индивидуальную работу с ослабленными и отстающими в физическом развитии детьми, на организационно-методическую работу с воспитателями, персоналом дошкольного учреждения, родителями. «Отпуск инструкторам по физкультуре предоставлять как работникам с ненормированным рабочим днем». Следовательно, на ставку инструктора по физической культуре нагрузка должна составлять 8 групп детей. В акте приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения от 26 июня 1981 года, утвержденного решением Исполкома Костромского городского Совета депутатов трудящихся 26.06.1981 г. № 288, указано наименование и адрес строительного объекта: 2-х этажное кирпичное здание детских яслей-сада на 280 мест в <адрес>, в котором в соответствии со справкой <данные изъяты> размещался <данные изъяты>. Временным Положением о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 8.03.1960 года № 327, были утверждены нормативы по определению численности персонала и количество детей в группах: в первой ясельной - 15 человек, во второй и третьей ясельной и первой младшей группе детского сада - 20 человек, во второй младшей, средней и старшей групп детского сада - 25 человек. Следовательно, с вычетом из общего количества детей ясельного возраста (280-15-20-20-20=205:25=8) в ясли-саде <данные изъяты> было 8 групп детей в возрасте с 3-х лет, с которыми проводились занятия по обучению плаванию. Следовательно, нагрузка Смуреевой А.А. в должности инструктора по физической культуре соответствовала регламентированной нормативными документами. Должностные обязанности или другие документы, свидетельствующие о характере труда Смуреевой А.А., на экспертизу не представлены. Должность инструктора по физической культуре «перечнем учреждений…», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, «Списком профессий и должностей работников образования….», утверждены постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 « Списком…»утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрена. Во всех регламентирующих документах ( постановление Правительства РФ и Минтруда РФ, приказах Минобразования РФ) действующих в период с 1986 по 2009 года должность «инструктор по физической культуре» отнесена к категории - педагогические работники. Следовательно, проведение обучения детей плаванию является осуществлением педагогической деятельности. Аналогичные выводы сделаны экспертом по периоду работы истицы в должности инструктора по физической культуре <данные изъяты> с 01.09.2004г. по 17.04.2005г., с 01.05.2005г. по 31.08.2005г., с 01.09.2005г. по 20.01.2010г.; Допрошенная в качестве эксперта А. подтвердила доводы, изложенные в заключении экспертизы, однако в судебном заседании пояснила, что отнести должности «инструктор по оздоровительной и физической культуре», «инструктор по физической культуре», «инструктор-учитель по физической культуре» к какой либо должности, указанной в Списках не представляется возможным, указанные должности ближе к должности воспитателя. У суда нет оснований не доверять показаниям эксперта. Однако, несмотря на то, что должность «инструктор по оздоровительной и физической культуре», «инструктор по физической культуре», «инструктор-учитель по физической культуре» и должность воспитателя имеют схожие цели и задачи, работа в указанных должностях является педагогической деятельностью, суд считает, что это две самостоятельные должности, имеющие свои особенности исходя из возложенных на них воспитательных функций. Тождественность данных должностей в порядке установленном постановлением Правительства РФ не установлена. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Такого права у истицы не возникло, поскольку с момента назначения на должность «инструктор по оздоровительной и физической культуре», «Инструктор по физической культуре», «инструктор-учитель по физической культуре», она могла и должна была предвидеть, что ее работа в указанной должности не подлежит включению в специальный стаж, так как это не было предусмотрено нормативными документами, регулирующими спорные правоотношения на момент ее работы в указанных должностях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Данный вывод суда основан на позиции изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года № 476-О-О. В соответствии с которой право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Доводы истицы о тождественности выполняемых ею функций, условий и характера деятельности в должности инструктор по физической культуре и в должности воспитателя суд считает необоснованными, не подтвержденными допустимыми доказательствами и не основанными на законе. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. В данном случае имело место наличие в штатных расписаниях ясли-сада № детского сада № как должностей воспитателя, так и инструктора по физической культуре. Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которая не содержится в нормативных правовых актах. Суд считает, что неправильного наименования должности истицы не имело место, она не выполняла функций и не занимала штатной должности воспитателя. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью воспитателя содержит должности «тренер», «инструктор». При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что пенсионные права заявительницы были нарушены. Доводы истицы о незаконности решения ответчика в части отказа включить в стаж работы истицы по специальности периоды его трудовой деятельности в должности «инструктор по оздоровительной и физической культуре», «Инструктор по физической культуре», «инструктор-учитель по физической культуре» не соответствуют регулирующим спорные правоотношения нормам закона. На основании изложенного оснований для удовлетворения заявленного иска в части включения в специальный стаж периодов работы в должности инструктора по физической культуре <данные изъяты> с 01.09.2004г. по 17.04.2005г., с 01.05.2005г. по 31.08.2005г., с 01.09.2005г. по 20.01.2010г.; в должности учителя физкультуры в <данные изъяты> с 01.09.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 31.08.2003г. у суда не имеется, в указанной части иска должно быть отказано. Период работы истицы - в должности учителя физкультуры в <данные изъяты> с 01.09.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 31.08.2003г. обоснованно не включен ответчиком в специальный стаж работы, в данной части иска следует отказать по следующим основаниям. В соответствии с Правилами исчисления стажа работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от11.07.01 года при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, периоды работы с 01.09.2000 года засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы ( должностной оклад). Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников (с изменениями и дополнениями) для учителей образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста установлена ставка заработной платы за 18 часов в неделю. Согласно Заключения по результатам государственной экспертизы труда № 80 от 01.10.10 года педагогическая нагрузка Смуреевой А.А. в спорные периоды времени составляла 8 часов в неделю. Замещение Смуреевой А.А. отсутствующих воспитателей и учителей составляло менее 10 часов в неделю. Следовательно, нагрузка Смуреевой А.А. в период работы учителем физкультуры с 29.09.1997 года по 31.08.2003 год была менее 18 часов в неделю. Исковые требования в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 02.10.1981 г. по 16.10.1981 г., с 02.12.1982 г. по 27.12.1982 года подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 27 и 28 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня. Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ. Судом установлено, что в указанные периоды истица работала в должности воспитателя <данные изъяты>, которые включены ответчиком в её спецстаж. Период нахождения на курсах повышения квалификации с 18.04.2005 г. по 30.04.2005 года не подлежит включению в спецстаж, поскольку в указанный период истица работала в должности инструктора-учителя по физической культуре в <данные изъяты>, и судом во включении указанного периода в спецстаж отказано. Учитывая, что у истицы отсутствует необходимый специальный стаж в 25 лет, право на назначение досрочной трудовой пенсии у нее по состоянию на 21.01.2010 г. не наступило, оснований для удовлетворения ее требований о назначении и выплате ей досрочной трудовой пенсии с 21.01.2010 года не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил: Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области включить Смуреевой Алевтине Анатольевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.10.1981 г. по 16.10.1981 г., с 02.12.1982 г. по 27.12.1982 года. В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы: -в должности инструктора по оздоровительной физкультуре, инструктора по физической культуре в <данные изъяты> с 01.07.1984г. по 11.07.1987г., с 30.11.1987г. по 17.07.1989г.; - в должности инструктора <данные изъяты> с 01.09.2004г. по 17.04.2005г., с 01.05.2005г. по 31.08.2005г., с 01.09.2005г. по 20.01.2010г.; - в должности учителя физкультуры в <данные изъяты> с 01.09.2000г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 31.08.2003г.; - периода нахождения на курсах повышения квалификации с 18.04.2005 г. по 30.03.2005 года и о назначении досрочной пенсии с 21.01.2010 г. - отказать. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд в течение 10 дней Судья