о предоставлении жилого помещения.



                                                                                                                Дело № 2-3116/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 ноября 2010 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой С.Б.

при секретаре Муравьевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турбасова Евгения Владимировича к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения,

установил:

Турбасов Е.В. обратился в суд с иском к администрации г. Костромы, в котором просит обязать предоставить ему отдельную благоустроенную квартиру или дом по установленным законодательством нормам, указывая в обоснование, что он проходит службу в милиции с 20 июня 2008 года, с 20.09.2008 г. проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции <данные изъяты>, нуждается в улучшении жилищных условий, на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ из администрации г. Костромы поступил ответ о том, что вопрос о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий не рассмотрен, для принятия окончательного решения не предоставлен документ, подтверждающий проживание на территории г.Костромы, однако в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» он имеет право на обеспечение жильем в течение шести месяцев с момента вступления в должность. Просит обязать администрацию г.Костромы предоставить ему отдельную, благоустроенную квартиру или дом по установленным законодательством нормам.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы.

В судебном заседании истец Турбасов Е.В. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель администрации г. Костромы Котин А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истцом в администрацию г. Костромы необходимые документы, подтверждающие факт его проживания на территории г.Костромы представлены не были, истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. зарегистрирован и имеет право проживания в жилом помещении по месту своей регистрации в <данные изъяты> районе КО, кроме того на органы местного самоуправления не возложено обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции, между администрацией г.Костромы и истцом отсутствуют какие либо правоотношения по предоставлению жилья, т.к. истец не состоит в очереди в получении жилья при администрации г.Костромы.

Представитель третьего лица Комитета ЖКХ администрации г.Костромы Бондарев Ю.С. в судебном заседании не присутствует, ходатайствовал о рассмотрении дела свое в отсутствие, ранее иск не признал по тем же основаниям, что и представитель ответчика.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Справке <данные изъяты>, Турбасов Е.В. проходит службу в органах внутренних дел с 20.06.2008 года, в должности участкового уполномоченного милиции <данные изъяты> с 29.08.2009 г. по настоящее время (л.д.7).

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексе порядке. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, их осуществление предусмотрены ст.ст. 19,20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ в Определении от 15 февраля 2005 года № 58-О, от 17 октября 2006 года № 485-О указал, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенного на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие, имеет как общегосударственное, так и местное значение, содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета, законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечить сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции РФ.

В соответствии со ст. 4 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года № 320-ЗКО « О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на учет также могут быть признаны определенные федеральным законом или законом Костромской области иные категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

С учетом приведенных норм ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст. 4 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года № 320-ЗКО, выводов Конституционного Суда РФ в Определении от 15 февраля 2005 года, от 17 октября 2006 года довод представителя ответчика о том, что на органы местного самоуправления не возложено обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции, в частности участковым уполномоченным милиции, является несостоятельным.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Так, согласно пункту 1 части 1 этой статьи, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Турбасов Е.В., как установлено в суде, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждается следующими доказательствами.

Согласно сведений Управления Росреестра по Костромской области от 18.10.2010 г., Справки от 19.10.2009 г. ГП «Костромаоблтехинвентаризация» у Турбасова Е.В. отсутствуют сведения о принадлежности ему на праве собственности жилых помещений и о совершения им сделок с жилыми помещениями за пять лет.

Турбасов Е.В. не имеет регистрации по месту жительства на территории г.Костромы, с 2008 года проживает на съемных квартирах без оформления соответствующего договора поднайма жилого помещения, что подтверждено в судебном заседании его пояснениями, а также показаниями свидетелей К. и П. - сотрудников <данные изъяты>

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Турбасов Е.В. обратился в администрацию г.Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, им предоставлены все документы (л.д.20-21), однако согласно протокола заседания городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решения по указанному заявлению не было принято, истцу предложено предоставить документ, подтверждающий его проживание на территории г.Костромы, по состоянию на день рассмотрения дела судом, такое решение также не было принято, что подтверждается справкой Комитета ЖКХ администрации г.Костромы (л.д.17).

Однако такого документа Турбасов Е.В. предоставить не может, поскольку он, как указано выше не имеет регистрации в г.Костроме, предоставил сведения о его регистрации на территории <данные изъяты> р-на КО по месту жительства его родителей, а также сведения об отсутствии на территории <данные изъяты> р-на жилых помещений в собственности, поэтому суд расценивает письмо администрации г.Костромы от 7.04.2010 г (л.д.4), как бездействие в решении вопроса о постановке на учет истца и признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с положениями частей 3 и 7 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Костромской области «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 22.11.2005 года № 320-ЗКО учет граждан ведется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При этом суд также отмечает, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в случаях, перечисленных в ст.54 ЖК РФ, в частности, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Таких оснований к отказу не установлено.

Представленные истцом документы являлись достаточными для решения вопроса о постановке его на учет либо отказе в постановке на учет и соответствовали перечню документов, определенному статьей 5 Закона Костромской области «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 22.11.2005 года № 320-ЗКО.

В соответствии с частью 3 статьи 6 названного Закона Костромской области по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона, орган, осуществляющий принятие на учет в течение 30 рабочих дней со дня принятия заявления о принятии на учет принимает решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет.

Судом установлено, что ответчик, указанные требования закона не исполнил, в установленный срок не принял решение о постановке истца на учет либо об отказе в постановке, что лишает истца в настоящее время обжаловать указанный отказ в установленном законом порядке, поэтому вопрос о его нуждаемости в улучшении жилищных условий был предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании.

По определению п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Одним из факторов, позволяющих установить место жительства гражданина в целях его принятия на учет, является регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713.

Однако указанный формальный признак места жительства не является единственно определяющим место жительства граждан.

Согласно ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Содержание данного конституционного права включает в себя свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации, свободу выбора места пребывания и свободу места жительства. Последнее (право на выбор места жительства) предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрационный учет граждан Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей, однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, поэтому реализация гражданами права на обеспечение жилыми помещениями не может ставиться в зависимость от регистрационного учета, носящего уведомительный характер.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ № 199-О от 05.10.2000 года, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК РФ, Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Подобная правовая позиция подтверждена и в Определении Конституционного Суда РФ № 123-О от 09.04.2002 года.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, с июня 2008 года истец постоянно работает и проживает на территории города Костромы в различных жилых помещениях без оформления договоров найма, Турбасов Е.В. нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения не является, в собственности жилого помещения не имеет, членом семьи собственника жилого помещения на территории г.Костромы не является.

К членам семьи Турбасова В.И., в жилом помещении которого истец зарегистрирован, он перестал относиться, поскольку в судебном заседании истец пояснил, что выехал из этого помещения, в г.Кострому первоначально для учебы, затем для работы, регистрация в жилом помещении отца произведена им без цели проживания, общего хозяйства он и отец не ведут длительное время, он самостоятельно проживает один в г.Костроме.

Факт нахождения истца с собственником дома в родственных отношениях ( отец и сын) сам по себе не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи, поскольку закон (статья 31 Жилищного кодекса РФ) признание таковыми связывает только с фактом совместного проживания с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.

Этому корреспондирует и разъяснение, данное в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что «членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника».

То обстоятельство, что ранее до работы в милиции в г. Костроме истец с детства проживал, а в настоящее время зарегистрирован по месту жительства родителей по адресу: <адрес> в жилом помещении, собственником которой является его отец Турбасов В.И., и по учетной норме в данном жилье жилой площадью обеспечен, не дает оснований считать, что он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту настоящего проживания и работы на территории г.Костромы.

Возложение обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу ч. 2 ст. 135 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования, поэтому довод ответчика об отсутствии средств, возможностей для обеспечения жильем истца не может являться основанием для отказа в иске.

Довод представителя ответчика о том, что истец не был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является юридически безразличным, поскольку он в должности участкового уполномоченного милиции отработал более шести месяцев, обязанность по обеспечению его жильем администрацией г. Костромы не исполнена, начало течения шестимесячного срока законом определено не моментом постановки на очередь, а моментом вступления в должность.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, на муниципальное образование городского округа г.Костромы в лице администрации г. Костромы подлежит возложению обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно - техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Обязать муниципальное образование городского округа г.Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Турбасову Евгению Владимировичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в облсуд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья