Дело № 2-3135\2010 09 ноября 2010 года Свердловский районный суд г. Костромы в составе: Судьи Лукьяновой С.Б. При секретаре Муравьевой Т.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хвалековой Марии Николаевны к Департаменту СЗН, опеки и попечительства Костромской области о взыскании задолженности, Установил: Хваленкова М.Н. в лице своего представителя Шкаликова С.Д., обратилась в суд с иском к Департаменту СЗН, опеки и попечительства Костромской области, Хваленкову Д.Н. о взыскании задолженности по социальной выплате <данные изъяты> рублей, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ скончался её супруг Н.., на момент смерти которого Департамент СЗН Костромской области имел перед ним задолженность по начисленной, но не выплаченной разнице по социальной выплате на улучшение жилищных условий в порядке и на основании ФЗ № % « О ветеранах», Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветераном Великой Отечественной Войны 1941-45 г.» в указанной сумме. Она и Хваленков Д.Н. вступили в права наследства после смерти Н., после чего она обратилась к ответчику с заявлением о выплате указанной суммы. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ, в котором Департамент СЗН Костромской области отказал ей в выплате задолженности, который мотивирован тем, что права инвалидов ВОВ на получение мер социальной поддержки являются самостоятельными, права членов семей умерших инвалидов ВОВ возникают лишь после смерти последних. Поскольку при жизни Н.., Хваленкова М.Н. не обладала правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, правопреемником данного права не является. Полагает данный отказ не правомерным, поскольку первоначально, при издании ответчиком приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, в силу которого ему была выплачена социальная выплата на приобретение жилья в сумме <данные изъяты> рублей, права Хваленкова Н.А. были нарушены, выплаченная сумма являлась заниженной (из расчета норматива 22 кв.м.), в связи, с чем Хваленков Н.А. обратился в суд с иском о взыскании недополученной суммы задолженности <данные изъяты> руб. (из расчета 36 кв.м.) в связи с изданием 29.07.2009 г. ФЗ № 136, в процессе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ ответчик издал приказ №, в соответствии с которым Хваленкову Н.А. была доначислена сумма социальной выплаты <данные изъяты> руб., однако в связи с тем, что он ДД.ММ.ГГГГ Н. умер, он был исключен из данного приказа. Полагает, что на момент смерти ответчик имел перед Н. задолженность по указанной выплате, она в соответствии со ст. 1112 ГК РФ входит в состав его наследства и должна быть ей выплачена, как задолженность. В процессе рассмотрения дела, от представителя истицы поступило уточнение заявленных требований (л.д.31), в которых он исключил Хваленкова Д.Н. из числа ответчиков по делу, в связи с чем его процессуальное положение изменено на третье лицо не заявляющее самостоятельных требований. В судебном заседании истица не присутствует, её представитель Шкаликов С.Д. исковые требования поддержал по указанным основаниям. Представитель ответчика ДСЗН Костромской области Гриценко Р.Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ДСЗН издал приказ №, в соответствии с которым Н. была начислена сумма социальной выплаты <данные изъяты> руб. в связи с внесением изменения в законодательство, однако в связи с тем, что до издания приказа, Н. ДД.ММ.ГГГГ, умер, о чем на момент издания приказа ДСЗН не было известно, он Приказом ДСЗН от ДД.ММ.ГГГГ был исключен из данного приказа. Полагает, что на момент смерти ДСЗН не имел задолженности по указанной выплате перед Н. она в соответствии со ст. 1112 ГК РФ не входит в состав его наследства и не может быть выплачена истце, как задолженность. Представитель третьего лица ОГУ «Центр социальных выплат» Давидьян Т.Н. иск не признала по тем же основаниям, что и представитель ответчика. Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Третье лицо Хваленков Д.Н. в судебном заседании не участвует, согласно его просьбе. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска. Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов. С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров (в настоящее время для инвалидов Великой Отечественной войны - 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации). Приказом Департамента СЗН, опеки и попечительства Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ, изданным во исполнение указанных нормативных актов, на лицевой счет Н.. - ветерана ВОВ, была перечислена социальная выплата на улучшение жилищных условий в сумме <данные изъяты> руб. ( из расчета норматива площади 22 кв.м. и стоимости 1 кв.м <данные изъяты> руб. Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.06.2009 года внесены изменения в абзац первый подпункта 2 пункта 3 слова ст. 23.2 Закона слова "22 квадратных метра" заменены словами "36 квадратных метров", указанный закон вступил в силу 01.07.2009 года. Во исполнение указанного Закона, Приказом Департамента СЗН, опеки и попечительства Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ произведена доплата социальной выплаты из расчета норматива площади 36 кв.м. путем перечисления суммы социальной выплаты на счета ветеранов ВОВ (согласно приложения) и в т.ч. Н. на сумму <данные изъяты> руб. Однако, до издания указанного Приказа, ДД.ММ.ГГГГ Н. скончался. Определяя состав наследственного имущества, ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно части второй данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами. Право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий имел исключительно Н.., как ветеран ВОВ, на момент его смерти ДД.ММ.ГГГГ, указанное право могло быть им реализовано лишь путем издания соответствующего Приказа Департаментом СЗН,ОиП Костромской области и перечисления суммы социальной выплаты на его лицевой счет в банке. Наследование указанного права в порядке ст.1112 ГК РФ не допускается. Наследование суммы <данные изъяты> руб., как особой социальной выплаты, могло происходить лишь в порядке наследования отдельных видов имущества, ст.1183 ГК РФ. Из смысла статьи 1183 ГК РФ следует, что право на получение соответствующих сумм наследники имеют только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены. Получение (выплата) причитающихся Ветеранам ВОВ социальных выплат является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права ветерана ВОВ на получение социальной выплаты, конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего такую выплату - ДСЗН Костромской области. Судом установлено, что при жизни Н. данное право не было реализовано, сумма социальной выплаты в спорном размере при жизни ему не была ни начислена, ни произведена. Как указано выше, такой приказ ДСЗН КО издан ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после смерти Н.., денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. на его счет не перечислялись, по указанным основаниям, указанная сумма не подлежит наследованию, как сумма задолженности, ни в порядке ст.1112 ГК РФ. Доводы о том Н. заявил о праве на указанную сумму задолженности при жизни, судом проверены и не принимаются по следующим основаниям. Из материалов гражданского дела № 2-521/2010 г. усматривается, что впервые Н. в лице своего представителя Игнашовой Л.Н. обратился в суд с требованием о признании недействительным Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ему социальной выплаты на приобретение жилья и восстановлении его нарушенных прав в порядке главы 25 ГПК РФ, указывая на отсутствие между ним и ДСЗН КО спора о праве, исковое заявление о взыскании денежных средств сумме <данные изъяты> руб. впервые было предъявлено в суд представителем Н. ДД.ММ.ГГГГ, также после его смерти, когда её полномочия, как представителя прекратились (л.д. 53-62). Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении искаХвалековой Марии Николаевне к Департаменту СЗН, опеки и попечительства Костромской области о взыскании задолженности по социальной выплате <данные изъяты> рублей - отказать. Решение может быть обжаловано в облсуд в 10 дней через Свердловский районный суд г. Костромы. Федеральный судья -