Решение об отказе в удовлетворении исковых требований.



Дело № 2-642/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2011 года Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Пелевиной Н.В.

при секретаре Беловой С.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьян Г.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии и взыскании неполученных сумм пенсии,

у с т а н о в и л:

Григорьян Г.Н., <данные изъяты>, обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что в сентябре 2010 года получила извещение от ответчика, в котором ей было предложено заблаговременно позаботиться о своей трудовой пенсии и представить пакет документов для ее назначения в связи с достижением пенсионного возраста.

13.10.2010 года она обратилась к ответчику с собранными документами, при проверке которых специалисты пенсионного фонда выявили, что она в связи с работой в районах Крайнего Севера имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста. С учетом стажа ее работы в районах Крайнего Севера право на досрочное назначение пенсии у нее возникло 18.12.2007 года, однако пенсионные органы своевременно не уведомили ее о возникновении такого права и пенсия ей была назначена только с 13.10.2010 года.

09.11.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости с 18.12.2007 года и выплате пенсии за все время с момента возникновения права на нее. Письмом от 15.11.2010 года ответчик отказал ей в этом, указав, что пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на нее, что основой процессуальных действий субъектов пенсионных правоотношений является заявительная система и что для назначения пенсии необходимо обращение гражданина в соответствующий пенсионный орган. Согласно электронной базе Управления до 13.10.2010 года она за назначением пенсии не обращалась, в связи с чем оснований для назначения пенсии с более раннего срока не имеется.

Данный отказ является незаконным, поскольку сведения о ее трудовом стаже работодатель периодически представляет в Пенсионный фонд РФ, и последний, проведя оценку ее пенсионных прав, должен был заблаговременно уведомить ее о наступлении права на трудовую пенсию со снижением пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера, как сделал это за несколько месяцев до достижения ею общеустановленного пенсионного 55-летнего возраста. Не сделав это, ответчик нарушили ее право на получение трудовой пенсии с 18.12.2007 года.

Просит признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера при неполном льготном стаже с 18.12.2007 года и взыскать с ответчика в ее пользу сумму неполученной пенсии за период с 18.12.2007 года по 13.10.2010 года.

В судебном заседании истица требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что в связи с работой в районах Крайнего Севера имела право на назначение трудовой пенсии по старости с 18.12.2007 года, однако заблаговременно не была уведомлена об этом пенсионными органами. В настоящее время она работает в детском дошкольном учреждении и ей известно, что пенсионные органы направляют уведомления о возникновении права на досрочное назначение пенсии лицам, которые осуществляют педагогическую деятельность, или их работодателям и предлагают заранее представить документы, необходимые для назначения пенсии. Такое же уведомление должны были направить и в ее адрес, поскольку в пенсионных органах имеются сведения обо всех застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лицах. Поскольку такая обязанность ответчиком в отношении нее не выполнена, она по вине ответчика лишилась возможности своевременно обратиться за пенсией и получать ее с момента возникновения права на нее, т.е. с 18.12.2007 года, поэтому ответчик должен ей выплатить все неполученные по его вине суммы.

Представитель ответчика Абрамов В.В. иск не признал, сославшись на то, что в силу закона трудовая пенсия по старости, в том числе и со снижением общеустановленного пенсионного возраста, назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Истица за назначением пенсии обратилась 13.10.2010 года, поэтому пенсия ей была назначена с этого времени. До указанной даты она с заявлениями о назначении пенсии не обращалась, поэтому пенсия с более раннего срока назначена быть не может. Закон не возлагает на пенсионные органы обязанность по уведомлению граждан о предстоящем возникновении у них права на назначение пенсии, поэтому доводы истицы о том, что ранее она не могла обратиться за пенсией по вине пенсионных органов, необоснованны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело Григорьян Г.Н., суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"правона трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Из материалов дела следует, что с 17.01.1977 года по 30.09.1986 года (9 лет 8 месяцев 14 дней) Григорьян Г.Н. работала в районах Крайнего Севера (<данные изъяты>).

В связи с этим у нее в силу вышеуказанных норм с 18.12.2007 года (с 52-летнего возраста) возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Указанное обстоятельство никем не оспаривается.

13.10.2010 года Григорьян Г.Н. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, и решением названного учреждения № <данные изъяты> от 21.10.2010 года такая пенсия ей была назначена с 13.10.2010 года.

Истица претендует на выплату пенсии с более раннего срока и полагает, что суммы пенсии должны быть ей выплачены с момента возникновения права на нее, то есть с 18.12.2007 года.

Суд находит, что законные основания для этого отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудоваяпенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Согласно пункту 2 этой же статьи днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, утвержденными Постановлением Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 года во исполнение пункта 2 статьи 18 названного Федерального закона, обращение за пенсией - подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую (пункт 5); граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пункт 6); граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя (пункт 7).

В силу приведенных норм назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Григорьян Г.Н. впервые обратилась с заявлением о назначении пенсии 13.10.2010 года, что сама и не отрицала, до указанной даты с подобным заявлением в пенсионные органы не обращалась, что свидетельствует о том, что ответчик правомерно назначил ей трудовую пенсию с 13.10.2010 года и впоследствии правомерно отказал ей в ее назначении и выплате с более раннего срока.

Доводы истицы о том, что ответчик должен был заблаговременно до возникновения у нее права на назначение пенсии со снижением общего пенсионного возраста сообщить ей о том, что такое право возникнет, не основаны на законе.

Такая обязанность пенсионных органов Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", другими законами и нормативно-правовыми актами, регулирующими пенсионные правоотношения, не предусмотрена.

Предоставление работодателями в территориальные пенсионные органы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" документов и сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, подобной обязанности также не порождает.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Григорьян Г.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней.

Судья Н.В.Пелевина