2-1316/2010 года



ДЕЛО № 2-1316/2010

                                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                            

22 апреля2010года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Варсанофьевой С.Г.

при секретаре Журавлевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыкова Н.И. к ОГУ «Центр социальных выплат» об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью,

у с т а н о в и л:

Зыков Н.И. является ветераном подразделений особого риска и, согласно удостоверению серии ОРД № 023019 имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п/п «а» п.1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 05.02.2008 г. КСЗНОиП по городскому округу г. Кострома и ДСЗНОиП Костромской области обязаны обеспечить выплату Зыкову Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты>., выплату при обращении ежегодной компенсации за вред здоровью за 2008 год в сумме <данные изъяты>.

Зыков Н.И. обратился в суд с иском к КСЗНОиП по городскому округу г. Кострома и ОГУ «Центр социальных выплат» о дальнейшей индексации указанных компенсационных выплат за 2009 год и о возложении обязанности на надлежащего ответчика в дальнейшем производить индексацию в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ОГУ «Центр социальных выплат» Поцелуев В.П. иск не признал, пояснил, что истец получает ежемесячную компенсацию на приобретение продтоваров по решению суда в сумме, значительно превышающей определенную Постановлением Правительства РФ на основании базового закона, поэтому оснований для ее индексации не имеется. Ежегодная компенсация за вред здоровью выплачена истцу в предусмотренном действующим законодательством размере.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с пунктами 1 и 2 пп. «а» Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее базовый закон) на граждан из подразделений особого риска» истец получает указанные компенсационные выплаты, предусмотренные п/п 13 ч.1 ст.14 и ч.1 ст.39 базового закона.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Указанные выплаты отличаются от ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью, которые предусмотрены п.15 ст.14 базового закона и не могут быть проиндексированы в указанном истцом в исковом заявлении порядке, несмотря на то, что ранее, в виду неясности действующего законодательства в части индексации указанных истцом выплат, решением суда от 5 февраля 2008 г. данные выплаты были проиндексированы в порядке, который был предусмотрен для индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми получаема истцом ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров была установлена в размере 200 рублей и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Порядок индексации указанных выплат в 2008-2009 годах утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. в редакции от 07.07.2009 г., в 2010 году Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Из имеющейся в деле информации о произведенных истцу компенсационных выплатах видно, что ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплачивается ему в размере <данные изъяты>, тогда как Постановлением Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 г. в редакции от 07.07.2009 г. размер данной компенсации на 2009 г. установлен в сумме 538,43 руб., Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024 на 2010 г. в сумме 592,27 руб., т.е. в суммах, значительно меньших, чем выплачивается истцу. Ежегодная компенсация за 2009 год выплачена истцу в сумме 717,91 руб., за 2010 год в сумме 789,70 руб., как и предусмотрено указанными Постановлениями Правительства РФ.

При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований Зыкова Н.И.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                                                        РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Зыкову Н.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней.

Федеральный судья                                                             С.Г. Варсанофьева