2-1575/2010 года



Дело № 2 - 1575/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2010 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Варсанофьевой С.Г.,

при секретаре Журавлевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кардашевской Т.П. и Кардашевского В.М. к Управлению Пенсионного Фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о перерасчете пенсии, о выплате полагающейся пенсии с учетом индексации, о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Кардашевская Т.П. и Кардашевский В.М. обратились в суд с исками к УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о перерасчете соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ сумм пенсии в соответствии с ФЗ № 213-ФЗ от 27.07.2009 г., о выплате сумм полагающейся им пенсии с учетом всех имевших место индексаций размера частей трудовой пенсии, о компенсации морального вреда по <данные изъяты> рублей каждому.

Мотивировали тем, что они являются получателями досрочной трудовой пенсии по старости, пенсия была исчислена из заработной платы с учетом повышенного отношения среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате по строане за тот же период в размере 1,4. В справках, представленных ими для начисления пенсии за период работы на Крайнем Севере указан районный коэффициент 1,7. Город Нерюнгри основан в 1975 году в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.08.1975 г., районный коэффициент 1,7 действует с 1975 г. до настоящего времени. Все отчисления в ПФ начислялись на заработную плату с районным коэффициентом 1,7, который появился на Нерюнгринской земле в апреле 1975 г., когда ЦК КПСС и Совмин Союза установили его временно для лиц, занятых на строительстве и обслуживании Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. В законе о пенсиях нет указания на централизацию установления районных коэффициентов. То есть, фактически региональным властям такое право отдано на откуп. Якутия воспользовалась таким правом в 1991 году, когда на территории Нерюнгри постановлением Верховного Совета Якутской-Саха ССР и постановлением Совета Министров Якутской-Саха ССР был установлен районный коэффициент 1,7. Считают, что Пенсионным фондом в связи с необоснованным применением районного коэффициента не 1,7, а 1,4 нарушаются их права, наносится материальный вред, т.к. сумма ежемесячной пенсии уменьшена на 30%, что является существенным фактором для их материального и морального благосостояния.

Гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.

В судебном заседании Кардашевская Т.П. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Кардашевский В.М. в судебное заседание не явился, прислал заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители УПФ РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области Макарова Н.Г. и Соколова Н.В. исковые требования не признали, пояснили, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесчной заработной плате по стране в размерах не выше 1,4; 1,7; 1,9 в соответствии с нормами ст.30 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 22.04.2003 г. № 3 определяется на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента к заработной плате, установленного органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти, действовавшего в период работы застрахованного лица в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 г. № 380/П-18 на территории г. Нерюнгри централизованно был установлен районный коэффициент к заработной плате для рабочих и служащих непроизводственных отраслей в размере 1,4, который и применяется при установлении пенсий. Коэффициент 1,7 был установлен постановлением СМ СССР от 29.04.1975 г. № 352 временно лишь на период строительства Южно-Якутского угольного комплекса и только для работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства и строителей данного комплекса.

Выслушав указанных выше лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года, а с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года и Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года.

В соответствии со статьей 112 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Пунктом 29 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.04.1975 г. «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса» с учетом важного народнохозяйственного значения и сложности производственных условий строительства Южно-Якутского угольного комплекса, был установлен на период строительства этого комплекса районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства и строителей указанного комплекса и расположенных в районе строительства.

То есть, данный районный коэффициент 1,7 подлежал применению только в период строительства комплекса с 1975 года по 1982 год (пункт 1 постановления), установление указанного повышенного коэффициента носило временный характер, поэтому данный коэффициент не является районным коэффициентом, который устанавливается в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат граждан, проживающих в этих районах.

Доводы истцов о том, что повышенный районный коэффициент в размере 1,7 был установлен и в соответствии с постановлением Верховного Совета Якутской (Саха) ССР от 24 сентября 1991 года "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской - Саха ССР", и подлежит применению до настоящего времени, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, так как источником финансирования дополнительных расходов в связи с применением повышенных районных коэффициентов на основании указанного постановления Верховного Совета Якутской (Саха) ССР являлись средства местных бюджетов, а также собственные средства предприятий, объединений и организаций.

Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляются за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу статьи 16 этого же Закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Районный коэффициент, фактически начисленный к заработной плате на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации, учитывается при определении среднемесячного заработка застрахованного лица (статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Что же касается повышенного соотношения заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, предусмотренного п. 2 ст. 30 названного Федерального закона (ЗР/ЗП - 1,4; 1,7; 1,9) для определения размера пенсии (РП), то оно определяется с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).

На основании статьи 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года в редакции, действующей до 22 августа 2004 года, районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственного обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", которым был установлен районный коэффициент к пенсиям в размере 1,4, в том числе и по г. Нерюнгри, который и подлежит применению.

Указанные выводы следуют и из п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Кардашевской Т.П. и Кардашевскому В.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 дней.

Федеральный судья:                                                           С.Г. Варсанофьева