2-819/2010 года



                                                              Дело № 2-819/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2010 г.

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Варсанофьевой С.Г.,

с участием прокурора Тыжук М.В.,

при секретаре Журавлевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Дудина С.Р. к администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Костромы, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации г. Костромы в интересах Дудина С.Р. ДД.ММ.ГГГГ рождения о предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм. Мотивировал тем, что прокуратурой г. Костромы на основании обращения Дудина С.Р. проведена проверка исполнения жилищного законодательства. Установлено, что Дудин С.Р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Свердловского районного суда г.Костромы ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав, постановлением администрации г.Костромы ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Дудин С.Р. был направлен в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дудин С.Р. находился в ГОУ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ <данные изъяты>. Пунктом 2 постановления администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Костромы возложила на себя обязанность обеспечить несовершеннолетнего Дудина С.Р. жилым помещением по возвращению из детского учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья Дудин С.Р. состоит с ДД.ММ.ГГГГ с учетом требований п.1 ст.148, п.1 ст.155.3 СК РФ, п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2, ч.3 ст. 57 ЖК РФ прокурор просит обязать администрацию г.Костромы предоставить Дудину С.Р. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет ЖКХ администрации г. Костромы, администрация Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома.

В судебном заседании прокурор и истец Дудин С.Р. заявленные требования поддержали по указанным в иске основаниям.

Представитель администрации г. Костромы Матвеева Ю.А. иск не признала, пояснила, что администрация г. Костромы не является надлежащим ответчиком по данному делу, считает, что обязанность по предоставлению жилья данной категории граждан лежит на субъекте РФ, а не на органах местного самоуправления, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25.12.2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» с учетом положений данной статьи.В связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, считает, что заявленные исковые требования прокурора города Костромы к Администрации города Костромы не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. исковые требования прокурора считает обоснованными, пояснила, что обязанность по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями лежит на органе местного самоуправления в лице администрации г.Костромы в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, поскольку администрация Костромской области не имеет в собственности жилых помещений.

Представитель Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Овчаренко С.В. и представитель Комитета социальной защиты, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома Пашнева О.Н. иск считают обоснованным, по тем же основаниям, что и представитель администрации Костромской области. Овчаренко С.В. подтвердил также, что свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области в настоящее время не имеется, что как только появляются свободные квартиры, они тут же распределяются в порядке очередности лицам данной категории.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В Костромской области приняты и действуют Закон от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции от 06.07.2009 года № 490-4-ЗКО), Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 6.07.09 года), Постановление администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области».

В соответствии со ст.3 п.2 Закона КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма (в редакции от 06.07.09 года) жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом положений статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области".

В силу ст.6 Закона КО 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.

Судом установлено, что Дудин С.Р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. заочным решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ его отец Д. умер. Постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Дудин С.Р. был направлен в госучреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пунктом вторым данного постановления администрация г. Костромы взяла на себя обязательство предоставить Дудину С.Р. жилое помещение по достижении им совершеннолетия в соответствии с нормами жилищного законодательства РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Дудин С.Р. достиг совершеннолетия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он являлся воспитанником ГОУ <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ <данные изъяты>(л.д.14), затем до ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ <данные изъяты>, проживал до окончания обучения в общежитии техникума.

В настоящее время Дудин С.Р. не имеет регистрации по месту жительства, не имеет какого либо закрепленного за ним жилого помещения, временно проживает без регистрации в квартире своего дяди по адресу: <адрес>, в соответствии с постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в список очередности воспитанников детских домов за .

По сообщению УФРС по Костромской области и ГП «Костромаоблтехинвентаризация» Дудин С.Р. не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области.

При таких обстоятельствах Дудин С.Р. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

При этом суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г. Костроме в лице администрации г. Костромы является надлежащим ответчиком по данному делу.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Поскольку местом жительства Дудина С.Р. при приобретении им статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлся город Кострома, он состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилья в г.Костроме, то жилое помещение должно быть предоставлено ему в черте г.Костромы.

Предоставление жилого помещения указанным категориям граждан (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) является обязанностью муниципального образования по норме ч.3 ст. 57 ЖК РФ, которая указывает, что жилое помещение предоставляется на основании решения органа местного самоуправления, что не противоречит ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 ст.4 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 15 ноября 2005 года N 320-ЗКО "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В настоящее время, в связи с изменением данной нормы Законом КО от 6.07.09 года № 490-4-ЗКО учет детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения КО.

Статья 5 указанного Закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области.

Уполномоченный орган (организация) по содержанию имущества казны Костромской области не реже двух раз в год обязан предоставлять в уполномоченный орган сведения о наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на соответствующей территории.

Однако данное положение противоречит требованиям п. 2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ, которая предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения и не ставит данное право в зависимость от наличия или отсутствия свободных изолированных помещений в жилищном фонде субъекта РФ.

По сообщению Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в настоящее время свободные жилые помещения в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, в связи с чем, истец должен быть обеспечен жильем органом исполнительной власти по месту жительства.

Кроме того, п. 4 статьи 5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» в редакции, действовавшей на момент возникновения у Дудина С.Р. права на внеочередное предоставление жилья предусматривал, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения органа местного самоуправления.

Принятое на себя п.2 постановления № 968 от 22.03.2002 г. обязательство органа местного самоуправления по предоставлению Дудину С.Р. жилья не было исполнено.

При таких обстоятельствах изменения редакции п.4 ст.5 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», в том числе связанные с изменением порядка ведения учета указанных категорий граждан на получение жилья в настоящее время в связи с принятием Закона № 490-4 ЗКО, не должны влиять на право истца на обеспечение его жилым помещением в порядке установленном ч. 3 ст. 57 ЖК РФ.

Указанная норма должна быть применена судом в рассматриваемом споре, поскольку Администрация Костромской области не имеет свободных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области.

С учетом изложенного суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Костромы в лице Администрации г.Костромы, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцу решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом.

При таких обстоятельствах суд находит доводы представителя ответчика в части не признания исковых требований необоснованными.

Суд не находит оснований указывать в решении суда обязанность предоставить истцу жилое помещение вне очереди, поскольку это прямо предусмотрено законом и данное требование закона является основанием для вынесения решения суда о предоставлении Дудину С.Р. жилого помещения. Решение суда подлежит исполнению в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городского округа г. Костромы в лице администрации г. Костромы предоставить Дудину С.Р. по договору социального найма жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Федеральный судья                                                            Варсанофьева С.Г.