Решение суда об удовлетворении исковых требований о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.



Дело № 2-172/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года Свердловский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Пелевиной Н.В.

при секретаре Беловой С.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием сторон и сурдопереводчика <данные изъяты> гражданское дело по иску Румянцева С.Ю. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

Румянцев С.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что с 28.10.1981 года по 19.10.1990 года работал на Костромском заводе <данные изъяты> в должности чистильщика металла, отливок, изделий и деталей, занятые на обработке литья вручную внутри камер и в противогазах. Работа в указанной должности в соответствии со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах в особо вредными и особо тяжелыми условиями труда от 26.01.1991 года дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по достижении 50 лет. В связи с этим он обратился в УПФ по г.Костроме с заявлением о назначении такой пенсии, однако решением ответчика от 27.08.2010 года в назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием специального стажа, при этом в специальный стаж указанный период не включен по причине отсутствия в наименовании его профессии в трудовой книжке слов «занятый на обработке литья вручную внутри камер и в противогазах», с чем он не согласен. Ссылаясь на то, что 05.06.2010 года достиг 50-летнего возраста и что неполная запись в трудовой книжке и документах завода сделана не по его вине, просит обязать ответчика включить в специальный стаж, учитываемый при назначении пенсии на льготных основаниях, вышеуказанный период работы и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения за ней - с 21.06.2010 года.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, пояснил, что в спорный период работал по специальности, предусмотренной Списком № 1, поэтому имеет право на назначение досрочной пенсии с 50-летнего возраста.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что спорный период исключен из специального стажа истца, так как наименование профессии, по которой он работал и которое указано в его трудовой книжке, не соответствует тому, которое указано в Списке № 1, поэтому истец может только претендовать на получение пенсии с 55-летнего возраста по Списку № 2.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица ОАО «Костромской завод <данные изъяты> полагала исковые требования обоснованными, пояснила, что ранее сотрудниками отдела кадров часто допускалось произвольное и сокращенное наименование рабочих должностей, что одна и та же должность могла именоваться по-разному, что в связи с многочисленными реорганизациями завода основная часть документов, подтверждающих технологическую характеристику выполняемых истцом работ и применяемого обрудования, не сохранилась, но подтвердила, что истец работал в должности «чистильщик литья» в Литейном цехе гильз, работа в которой дает право на досрочное назначение пенсии по Списку № 1 от 1956 года, и в спорный период согласно сохранившимся документам отдела кадров на другие должности не переводился.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, свидетелей <данные изъяты> исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела Румянцева С.Ю., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пунктом 1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно п.2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» Постановления Правительства РФ № 537 от 18 июля 2002 года «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда применяется Список № 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В силу ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года и в Определении от 5 ноября 2002 года, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе подтверждение и исчисление трудового стажа, может осуществляться по нормам законодательства, действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Разделом ХI «Металлообработка» Списка № 1, утвержденного 22.08.1956 года, подразделом «Литейное производство» предусмотрено, что правом на досрочную пенсию обладают обрубщики, вырубщики и опиловщики фасонного литья на наждаках и вручную.

В разъяснении Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 16.10.1957 года № 35 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, к работникам металлургической промышленности и других отраслей» указано, что по списку № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать чистильщикам литья как обрубщикам, вырубщикам и опиловщикам фасонного литья на наждаках и вручную.

Аналогичные разъяснения были утверждены Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 02.04.1976 года № 81/8.

При этом в указанном разъяснении также было указано, что такие рабочие имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах независимо от того, где имеется литейное производство: на машиностроительном заводе, на текстильной фабрике, химическом заводе, угольной шахте или на другом предприятии и вне зависимости от ведомственного подчинения предприятий и учреждений, где работали или работают обратившиеся за пенсией лица.

Из материалов дела следует, что 14.10.1981 года Румянцев С.Ю. обратился на имя начальника литейного цеха Костромского завода <данные изъяты> с заявлением о приеме его на работу чистильщиком литья (л.д.17).

На указанном заявлении имеется виза начальника, адресованная отделу кадров «Оформить чистильщиком литья».

На основании указанного заявления запиской о приеме № 1160 от 15.10.1981 года Румянцев С.Ю. был принят на работу в ЛЦГ чистильщиком металла, отливок, деталей и изделий по третьему разряду.

В указанной должности он проработал до 18.10.1990 года.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент существования трудовых отношений наименования должностей «чистильщик литья» и «чистильщик металла, отливок, деталей и изделий» являлись тождественными.

Это следует также из показаний представителя работодателя истца и допрошенных судом свидетелей, из технологической инструкции по очистке отливок гильз цилиндров на дробометных установках от 1986 года.

Из этой же технологической инструкции, по которой работал истец, усматривается, что она соответствует той, по которой работают чистильщики металла, отливок, деталей и изделий, занятые при обработке литья вручную внутри камер и в противогазах, которые включены в Список № 1, утвержденный впоследствии постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

Таким образом, на основании законодательства, действующего в период осуществления истцом трудовой функции, спорный период подлежит включению в стаж, дающий ему право на назначение досрочной пенсии с 50-летнего возраста.

Справка № 46 от 11.08.2010 года о том, что истец имеет право на пенсию по Списку № 2, выдана ОАО «Костромской завод <данные изъяты> ошибочно, что подтвердил в судебном заседании представитель указанного общества.

Ссылки в протоколе УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району № 3004 от 27.08.2010 года на то, что в спорный период истец переводился в 1986 году на должность токаря, а в 1990 году - на должность контролера, ошибочны.

Согласно личной карточке Румянцева С.Ю., представленной ОАО Костромской завод <данные изъяты> никаких переводов в спорный период (с момента приема на работу и до 18.10.1990 года) не имелось.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в спорный период истец имел отвлечения от работы с 01.03.1980 года по 10.03.1980 года, с 28.10.1981 года по 29.10.1981 года, с 01.01.1982 года по 01.01.1982 года, с 01.01.1984 года по 04.01.1984 года, с 01.01.1986 года по 03.01.1986 года, с 01.01.1987 года по 03.01.1987 года, с 01.01.1988 года по 02.01.1988 года (отпуска без сохранения заработной платы), которые не могут быть включены в специальный стаж. Поэтому спорный период подлежит включению в стаж без учета этого времени.

С учетом включенных ответчиком периодов работы на <данные изъяты> (2 года 2 месяца 1 день) и спорного периода за минусом отвлечений продолжительность специального стажа истца на момент обращения к ответчику составила более требуемых по закону 10 лет, в связи с чем он имеет право на назначение досрочной пенсии с момента обращения.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Румянцева С.Ю. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области включить в специальный трудовой стаж Румянцева С.Ю. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его работы чистильщиком металла, отливок, изделий и деталей на Костромском заводе <данные изъяты> с 28.10.1981 года по 18.10.1990 года (за исключением периодов отвлечений с 01.03.1980 года по 10.03.1980 года, с 28.10.1981 года по 29.10.1981 года, с 01.01.1982 года по 01.01.1982 года, с 01.01.1984 года по 04.01.1984 года, с 01.01.1986 года по 03.01.1986 года, с 01.01.1987 года по 03.01.1987 года, с 01.01.1988 года по 02.01.1988 года), назначить ему трудовую пенсию по старости с 21.06.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 10 дней.

Судья Н.В.Пелевина